Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области гражданской авиации, а также в области использования воздушного пространства.
1.1. Характеристика поднадзорных хозяйствующих субъектов (объектов)
Подконтрольными субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного надзора в области гражданской авиации, а также государственного контроля (надзора) в области использования воздушного пространства являются:
авиационные предприятия и организации, юридические и физические лица, выполняющие и обеспечивающие воздушные перевозки, авиационные работы и услуги;
юридические и физические лица оказывающие услуги с помощью беспилотных авиационных систем;
юридические лица в сфере организации использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
1.2. Наиболее значимые риски
Со стороны субъектов (объектов) контроля (надзора) продолжают оставаться на высоком уровне риски нарушения обязательных требований в сфере гражданской авиации, а также использования воздушного пространства, прямо или косвенно влияющие на вероятность наступления события (катастрофы, аварии, авиационного события), следствием которого могут являться:
1. Риск гибели человека.
2. Риск причинения вреда здоровью человека.
3. Риск загрязнения окружающей среды.
4. Риск материального ущерба.
1.3. Статистические показатели подконтрольной среды
На 1 января 2020 года количество подконтрольных субъектов в области гражданской авиации, а также области использования воздушного пространства составляет более 1 300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Подконтрольные субъекты (объекты) эксплуатируют воздушные суда как российского (советского), так и иностранного производства различного типа и класса (более 20 типов российских, более 25 - иностранных самолетов; более 5 типов российских, более 10 - иностранных вертолетов).
Имеют на руках свидетельства авиационного специалиста:
персонал, относимый к летному экипажу - более 44 000 (линейные, коммерческие пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты);
персонал, относимый к кабинному экипажу - более 42 000 (бортоператоры, бортпроводники).
Подконтрольные субъекты (объекты) рассредоточены по всей территории Российской Федерации на поднадзорных территориях по федеральным округам.
Госавианадзором и его территориальными управлениями в 2020 году проведено 7 402 проверки в отношении субъектов гражданской авиации, в том числе 369 проверок в рамках 294-ФЗ (34 плановых, 335 внеплановых), 5 481 плановых рейдовых мероприятий, 415 мероприятий по контролю и надзору на борту воздушного судна в процессе полета, 1 137 надзорных мероприятий по иным основаниям законодательства Российской Федерации.
По сравнению, с тем же периодом в 2019 году, общее число проведенных контрольно-надзорных мероприятий уменьшилось на 22,7% из них плановых проверок на 77%, внеплановых на 33%, рейдовых мероприятий на 17%, мероприятий по контролю и надзору на борту воздушного судна на 41%, надзорных мероприятий по иным основаниям законодательства Российской Федерации на 26%.
Кроме этого, в 2020 году не проводились проверки в отношении субъектов малого бизнеса.
В 2020 году выявлено 1 555 нарушений воздушного законодательства Российской Федерации. Устранено 1 832 нарушения включая нарушения, выявленные в предыдущих периодах деятельности со сроком устранения в отчетном периоде и составляет 99%.
Выдано 658 обязательных для исполнения предписаний, составлено 897 протоколов об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 817 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов 17,9 млн. рублей.
В 2019 году выявлено 3 405 нарушений воздушного законодательства Российской Федерации. Все выявленные нарушения устранены в установленные сроки.
Выдано 1 345 обязательных для исполнения предписаний, составлено 1 333 протокола об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 1 229 юридических, должностных, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая сумма наложенных штрафов 20,1 млн. рублей.
В настоящее время проведен анализ состояния подконтрольных субъектов по выявленным нарушениям требований законодательства Российской Федерации. За 2020 год территориальными управлениями по выявленным нарушениям было возбуждено 897 административных дел, из них, по видам нарушений:
1) Нарушение правил использования воздушного пространства (статья 11.4) - 30%.
2) Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна (ч. 6 статья 11.5) - 10%.
3) Уклонение от исполнения административного наказания (ч. 1 статья 20.25) - 9%.
4) Нарушение правил поведения граждан на воздушном транспорте (ч. 6 статья 11.17) - 9%.
5) Другие статьи КоАП РФ - 42%.
Инспекторами Госавианадзора и его территориальными управлениями в процессе контрольно-надзорной деятельности в 2020 году, за нарушения требований законодательства в области гражданской авиации и использования воздушного пространства, введено 171 различного рода ограничений, в том числе:
- приостанавливалась эксплуатация 24 воздушных судов;
- на выполнение полетов 78 командиров воздушных судов;
- на выполнение полетов 18 бортпроводников;
- отстранялись от выполнения работ 20 авиационных специалистов;
- на выполнение 4 видов авиационных работ;
- на эксплуатацию 1 аэродромного объекта;
- на эксплуатацию 26 единиц оборудования.
По состоянию на 20 ноября 2020 года с воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации произошло 35 авиационных происшествий (18 катастроф - погибло 35 человек и 17 аварий - травмировано 28 человек), 625 инцидентов, 3 чрезвычайных происшествия, 65 повреждений воздушных судов на земле.
За аналогичный период 2019 года с воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации произошло 27 авиационных происшествий (16 катастроф - погибло 69 человек и 11 аварий), 851 инцидент, 4 чрезвычайных происшествия, 91 повреждение воздушных судов на земле.
По состоянию на 20 ноября 2020 года с воздушными судами коммерческой авиации Российской Федерации произошло 11 авиационных происшествий (5 катастроф - погибло 11 человек и 6 аварий - травмировано 14 человек), 561 инцидент, 2 чрезвычайных происшествия, 63 повреждения воздушных судов на земле.
За аналогичный период 2019 года с воздушными судами коммерческой авиации произошло 6 авиационных происшествий (2 катастрофы - погибло 43 человека и 4 аварии), 777 инцидентов, 2 чрезвычайных происшествия, 90 повреждений воздушных судов на земле.
По состоянию 20 ноября 2020 года с воздушными судами авиации общего назначения произошло 24 авиационных происшествия (13 катастроф - погибло 24 человека и 11 аварий - травмировано 14 человек), 64 инцидента, 1 чрезвычайное происшествие, 2 повреждения воздушных судов на земле.
За аналогичный период 2019 года с воздушными судами авиации общего назначения Российской Федерации произошло 21 авиационное происшествие (14 катастроф - погибло 26 человек и 7 аварий), 74 инцидента, 2 чрезвычайных происшествия, 1 повреждение воздушного судна на земле.
Основные нарушения, выявляемые в ходе проверок:
- нарушения обязательных требований и сфере деятельности операторов аэродромов, организации воздушных перевозок и авиатопливообеспечения - 40%;
- нарушения обязательных требований в сфере соблюдения летных стандартов и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта - 30%;
- нарушения обязательных требований в сфере поддержания летной годности гражданских воздушных судов - 20%;
- нарушения обязательных требований в сфере использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания - 6%;
- нарушения обязательных требований в сфере деятельности авиации общего назначения - 3%.
Показатели 6% и 3% связаны с "каникулами" малого бизнеса.
Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации свидетельствует о том, что большая часть факторов-рисков в деятельности субъектов гражданской авиации, снижающих уровень безопасности полетов, напрямую связана с нарушениями авиационным персоналом обязательных требований нормативных документов.
Анализ причин авиационных происшествий позволил установить два типовых фактора-риска, которые ранее не приводили к таким тяжким последствиям:
- потери управления в полете. При сравнительно небольшой доле таких событий в общем числе авиационных происшествий (15%), на них приходится 55% от числа всех погибших;
- столкновения с землей в управляемом полете. С этой группой событий связано 38% авиационных происшествий и 38% погибших.
Существуют проблемы в подготовке авиационного персонала, в том числе летного состава, специалистов по техническому обслуживанию, специалистов УВД, в основе которых лежат, в том числе и несоответствия установленным требованиям программ подготовки авиационного персонала.
1.4. Текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы в период реализации программы
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства. Дифференциация обязательных требований в зависимости от категории субъектов, оказывающих негативное воздействие на охраняемые законом ценности, повышение квалификации руководителей и сотрудников подконтрольных субъектов могут способствовать снижению количества правонарушений в отрасли.
В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среде.
1.5. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В 2020 году территориальными Управлениями государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности (УГАН НОТБ), МТУ СКФО Ространснадзора с участием представителей Госавианадзора, в соответствии с утвержденным Планом-графиком проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, провели мероприятия в режиме видео-конференц-связи.
В проведенных мероприятиях приняло участие более 800 человек, представителей бизнес-сообщества транспортного комплекса.
Ведется работа по снижению административной нагрузки на субъекты надзора путем актуализации и сокращения обязательных требований контрольно-надзорной деятельности на территории, а также путем повышения их информированности об обязательных требованиях через размещение на официальных сайтах исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования по контрольно-надзорной деятельности.
Госавианадзор продолжает практику организации и проведения совещаний с участием представителей авиационных сообществ физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легкомоторные воздушные суда в различных регионах Российской Федерации.
Госавианадзор и территориальные управления, в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в сфере гражданской авиации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе:
1) обеспечивают размещение на официальном сайте в сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения совещаний, семинаров и конференций, проведение разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивают проведение ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики;
4) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления контрольной (надзорной) деятельности в сфере гражданской авиации и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
5) выдают предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации данной Программы, является низкий уровень правовой грамотности субъектов надзора, который приводит к возникновению причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности полетов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо к угрозе причинения вреда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.