Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства транспорта
и дорожного хозяйства
Республики Саха (Якутия)
от "21" января 2021 год N ОД-16
Обобщение
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности органа Гостехнадзора Республики Саха (Якутия) за 2020 год
1. Общие положения
Функция регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов на территории Республики Саха (Якутия) осуществляются Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Целями обзора являются:
обеспечение единства практики применения органом государственного контроля (надзора) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов государственного контроля (надзора), путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижение количества нарушений обязательных требований за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами обзора являются:
выявление проблемных вопросов применения органом государственного контроля (надзора) обязательных требований;
выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по выявлению типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
2. О Гостехнадзоре Республики Саха (Якутия)
Главными документами, в настоящее время регламентирующими деятельность органов гостехнадзора субъектов РФ, являются Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 г. N 1291 и Правила осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1540.
Осуществляемые виды государственного контроля (надзора):
Региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.
Инспекции гостехнадзора:
В Республике Саха (Якутия) всего 20 инспекций гостехнадзора, из них 7 межрайонных и 13 районных инспекций, осуществляющих надзорную деятельность по следующим 35 районам Республики Саха (Якутия):
N п/п |
Наименование инспекции |
Поднадзорный районы |
1 |
Межрайонная в городе Якутске |
г. Якутск Булунский улус Жиганский улус Кобяйский улус Момский улус |
2 |
Амгинская межрайонная |
Амгинский улус Усть-Майский улус |
3 |
Усть-Янская межрайонная |
Усть-Янский улус Верхоянский улус Эвено-Бытантайский улус Абыйский улус Аллаиховский улус |
4 |
Мирнинская межрайонная |
Мирнинский район Анабарский улус Оленекский улус |
5 |
Вилюйская межрайонная |
Вилюйский улус Верхневилюйский улус |
6 |
Оймяконская межрайонная |
Оймяконский улус Томпонский улус |
7 |
Среднеколымская межрайонная |
Среднеколымский улус Верхнеколымский улус Нижнеколымский улус |
8 |
Алданская |
Алданский район |
9 |
Горная |
Горный район |
10 |
Ленская |
Ленский район |
11 |
Мегино-Кангаласская |
Мегино-Кангаласский район |
12 |
Намская |
Намский улус |
13 |
Нерюнгринская |
Нерюнгринский район |
14 |
Нюрбинская |
Нюрбинский улус |
15 |
Олекминская |
Олекминский улус |
16 |
Сунтарская |
Сунтарский улус |
17 |
Таттинская |
Таттинский улус |
18 |
Усть-Алданская |
Усть-Алданский улус |
19 |
Хангаласская |
Хангаласский улус |
20 |
Чурапчинская |
Чурапчинский улус |
В связи с ограничением в штатной численности инженеров-инспекторов, в 15 улусах (районах) республики отсутствуют инспекции гостехнадзора. Количество машин состоящих на учете в этих улусах составляет 17% от общего количества машин, зарегистрированных в республике. В улусы (районы) в которых отсутствуют инспекции, совершаются командировки в целях предоставления государственных услуг, проведения технических осмотров, проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.
3. Количество самоходных машин в Республике Саха (Якутия)
Количество самоходных машин и других видов техники, состоящих на учете на территории Республики Саха (Якутия), по состоянию на 31.12.2020 года составляет 35752 единиц, в том числе 2677 прицепов.
4. Количество аттракционной техники (аттракционов)
Количество зарегистрированных аттракционов на территории республики по состоянию на 31 декабря 2020 года составляет 7 единиц, в том числе г. Якутск - 4 единиц, Нерюнгринский район - 3 единицы.
5. Плановые и внеплановые проверки
Плановые и внеплановые проверки, согласованные с органами прокуратуры, проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. Выбор формы проверки по контролю над исполнением предписания (документарной или выездной) определяется в каждом конкретном случае и индивидуально в отношении каждого субъекта контроля, исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки.
В 2020 года должностными лицами Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) проведена 1 внеплановая проверка в ходе, которой выявлено 1 нарушение о неисполнении ранее выданного предписания. Материалы административного правонарушения были направлены на рассмотрение в судебный орган.
6. Профилактические мероприятия
В 2020 году отдельные профилактические операции не проводились. Проведение профилактических и надзорных мероприятий распределялись в течение года в зависимости от сезонности эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
С начала года инспекторами Гостехнадзора проведено 184 плановых (рейдовых) осмотров самоходных машин и других видов техники, в ходе осмотров проверено 251 ед. техники. Проведено 33 профилактические беседы (лекции) с участием 820 человек (за 2019 г. - 104 бесед, 1749 человек). На снижение числа проведенных профилактических бесед повлияло введение ограничительных мероприятия по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции.
Анализ происшествий с участием самоходных машин и других видов техники показал, что в 2020 году зарегистрировано 37 происшествий с участием самоходных машин и других видов техники (2019 г. - 49 происшествий). В результате данных происшествий погибло 12 и ранено 15 человек (2019 г. - соответственно 12 и 22). Таким образом, снижение числа происшествий составило 24,4%, снижение числа раненных 31,8%, число погибших не изменилось. Причинами 14 происшествий послужило нарушение правил безопасной эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в остальных случаях - нарушение Правил дорожного движения.
7. Анализ нарушений обязательных требований и их причины
При эксплуатации самоходной техникой, владельцы и водители (машинисты) пренебрегают обязательными требованиями безопасности эксплуатации по разным причинам, что иногда приводит к серьезным последствиям как дорожно-транспортные происшествия и несчастные случаи. Выявленные нарушения при дорожно-транспортных происшествиях и несчастных случаях и их причины указаны в таблице, в разрезе по предыдущим годам, произошедших на территории Республики Саха (Якутия).
Наиболее частым нарушениям обязательных требований, выявляемыми в периоды проведения плановых (рейдовых) осмотров, являются следующие нарушения:
- Не соблюдение периодичности проведения технического осмотра;
- Машины не зарегистрированы в установленном порядке;
- Отсутствие удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) или разрешающей отметки в удостоверении.
По удельному весу происшествия распределились следующим образом:
N |
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Общие показатели | ||||||||||
1. |
Всего зарегистрировано ДТП и несчастных случаев |
19 |
35 |
20 |
18 |
22 |
47 |
38 |
49 |
37 |
2. |
в результате ДТП: ранено, чел. |
21 |
15 |
9 |
13 |
11 |
10 |
9 |
22 |
15 |
3. |
погибло, чел. |
3 |
13 |
9 |
3 |
4 |
14 |
17 |
12 |
12 |
Сведения о машинах и трактористах | ||||||||||
4. |
ТС не зарегистрировано |
5 |
2 |
13 |
10 |
10 |
16 |
|||
5. |
ТС не прошло тех. осмотр |
5 |
2 |
19 |
16 |
21 |
26 |
|||
6. |
Происшествие с участием трактора |
5 |
7 |
7 |
7 |
4 |
7 |
|||
7. |
Происшествие с участием минитрактора |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
7 |
|||
8. |
Происшествие с участием погрузчика |
4 |
6 |
15 |
14 |
11 |
4 |
|||
9. |
Происшествие с участием снегохода |
5 |
1 |
5 |
3 |
11 |
6 |
|||
10. |
Происшествие с участием квадроцикла (мотовездехода) |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
|||
11. |
Водитель не имеет удостоверения тракториста-машиниста |
6 |
2 |
13 |
16 |
20 |
19 |
|||
Вид происшествий | ||||||||||
12. |
Опрокидывание |
6 |
4 |
5 |
9 |
5 |
7 |
|||
13. |
Наезд на пешехода |
1 |
2 |
6 |
6 |
5 |
5 |
|||
14. |
Наезд на препятствие |
1 |
2 |
7 |
5 |
3 |
4 |
|||
15. |
Столкновение с ТС |
6 |
10 |
23 |
12 |
11 |
14 |
|||
16. |
Падение пассажира |
3 |
2 |
4 |
- |
2 |
- |
|||
17. |
Происшествие на производстве |
- |
- |
3 |
- |
3 |
4 |
|||
18. |
Иной вид |
1 |
1 |
1 |
6 |
- |
3 |
|||
При чипы происшествий | ||||||||||
19. |
Несоблюдение правил безопасной эксплуатации |
1 |
1 |
11 |
11 |
15 |
14 |
|||
20. |
Дорожные условия |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
|||
21. |
Алкогольное опьянение |
2 |
1 |
1 |
5 |
2 |
5 |
|||
22. |
Несоблюдение ПДЦ |
14 |
18 |
34 |
26 |
27 |
22 |
|||
23. |
Другие причины |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
Также в районах, в которых отсутствуют инспекции гостехнадзора, ввиду слабого надзора, наблюдается высокая доля незарегистрированных машин, а также случаев их управления лицами, не имеющими соответствующих удостоверений.
8. Анализ правоприменительной практики
При проведении проверок должностные лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства руководствуются требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 года N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации".
Плановые и внеплановые проверки, согласованные с органами прокуратуры, проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки. Выбор формы проверки по контролю за исполнением предписания (документарной или выездной) определяется в каждом конкретном случае и индивидуально в отношении каждого субъекта контроля, исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки.
Выполнение контрольных мероприятий направлено на соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что выражается в соблюдении требований Федерального закона N 249-ФЗ:
- к срокам подготовки и направления в адрес проверяемого лица приказа о проведении проверки,
- к соблюдению сроков проведения проверок,
- к срокам подготовки актов по результатам проверок,
- к разъяснению должностным лицам подконтрольных организаций прав и обязанностей при выполнении мероприятий по контролю.
По результатам проверки должностными лицами Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), проводящими проверку, составляется акт проверки. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Второй экземпляр приобщается к делу департамента Гостехнадзора Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) для хранения.
В связи с отсутствием утвержденного Порядка осуществления государственного регионального надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов, и критериев применения риск-ориентированного подхода Министерством в 2020 году не проводились плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
9. Информирование населения
Инженеры-инспекторы, в рамках выполнения Программы профилактики нарушений обязательных требований, регулярно выступают на радио, телевидении, публикуют статьи в местных печатных изданиях,
Также информация об всех нормативно-правовых актах, планы работ, и освещения деятельности размещаются на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) https://mintrans.sakha.gov.ru/.
10. Проблемные вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора)
В целях повышения эффективной работы, значимости инженеров-инспекторов в соответствии с требованиями п. 2 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13 декабря 1993 года N 1291 и ст. 23.35 КоАП РФ от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ, повышения производительности труда и безопасности на рабочих местах в производственных и промышленных предприятиях и организациях, обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, безопасности движения, сохранности имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, усовершенствования регулирования общественных отношений в сфере осуществления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, соблюдения правил их эксплуатации необходимо укрепить нормативно-правовую базу на республиканском уровне и реализовать следующие мероприятия:
1) Проведение повышения квалификации государственных инженеров-инспекторов в части применения нормативных правовых актов, принятых в 2020 году.
2) Проведение мероприятий по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности инспекций в направлении цифровизации;
3) Повышение охвата проводимых мероприятий за счет увеличения числа выездов в труднодоступные и отдаленные поселения;
4) Дальнейшее освещение в средствах массовой информации актуальных направлений в работе, связанных с осуществлением регионального государственного надзора, оценкой технического состояния машин и оборудования и исполнения других функций Министерства;
5) Повышение эффективности взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 21 января 2021 г. N ОД-16 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.