Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 18 июня 2004 г. N вн 2.2-1/2156
по проекту федерального закона N 48508-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и признании утратившим силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", внесенному депутатами Государственной Думы B.C. Плескачевским, А.А. Агеевым, Е.И. Богомольным, А.Б. Каноковым и др.
(первое чтение)
По итогам правовой экспертизы названного законопроекта Правовое управление сообщает следующее.
В проекте предлагается дополнить статьей 3.1 Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В контексте данной статьи вызывают вопрос пункты 1 и 6 в той части, где упоминаются перечни земельных участков, на которые возникает право собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно. Не ясно, на каком основании и в каком порядке должна идти подготовка таких перечней, а также цель их подготовки, поскольку Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", в соответствии с которым и была предусмотрена подготовка и согласование таких перечней земельных участков, в проекте предлагается признать утратившим силу.
В связи с этим важным представляется так же# однозначно определить, к каким правоотношениям будет применяться данный законопроект, имея в виду, что есть пока ныне действующий Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю".
На наш взгляд, в проекте не решена проблема государственной регистрации права публичной собственности на земельные участки, которое возникает на основании закона, поскольку в нем не указывается, как быть в случае отсутствия у претендента правоустанавливающих документов. Вместе с тем согласно Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" наличие таких документов является обязательным условием государственной регистрации.
Для целей разграничения государственной собственности на землю, по нашему мнению, необходимо определить, в каком порядке (кроме судебного) будут решаться споры.
В пункте 4 (абзац 6) статьи 3.1, видимо, необходимо уточнить, что к муниципальной собственности относятся земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам, но находящиеся у них не на праве собственности.
Поскольку по времени процесс разграничения государственной собственности на землю продолжительный, представляется преждевременным признавать утратившим силу пункт 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Законопроект нуждается в доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы к использованию при законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 от 20 ноября 2003 года).
1. Наименование законопроекта неверно отражает его содержание, поэтому должно быть скорректировано и изложено следующим образом:
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательства Российской Федерации
2. Статью 1 следует оформить так:
Статья 1
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147) следующие изменения:
1) в пункте 2 статьи 16 слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменить словами "федеральными законами";
2) статьи 17, 18 и 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
В федеральной собственности......(далее по тексту статьи)......законодательством.
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
В собственности......(далее по тексту статьи)......законодательством.
Статья 19. Муниципальная собственность на землю
1. Муниципальной......(далее по тексту части)......значения.
2. В собственности......(далее по тексту части)......законодательством.".
3. По статье 2 законопроекта:
Статью следует оформить так:
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "Овведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846) следующие изменения:
1) пункт 10 статьи 3 признать утратившим силу;
2) дополнить статьей 3.1 следующего содержания:
"Статья 3.1
1. Если......(далее по тексту статьи).......".
Структуру дополняемой статьи 3.1 считаем крайне некорректной (смотри, например, пункты 3 и 4 данной статьи). Существенным для пункта статьи является то, что он не должен состоять из нескольких абзацев, начинающихся с прописной буквы. Такие нарушения структуры необходимо ликвидировать либо "подтянув" такой абзац к предыдущему, либо (что лучше) пронумеровав его арабской цифрой с точкой, с тем, чтобы он стал пунктом статьи; абзацев, как структурных единиц, не имеющих нумерации, следует, по возможности, избегать;
Особое внимание следует обратить на содержание пункта 1 дополняемой статьи.
Полагаем, что порядок и особенности регистрации права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должен содержаться в самостоятельной статье.
4. По статьям 3 и 5 законопроекта:
Поскольку эти статьи содержат только признание утратившими силу законодательного акта и структурной единицы законодательного акта, их необходимо объединить и оформить следующим образом:
Статья 3
Признать утратившими силу:
1) Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 30, ст. 3060);
2) пункт 14 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251).
5. В статье 4 законопроекта слова "Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805)" заменить словом "Федерации,".
6. По статье 6 законопроекта:
Поскольку данная статья, по всей видимости, предусматривает общий порядок вступления в силу федерального закона (через 10 дней после дня официального опубликования) - такой порядок не прописывается, он действует "по умолчанию". Следовательно, данную статью 6 необходимо снять.
Заместитель |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.