Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 15 января 2021 г.
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1076374-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены", внесённому сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1076374-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены" (далее - законопроект) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан с целью создания правовых условий для оформления прав граждан на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены: положениями законопроекта определяется механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяется перечень документов, необходимых для приобретения гражданами земельных участков, расположенных под такими объектами гаражного назначения.
Изучив законопроект и материалы к нему, Комитет отмечает следующее.
Комитет неоднократно высказывал позицию о необходимости урегулировании проблем с регистрацией прав на индивидуальные гаражей, предоставление земли для создания которых осуществлялось в различные годы прошлого века, а также с оформлением прав на земельные участки под ними. Также Комитет отмечал, что особое внимание необходимо уделить случаям, когда правоустанавливающие документы у владельца гаража имеются не в полном объеме. В связи с этим Комитет полностью поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем, к законопроекту имеется ряд замечаний.
Законопроектом путем внесения изменений в пункт 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предполагается установить возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями. Также проектируемой статьей 39.36-1 указанного кодекса предполагается установить порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
При этом пунктом 1 проектируемой статьи 3.7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено, что предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В этой связи необходимо отметить, что из системного толкования проектируемого подпункта 7 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (которая включена в главу V.6 Земельного кодекса Российской Федерации) и пункта 1 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ не удается определить, в каких случаях размещение гаража осуществляется без предоставления земельного участка, а в каких - в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Комитет считаем необходимым в этой связи уточнить проектируемую норму пункта 1 статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ.
В целях совершенствования юридической техники Комитет предлагает установить возможность возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута не путем дополнения пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации новым подпунктом 7, а путем внесения соответствующих изменений в подпункт 4 указанного пункта, который также предполагает использование земельных участков без предоставления и установления сервитута, публичного сервитута не на основании решения уполномоченного органа, а на основании утверждаемой схемы размещения соответствующих объектов. Также нормы проектируемой статьи 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации предлагается перенести в статью 39.33 указанного кодекса.
Проектируемая статья 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ регулирует порядок предоставления земельных участков под ранее построенными гаражами, являющийся объектом капитального строительства (возведенных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации). Учитывая, что данные нормы не имеют отношения к введению в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также наличие в законопроекте проектируемой статьи 4, не вносящей изменения в другие федеральные законы, а имеющей прямое действие, Комитет считает целесообразным нормы проектируемой статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ оформить в качестве отдельной статьи законопроекта. Одновременно считаем целесообразным внести в статью 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации корреспондирующую норму о том, что порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков под гаражами, являющимися объектами капитального строительства и возведенными до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливается федеральным законом.
Также Комитет отмечает, что нормы проектируемой статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ не позволяют оформить земельный участок под территорией целого гаражного комплекса, который является объединением собственников недвижимого имущества. Такой порядок бы позволил одновременно решить вопрос о собственности в отношении земельных участков, занятых гаражами, а также земельных участков, которые предназначены для общего использования членами такого гаражного кондоминимума. В отличие от указанного механизма, порядок, предусмотренный законопроектом, позволяет "вырезать" из территории гаражного комплекса участки под отдельными гаражами, что впоследствии может привести к проблемам с использованием общего имущества, например дорог и проездов на территории комплекса, а также к изломам границ земельных участков особенно в случае, если часть собственников комплекса не обратится за оформлением участков в собственность.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным поддержать законопроект с учетом доработки в соответствии с изложенными замечаниями.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.