Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 20 января 2021 г. к решению Комитета N 230/6
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1075125-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий"
(в части уточнения функций Банка России и ПАО Сбербанк для целей получения во временное пользование ручного стрелкового оружия, а также устранения пробелов в нормативно-правовом регулировании полномочий должностных лиц указанных организаций, осуществляющих охранные функции)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1075125-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий" (далее - законопроект) и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
1. Действующая редакция части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" содержит общий перечень:
1) лиц, которые имеют право получить во временное пользование отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия:
Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации);
Сберегательный банк Российской Федерации;
Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации;
иные юридические лица с особыми уставными задачами, за исключением частных охранных предприятий;
2) обязанностей, выполняемых организациями, имеющими право в соответствии с федеральным законом получить во временное пользование отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия:
охрана объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, дипломатических представительств Российской Федерации в иностранных государствах, других особо важных объектов;
охрана при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, боевой техники, денежных средств и ценностей, дипломатической почты, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.
Законопроектом предлагается структурировать указанный перечень, закрепив в отношении каждого конкретного лица конкретные обязанности, для выполнения которых указанные лица имеют право получить во временное пользование боевое ручное стрелковое оружие, а также актуализировать данный перечень.
Законопроектом из указанного перечня исключен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в связи с неактуальностью предоставленных полномочий, а также исключены следующие обязанности, для выполнения которых лица имеют право получать боевое стрелковое оружие:
охрана объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники - законодательством Российской Федерации соответствующие полномочия предоставлены ведомственной охране "Ростех" и ФГУП "Охрана" Росгвардии;
охрана мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей - соответствующие полномочия предоставлены ведомственной охране Минфина России;
охрана мест добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней - соответствующие полномочия предоставлены ведомственной охране стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче природных алмазов, и организациям, осуществляющим геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу, производство, использование и обращение;
охрана особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов - законодательством Российской Федерации соответствующие полномочия каким-либо лицам не предоставлены.
По мнению Комитета, предлагаемое законопроектом структурирование организаций и обязанностей, для выполнения которых организации вправе получать боевое стрелковое оружие, исключит возможность расширительного толкования норм закона и сформирует четкий механизм правоприменения.
2. Кроме того законопроектом предлагается распространить на работников Банка России и ПАО Сбербанк, осуществляющих определенные федеральным законом охранные функции, отдельные права, обязанности, ответственность и гарантии работников ведомственной охраны, а также наделить работников Банка России и ПАО Сбербанк правом по задержанию лиц, совершивших противоправные посягательства на охраняемое имущество, транспорт, объекты для хранения, а также на указанных работников, и обязанностью по незамедлительной передаче указанных лиц в органы внутренних дел.
Комитет обращает внимание, что ПАО Сбербанк является коммерческой организацией и осуществляет деятельность на рынке инкассации, как и иные коммерческие организации, оказывающее подобные услуги. Наделение работников ПАО Сбербанк отдельными функциями работников ведомственной охраны, при оказании коммерческих услуг инкассации предоставляет ПАО Сбербанк неконкурентные преимущества. Вместе с тем, проект и материалы к нему не содержат достаточных обоснований введения указанного регулирования.
Принимая во внимание изложенное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.