Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1075007-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроект направлен на упрощение порядка получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
Так, глава 23 Кодекса дополняется новой статьей 221.1, устанавливающей упрощенный порядок предоставления налогоплательщику налоговым органом предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), а также предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (далее - ИИС).
Упрощенный порядок получения указанных налоговых вычетов предполагает взаимодействие физического лица и налогового органа с использованием интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика".
Налоговый вычет в упрощенном порядке может быть предоставлен по окончании налогового периода на основании заявления, представленного в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика.
При этом в пункте 2 проектируемой статьи 221.1 Кодекса отдельно указывается, что в заявлении налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств, информация об открытии которого была сообщена налоговому органу в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса. Следует отметить, что пунктом 1.1 статьи 86 Кодекса установлена обязанность банка сообщить в налоговый орган об открытии счета.
Для получения налоговых вычетов в упрощенном порядке не требуется представление в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и документов, подтверждающих право на вычеты. Сведения о расходах на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), а также о сумме денежных средств, внесенных на ИИС, передаются в налоговый орган налоговым агентом (банком) в автоматизированном режиме в рамках информационного взаимодействия.
Как следует из текста законопроекта применение предлагаемого механизма получения налоговых вычетов в упрощенном порядке возможно если налоговый агент (банк) присоединен к правилам обмена информацией, размещенным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Вместе с тем, порядок информационного взаимодействия налоговых органов с налоговыми агентами (банками) в части установления оснований предоставления сведений в налоговые органы не определен.
Кроме того, получение налогового вычета возможно при наличии в налоговом органе сведений о доходах налогоплательщика и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного налоговым агентом в бюджет, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса, за налоговый период, в котором понесены соответствующие расходы либо в котором у налогоплательщика имеется неиспользованный остаток имущественных налоговых вычетов.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в статью 88 Кодекса, устанавливающие, что на основе заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке, представленного в соответствии с пунктом 2 статьи 221.1 Кодекса, проводится камеральная налоговая проверка в течение 30 календарных дней с даты представления заявления. Указанный срок может быть продлен до трех месяцев в случае если налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное необоснованное заявление налогоплательщиком права на получение налоговых вычетов. Таким образом, законопроектом устанавливается сокращенный срок проведения камеральной налоговой проверки на основе заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Проектируемой статьей 221.1 Кодекса предусматривается внесение изменений в части оформления результатов камеральной налоговой проверки на основе заявления о предоставлении вычетов в упрощенном порядке, выявившей нарушения. Так, предусматривается вынесение налоговым органом решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью или частично), решения об отказе в предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке. Вместе с тем, следует отметить, что порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки на основе заявления о предоставлении вычетов в упрощенном порядке не имеет особенностей по отношению к порядку оформления результатов камеральной налоговой проверки, проводимой на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации и документов.
Также Кодекс дополняется статьями 126.2 и 135.3, устанавливающими ответственность налоговых агентов и банков за предоставление налоговому органу недостоверных сведений об открытии ИИС, суммах внесенных на него денежных средств, а также о суммах расходов налогоплательщика на приобретение объектов недвижимого имущества и на погашение процентов по целевым кредитам на их приобретение. При этом налоговый агент (банк) освобождается от ответственности если им представлены уточненные сведения до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом факта предоставления недостоверных сведений.
Согласно абзацу первому пункта 7 проектируемой статьи 221.1 Кодекса в случае представления налоговым агентом или банком уточненных сведений, приводящих к уменьшению суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке, налоговый орган принимает решение об отмене решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке, а также решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке.
Одновременно с указанными решениями налоговый орган направляет налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика требование о возврате суммы налога. Следует отметить, что уменьшение суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику, может быть связано также с действиями налогового агента или банка, передавшего недостоверные сведения налоговому органу. При этом налогоплательщик должен уплатить проценты с сумм, подлежащих возврату, исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с пунктом 6 проектируемой статьи 221.1 Кодекса в случае нарушения срока возврата физическому лицу суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета проценты начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается упростить получение у налогового агента до окончания налогового периода социальных налоговых вычетов на обучение и лечение, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, а также установленных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса имущественных налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам). Так, в настоящее время механизм получения указанных налоговых вычетов у налогового агента предполагает подачу физическим лицом налоговому агенту заявления и полученного от налогового органа подтверждения права налогоплательщика на получение налоговых вычетов. В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 219 и пункта 8 статьи 220 Кодекса указанное подтверждение будет направляться налоговым органом непосредственно налоговому агенту.
Также законопроектом из пункта 2 статьи 219 Кодекса исключается положение, определяющее месяц начала предоставления налогоплательщику социальных налоговых вычетов. Указанное изменение внесено в целях установления равных условий при предоставлении социальных и имущественных налоговых вычетов.
Кроме того, обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 1048793-7 "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги", которым статья 219 Кодекса дополняется новым видом социального налогового вычета по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги. Условия предоставления указанного вычета аналогичны условиям предоставления социальных налоговых вычетов на лечение и обучение.
В связи с этим при подготовке законопроекта ко второму чтению предлагаем рассмотреть возможность предоставления вычета по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги у налогового агента до окончания налогового периода в порядке, аналогичном новому порядку представления налоговых вычетов на обучение и лечение, предусматривающему представление налоговым органом подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов непосредственно налоговому агенту.
Законопроектом уточнен перечень документов, предоставляемых налогоплательщиком в целях получения имущественного налогового вычета на строительство или приобретение объектов недвижимого имущества. Так, исключено положение о предоставлении документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные объекты недвижимого имущества. Кроме того, в данный перечень включено заявление налогоплательщиков-супругов о распределении понесенных ими расходов на строительство или приобретение объектов имущества. Также уточнено, что при приобретении прав на квартиры (комнаты) в строящемся доме или строительстве жилого дома имущественный налоговый вычет предоставляется с даты государственной регистрации права собственности на данные объекты имущества.
Кроме того, согласно новой редакции пункта 8 статьи 220 Кодекса при получении имущественного налогового вычета у работодателя до окончания налогового периода налогоплательщику не потребуется в целях получения подтверждения его права на вычет представлять в налоговый орган вместе с заявлением подтверждающие документы в случае если банк, участвуя в информационном обмене с налоговыми органами в соответствии с правилами обмена информацией, представил в налоговые органы сведения, содержащиеся в указанных документах.
Также упрощается получение у налогового агента или банка при расторжении договора на ведение ИИС инвестиционного налогового вычета в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219.1 Кодекса (проектируемый подпункт 4 пункта 4 статьи 219.1 Кодекса). Указанный вычет может быть предоставлен на основании письменного заявления без представления справки налогового органа о подтверждении неполучения налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных на ИИС, и отсутствия других договоров на ведение ИИС, в случае поступления налоговому агенту или банку соответствующих сведений в рамках участия в информационном обмене с налоговыми органами.
Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию законопроекта. Вместе с тем, при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо дополнительное обсуждение следующих вопросов:
о целесообразности включения в пункт 1.1 статьи 88 Кодекса заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке в качестве документа, на основе которого может проводиться камеральная налоговая проверка;
о целесообразности внесения изменений в части оформления результатов камеральной налоговой проверки на основе заявления о предоставлении вычетов в упрощенном порядке, выявившей нарушения (поскольку данный порядок не имеет особенностей по отношению к порядку оформления результатов камеральной налоговой проверки, проводимой на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации и документов);
для случаев представления налоговым агентом или банком уточненных сведений, приводящих к уменьшению суммы налога, подлежащей возврату налогоплательщику в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке, рассмотреть возможность принятия налоговым органом решения об отмене решения о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке в части только излишне возвращенной суммы налога. Кроме того, обсудить вопрос размера процентов, начисляемых на суммы денежных средств, подлежащих возврату в бюджет налогоплательщиком;
о сроке вступления в силу положений законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации поддерживает концепцию законопроекта.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации законопроект поддерживается.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект N 1075007-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения упрощенной процедуры получения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.