Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Коми
от 17 декабря 2019 г. N 580-п
Доклад
об итогах реализации мероприятий программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования в 2019 году
Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на 2019 год (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" в целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований в сфере образования.
Программа рассмотрена на Общественном совете Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми 21 января 2019 г. и утверждена приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее - Министерство) от 22 января 2019 г. N 23-п "Об организации и осуществлении Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми мероприятий по профилактике обязательных требований".
В рамках Программы реализованы мероприятия, предусмотренные Планом-графиком профилактических мероприятий на 2019 год, по следующим направлениям:
- размещение на официальном сайте Министерства перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
- информирование органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования;
- обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора);
- организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям.
В рамках Программы реализованы меры по выдаче предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, которые не вошли в план-график профилактических мероприятий на 2019 год, так как не могут носить плановый характер.
1. Размещение на официальном сайте Министерства перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов
В целях единого понимания предмета соответствующего вида государственного контроля (надзора) в сфере образования и требований законодательства об образовании, подлежащих проверке, с 2017 года Министерством ведется работа по формированию перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования (приказ от 25 декабря 2017 г. N 808-у). Мониторинг изменений нормативных правовых актов, включенных в перечень, проводится постоянно. В 2019 году Министерством обновлен указанный перечень нормативных правовых актов (приказ Министерства от 9 апреля 2019 г. N 141-у).
Данный перечень, а также ссылки на актуальные тексты соответствующих нормативных правовых актов, размещены на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (http://minobr.rkomi.). По мере необходимости размещенные на сайте нормативные правовые документы в сфере образования федерального и республиканского уровней своевременно обновляются и актуализируются Министерством.
2. Информирование органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования
Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства (далее - Управление) в целях повышения прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности и снижения количества нарушений обязательных требований в течение 2019 года в рамках информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований проведены мероприятия по следующим направлениям:
- информирование по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования;
- организация и проведение разъяснительной работы по вопросам процедур контроля;
- осуществление взаимодействия с заинтересованными ведомствами по предупреждению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- подготовка разъяснений о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесении изменений в действующие нормативные правовые акты;
- актуализация проверочных листов (списка контрольных вопросов), применяемых при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
- участие в реализации программ повышения квалификации педагогических работников, руководящих работников по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- обеспечение информационной открытости по вопросам контрольно-надзорной деятельности.
В рамках информирования по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования в 2019 году проведены семинары, совещания, конференции, консультации, "круглые столы" по вопросам контрольно-надзорной деятельности для различных категорий участников.
Для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в 2019 году проведены следующие мероприятия:
- совещание руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций Ижемского района по вопросам предупреждения нарушений при организации образовательной деятельности (более 50 участников);
- дискуссионная площадка в рамках Республиканского образовательного форума "Образование. Государство. Общество" для руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей образовательных организаций по теме "Комплексный анализ результатов оценочных процедур как инструмент управления качеством образования" (более 50 участников).
- совещание руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, "Республиканская система оценки качества образования: основные итоги 2019 года и перспективы на 2020 год" ("Анализ зон риска по итогам проведения оценочных процедур в 2019 году" (более 40 участников).
Для руководителей и заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведены мероприятия:
- семинар по вопросам профилактики нарушений требований законодательства в сфере образования (более 70 участников);
- совещание по вопросам соблюдения отделениями ДОСААФ Республики Коми лицензионных требований при организации профессионального обучения (более 20 участников);
- семинар-совещание по вопросу организации работы по развитию негосударственного сектора дошкольного образования в Республике Коми (более 20 участников);
- учебно-методические сборы профессиональных образовательных организаций УФСИН по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации, выдачи документов об образовании осужденным к лишению свободы (более 60 участников).
Должностными лицами Министерства освещены вопросы контрольно-надзорной деятельности в рамках телепередач "Вести Коми", "Детали дня", участия в "горячих линиях" Общественной приемной Главы Республики Коми, Общественного совета Министерства по вопросам:
- прием в 1 класс общеобразовательных организаций Республики Коми;
- проведение Всероссийских проверочных работ в 2019 г.;
- организации домашнего задания школьников.
При участии должностных лиц Управления проведены: республиканское родительское собрание для родителей (законных представителей) выпускников 9 и 11 классов по вопросам государственной итоговой аттестации (более 100 участников);
- круглый стол "Проблемы и перспективы двуязычного образования в дошкольных образовательных организациях" (более 20 участников).
Особое внимание уделено организации и проведению разъяснительной работы по вопросам процедур контроля. В 2019 году проведены:
- консультации руководителей и заместителей руководителей юридических лиц по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля до начала проведения контрольно-надзорных мероприятий для представителей юридических лиц, включенных в план проведения плановых проверок юридических лиц, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (более 200 консультаций);
- индивидуальные консультации экспертов, привлекаемых к мероприятиям по осуществлению переданных полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования (более 100 консультаций).
Министерством в соответствии с соглашениями о сотрудничестве ведется работа по предупреждению нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования с заинтересованными ведомствами - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (Роспотребнадзор), Главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (Госпожнадзор).
В 2019 году специалисты Управления приняли участие в проверках 4 организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в качестве экспертов.
По требованию прокуратуры Республики Коми о выделении специалистов принято участие в проверках 2 организаций. В составе комиссии военного комиссариата Республики Коми проверена 1 организация ДОСААФ.
Организованы и проведены совместные совещания со следующими ведомствами:
- УФСИН России по Республике Коми (по вопросам организации профессионального обучения, сотрудничества в сфере образования);
- Роспотребнадзор, Госпожнадзор, Управление дошкольного образования г. Сыктывкара, руководителями учреждений здравоохранения (по вопросу развития негосударственного сектора дошкольного образования в Республике Коми).
В целях разъяснения содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Управлением:
- подготовлены обзоры содержания новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесения изменений в действующие нормативные правовые акты (ежеквартально);
- подготовлены и направлены в адрес организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, размещены на официальном сайте Министерства инструктивно-методические, информационно-аналитические письма:
- о вступлении в силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- об организации ведения ФИС ФРДО организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- о внесении изменений в порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115;
- о проведении Всероссийских проверочных работ в 2019 году;
- о некоторых вопросах заполнения аттестата об основном общем образовании;
- о предоставлении отчетов об исполнении предписания об устранении выявленных нарушений;
- о проведении итоговой аттестации обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам";
- о вступлении в законную силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 г. N 114 "Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам";
- о некоторых вопросах приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования;
- о внесении сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении;
- о соблюдении организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации при проведении аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям;
- о некоторых вопросах заполнения аттестата об основном общем образовании
- о вступлении в законную силу распоряжения Рособрнадзора от 16 июля 2019 г. N 1122-10;
- о направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов;
- о некоторых вопросах реализации программ подготовки кандидатов в водители транспортных средств;
- об итогах мониторинга обращений граждан по вопросам организации домашнего задания;
- о недопустимости нарушения и (или) незаконного ограничения прав обучающихся на получение образования.
В 2019 году Министерством разработаны и опубликованы на официальном сайте руководства по соблюдению обязательных требований:
- руководство по соблюдению обязательных требований, определенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования";
размещены на официальном сайте ответы на наиболее часто задаваемые вопросы:
- при заполнении аттестата об основном общем образовании
- при проведении аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям.
По результатам комплексных плановых проверок образовательных организаций экспертами 150 образовательным организациям подготовлены рекомендации по соблюдению требований федеральных государственных образовательных стандартов, по совершенствованию работы в части обеспечения требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Для повышения эффективности и объективности при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий Управлением применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки (утверждены приказом Министерства от 22 февраля 2018 г. N 119-у "Об утверждении проверочных листов (списка контрольных вопросов)"). Актуализация проверочных листов осуществляется по мере необходимости (приказ Министерства от 15 мая 2018 г. N 264-у, приказ Министерства от 14 июня 2019 г. N 326-у).
С целью повышения правовой культуры руководителей, заместителей руководителя, педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведены совещания ("круглые столы") по итогам реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Профилактика нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования при организации и осуществлении образовательной деятельности" по приглашению ГОУДПО "Коми республиканский институт развития образования" (более 70 участников).
Для обеспечения информационной открытости Министерство своевременно осуществляет размещение документов и информационных материалов на официальном сайте по вопросам контрольно-надзорной деятельности.
На официальном сайте Министерства создан специальный раздел "Управление по надзору и контролю в сфере образования", где размещены актуальные документы по основным направлениям деятельности Управления. В данном разделе с определенной периодичностью размещаются информационные документы и материалы по вопросам государственного контроля (надзора) в сфере образования:
- планы проведения проверок (до 1 ноября);
- графики проверок (ежемесячно);
- результаты проведенных проверок, информация о принятых мерах по устранению (недопущению) нарушений законодательства и типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования, выявляемых в ходе проведения проверок (ежемесячно);
- обзоры административной практики (ежеквартально);
- обзоры изменений законодательства об образовании (ежеквартально).
Кроме того, в указанном разделе на официальном сайте Министерства создан отдельный подраздел "Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений требований законодательства об образовании", содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений.
3. Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора)
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) реализуется в рамках обобщения информации по выявленным нарушениям и обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля образовательной деятельности.
С целью анализа и прогнозирования состояния исполнения требований законодательства об образовании Управлением ведется реестр типичных нарушений обязательных требований, выявленных по результатам государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля. Ежемесячно проводится анализ результатов мероприятий по контролю.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий Управлением проводится анкетирование руководителей образовательных организаций с целью установления причин выявленных в ходе проверок нарушений.
В ходе анализа результатов указанного анкетирования руководителей образовательных организаций выявлены причины возникновения типичных нарушений обязательных требований:
- низкий уровень правовой культуры должностных лиц образовательных организаций (невнимательное отношение администрации, педагогических работников образовательной организации к изучению нормативных правовых актов, несвоевременный анализ изменений законодательства в сфере образования, отсутствие в образовательной организации компетентных специалистов в сфере образовательного права);
- большой документооборот, загруженность администрации образовательной организации;
- недостаточность финансовых средств;
- низкий уровень ИКТ-компетенции работников образовательной организации;
- недостаточный административный и учредительный контроль.
С целью снижения количества нарушений обязательных требований и правового просвещения объектов контроля:
- на официальном сайте Министерства создан отдельный подраздел "Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы", содержащий информацию о наиболее актуальных вопросах, поступающих в Управление и ответов на них;
- ежеквартально проводится анализ правоприменительной практики, результаты которого размещаются на официальном сайте Министерства;
ежегодно проводится публичное обсуждение результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (проведено 20 февраля 2019 г.). Данное мероприятие показывает эффективность взаимодействия с заинтересованными лицами по разъяснению требований нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования. Участниками отмечены доступность информации, комфортные условия взаимной работы, возможность получения ответов на интересующие вопросы, наличие обратной связи с участниками.
В целях оптимального проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год сформирован с учетом риск-ориентированного подхода (приказ от 24 октября 2019 г. N 944).
При формировании плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее - План проверок) особое внимание уделено общеобразовательным организациям, в отношении которых выявлены признаки необъективности результатов Всероссийских проверочных работ в 2017, 2018, 2019 годах. Указанные общеобразовательные организации включены в План проверок с учетом периодичностью контрольных мероприятий.
В соответствии с критериями, рекомендованными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (письмо от 28.05.2018 N 05-164), определены три группы общеобразовательных организаций.
В ходе формирования данных групп проанализированы данные об уровне образовательных достижений обучающихся республики (результаты ВПР, НИКО, ЕГЭ, ОГЭ), результаты аттестации и уровень квалификации педагогических работников, результаты ранее проведенных проверок, а также информация, размещенная образовательными организациями на своих официальных сайтах.
При отнесении общеобразовательной организации к соответствующей группе учтены следующие критерии:
- наличие или отсутствие нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных проверок;
- наличие или отсутствие обращений граждан по вопросам нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования;
- наличие сведений о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере образования, поступивших от других органов государственного контроля (надзора), органов прокуратуры;
- наличие положительной динамики образовательных достижений обучающихся;
- инновационная активность образовательной организации;
- наличие или отсутствие вступивших в законную силу постановлений о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.
В первую группу вошли 116 общеобразовательных организаций республики (37% всех общеобразовательных организаций), которые показывают стабильно низкие результаты на уровне среднереспубликанского (по итогам результатов ВПР, НИКО, ЕГЭ, ОГЭ), в деятельности которых ранее были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе грубые нарушения лицензионных требований, на деятельность которых неоднократно поступали жалобы и обращения.
Во вторую группу вошли 177 общеобразовательных организаций (56% всех общеобразовательных организаций), которые показывают стабильный уровень образовательных достижений обучающихся на уровне среднереспубликанского (по итогам результатов ВПР, НИКО, ЕГЭ, ОГЭ), в деятельности которых не было выявлено грубых нарушений лицензионных требований.
В третью группу вошли 23 образовательные организации (7% всех общеобразовательных организаций), которые показывают стабильно высокий уровень образовательных достижений обучающихся, в деятельности которых не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования по результатам ранее проведенных проверок, имеющие высокую инновационную активность.
При формировании Плана проверок учитывается периодичность осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении объектов контроля:
- в отношении общеобразовательных организаций первой группы проверки осуществляются один раз в 3 года;
- в отношении общеобразовательных организаций второй группы проверки проводятся не реже одного раза в 4 года;
- в отношении общеобразовательных организаций третьей группы проверки проводятся не реже одного раза в 5 лет.
Принципы формирования плана были озвучены на Публичном обсуждении правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства.
По итогам согласования с Прокуратурой Республики Коми в План проверок на 2019 год включено 240 организаций и индивидуальных предпринимателей. Все запланированные проверки являются выездными, комплексными (исключение составят 12 проверок (5%) в отношении субъектов малого предпринимательства, которые будут проведены в рамках лицензионного контроля во исполнение требований, установленных пунктом 4 части 1 статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Утвержденный План проверок доведен до сведения заинтересованных лиц и размещен на официальном сайте Министерства.
Применение систематичного риск-ориентированного подхода позволяет:
- снизить общую административную нагрузку на общеобразовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования и низкой вероятностью нарушений;
- повысить качество проведения плановых проверок;
- создать дополнительную мотивацию общеобразовательным организациям к повышению качества работы.
4. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям
Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям включает в себя:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет";
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридического лица, которая предоставляется посредством использования федеральных государственных информационных систем.
Министерством утвержден порядок оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, порядка оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (приказ Министерства от 29 апреля 2019 г. N 173-п) и перечень должностных лиц Министерства, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (приказ Министерства от 29 апреля 2019 г. N 174-п).
В 2019 году на основании заданий, утвержденных руководителем или заместителем руководителя Министерства, должностными лицами Управления организованы и проведены следующие мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет" (13 образовательных организаций - 1% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми);
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности юридического лица, которая предоставляется посредством использования федеральных государственных информационных систем (422 образовательных организаций - 44% всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми).
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проведены в ходе рассмотрения обращения граждан (12 обращений); анализа сведений внесенных образовательными организациями в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (422 образовательных организации).
По итогам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями:
- проведены внеплановые документарные проверки в отношении 1 образовательной организации (0,8% всех образовательных организаций, в отношении которых проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в 2018 году - 1%);
- составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 2 образовательных организаций (1,6% всех образовательных организаций, в отношении которых проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в 2018 году - не составлялись)
- выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований 81 организациям (19% всех образовательных организаций, в отношении которых проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в 2018 году - 18%).
Указанные формы профилактической работы позволяют снизить административную нагрузку на организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
5. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
В целях профилактики нарушений Министерством осуществляется выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Министерством утвержден перечень должностных лиц Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, уполномоченных на принятие решения о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (приказ Министерства от 15 мая 2018 г. N 263-у).
Всего в 2019 году было выдано 85 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2018 году - 82) 85 образовательным организациям, в том числе на основании:
- информации, полученной в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - 81 предостережение;
- информации, содержащейся в поступивших обращениях и заявлениях, - 2 предостережения;
- информации из средств массовой информации - 2 предостережения.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, выданные в 2019 году, содержат указания на соблюдение следующих соответствующих обязательных требований:
- части 1 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 1 предостережение;
- пункта 3 части 4 статьи 41, пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 1 предостережение;
- часть 9 статьи 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 81 предостережение;
- пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - 2 предостережения.
Кроме того, во всех предостережениях о недопустимости нарушения обязательных требований указано, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Возражения по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Министерство не поступали.
50 образовательных организаций (59% от всех образовательных организаций, в адрес которых были направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований) представили в Министерство уведомление об исполнении предостережения в установленном законодательстве порядке.
6. Анализ показателей реализации профилактических мероприятий
Показатели |
Расчет показателя |
2018 год |
2019 год |
Количество проведенных профилактических мероприятий, ед. |
Сумма всех проведенных профилактических мероприятий, ед. |
230 |
260 |
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проведены профилактические мероприятия / общее количество организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (на конец отчетного периода)* 100, % |
75% |
77% |
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых профилактические мероприятия, проведены с привлечением экспертных организаций и экспертов |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых профилактические мероприятия, проведены с привлечением экспертных организаций и экспертов/ общее количество организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (на конец отчетного периода)* 100, % |
52% |
61% |
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность без нарушений требований законодательства в сфере образования, лицензионных требований (показатель устанавливается в процентах от общего количества проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность). |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность без нарушений требований законодательства в сфере образования, лицензионных требований / общее количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проверенных в соответствии с планом проверок на соответствующий год* 100% |
30%* |
23%* |
Среднее количество нарушений требований законодательства в сфере образования, лицензионных требований, выявленных по результатам одной плановой проверки. |
Сумма выявленных нарушений требований законодательства в сфере образования, лицензионных требований, выявленных по результатам одной плановой проверки / общее количество плановых проверок * 100% |
5 |
4 |
Доля образовательных организаций, своевременно устранивших выявленные в ходе плановых проверок нарушения (показатель устанавливается в процентах от общего количества проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность). |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, своевременно устранивших выявленные в ходе плановых проверок нарушения / общее количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проверенных в соответствии с планом проверок на соответствующий год, которым выданы предписания по итогам плановых проверок*100% |
96% |
99% |
По результатам анализа отчетных показатели Программы на 2019 год установлено следующее:
количество проведенных профилактических мероприятий увеличилось с 230 мероприятий в 2018 году до 260 мероприятий в 2019 году (на 13%). Увеличение показателя связано с расширением форм профилактической работы (разработка и размещение на официальном сайте руководств по соблюдению обязательных требований, ответов на наиболее часто задаваемые вопросы и др.);
- доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, увеличилась с 75% в 2018 году до 77% в 2019 году (на 2%);
- доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых профилактические мероприятия проведены с привлечением экспертов увеличилась с 52% в 2018 году до 61% в 2019 году (на 9%). Рост данного показателя связан с увеличением количества аттестованных экспертов, привлеченных к мероприятиям по контролю (надзору) в 2019 году (с 93 экспертов в 2018 году до 150 экспертов в 2019 году);
- доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность без нарушений требований законодательства в сфере образования, лицензионных требований снизилась с 30% в 2018 году до 23% в 2019 году (на 7%). Снижение указанного показателя связано с увеличением количества проведенных комплексных проверок (с 92 проверок в 2018 году до 217 проверок в 2019 году);
- среднее количество нарушений требований законодательства в сфере образования, лицензионных требований, выявленных по результатам одной плановой проверки, снизилось с 5 в 2018 году до 4 в 2019 году. Улучшение данного показателя связано с организацией адресной профилактической работы с объектами контроля, включенными в план проведения плановых проверок, в рамках проведения консультаций до начала контрольно-надзорных мероприятий.
- доля образовательных организаций, своевременно устранивших выявленные в ходе плановых проверок нарушения в 2019 году, увеличилось с 96% в 2018 году до 99% в 2019 году (на 3%). Повышение данного показателя связано с проведением адресной профилактической работы с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по устранению выявленных в ходе проверок нарушений.
Вместе с тем, по сравнению с 2018 годом увеличилось количество плановых проверок, по итогам которых выданы предписания с 69% в 2018 году до 77% в 2019 году (на 8%). Рост количества выданных предписаний связан увеличением комплексных проверок в 2019 году.
В целом, в результате реализации мероприятий программы:
- созданы условия для повышения прозрачности системы государственного контроля (надзора);
- продолжает совершенствоваться система мероприятий по профилактике нарушений законодательства в сфере образования;
- созданы условия для повышения уровня правовой культуры участников отношений в сфере образования;
- продолжает формироваться единое понимание обязательных требований законодательства в сфере образования у всех участников отношений в сфере образования;
- организована работа по выявлению причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере образования, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- снижена общая административная нагрузка на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Мероприятия Программы в 2019 году реализованы в рамках осуществления переданных Российской Федерацией полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования в полном объеме.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 17 декабря 2019 г. N 580-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.