Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с поручением Совета Государственной Думы от 14 декабря 2020 года (протокол N 296, пункт 111) Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект) и в части вопросов ведения Комитета сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) и изложить в новой редакции раздел X "Охрана труда".
Согласно пояснительной записке, предлагаемые законопроектом изменения в Трудовой кодекс подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
В новой редакции статьи 185 Трудового кодекса "Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр и (или) обязательное психиатрическое освидетельствование" устанавливается, что работникам, направляемым на обязательное психиатрическое освидетельствование, обязанным в соответствии с Трудовым кодексом проходить такое освидетельствование, сохраняется средняя заработная плата (средний заработок) по месту работы, аналогично действующей норме данной статьи, касающейся прохождения работниками медицинского осмотра.
Одними из основных принципов обеспечения безопасности труда, изложенных в проектируемой статье 209.1 Трудового кодекса "Основные принципы обеспечения безопасности труда", будут: предупреждение и профилактика опасностей, а также минимизация повреждения здоровья работников.
Так, принцип минимизации повреждения здоровья работников означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков.
Комитет считает необходимым отметить, что в статью 210 Трудового кодекса "Основные направления государственной политики в области охраны труда", устанавливающую основные направления государственной политики в области охраны труда, добавляются такие направления, как создание условий для формирования здорового образа жизни работников, а также организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.
Также следует отметить, что в проектируемой статье 214 Трудового кодекса "Обязанности работодателя в области охраны труда" устанавливается, что работодатель будет обязан обеспечить при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом - создание для него условий труда, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, а также обеспечение охраны труда. По мнению Комитета, обеспечение указанных условий труда для инвалидов позволит более эффективно восстановить или компенсировать нарушенные функции организма, сформировать, восстановить либо компенсировать способности инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Направленной на охрану здоровья граждан, находящихся в трудовых отношениях, представляется проектируемая статья 216 Трудового кодекса "Права работника в области охраны труда", содержащая конкретный перечень прав работника в области охраны труда, в том числе, право на внеочередной медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения указанного медицинского осмотра.
Также изменяются положения статьи "Медицинские осмотры некоторых категорий работников" (статья 213 действующей редакции Трудового кодекса).
Так, вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой проектируемой статьи 220 Трудового кодекса "Медицинские осмотры некоторых категорий работников", будут определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно действующей редакции статьи 213 Трудового кодекса "Медицинские осмотры некоторых категорий работников", вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, это потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
Кроме того, положения части восьмой проектируемой статьи 220 Трудового кодекса "Медицинские осмотры некоторых категорий работников", касающиеся обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, потребуют издания приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка прохождения работниками психиатрического освидетельствования, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводятся психиатрические освидетельствования" с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Также законопроектом наименование статьи 253 Трудового кодекса "Работы, на которых ограничивается применение труда женщин" изменяется на "Обеспечение охраны здоровья женщин на отдельных работах". При этом предлагается данную статью изложить в новой редакции.
По мнению Комитета, следует обратить внимание на то, что в действующей редакции данной статьи Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Вместе с тем законопроектом предлагается, что указанные Перечни будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Необходимо отметить, что в законопроекте используется термин "медицинское обеспечение", не соответствующий терминологии Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1070354-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".
Утверждено Комитетом Государственной Думы по охране здоровья 22 января 2021 года (протокол N 155).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.