Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 7 июля 2004 г. N 2.2-1/2532
по проекту федерального закона N 51662-4 "О кредитных историях"
(второе чтение)
Перечень, содержащийся в статье 2 законопроекта, предлагается дополнить с учетом последнего абзаца статьи 9 законопроекта, предусматривающего отношения между бюро кредитных историй и органов государственной власти, органов местного самоуправления и Банка России, связанные с запросами необходимой информации.
В третьем абзаце подпункта "б" пункта 3 части 2 статьи 4 проекта слова "о процедурах банкротства юридического лица" следует заменить словами "имеется ли в производстве арбитражного суда возбужденное в отношении юридического лица дело о несостоятельности (банкротстве)" или "имеется ли принятое к производству арбитражного суда заявление о признании юридического лица несостоятельным (банкротом)".
В статье 4 законопроекта используется словосочетание "код ОКПО", законодательное определение которого отсутствует, в связи с чем предлагается при первом упоминании включить в текст законопроекта полную формулировку и слова "(далее - код ОКПО)".
Следует согласовать определение "пользователь кредитной истории", содержащееся в статье 3 проекта, с абзацем 5 части 1 статьи 6 проекта, поскольку указанное определение не предусматривает, что пользователями кредитных историй могут являться органы государственной власти.
Представляется, что на основании последнего абзаца части 1 статьи 6 проекта в пункте "б" части 3 этой же статьи в перечне информации о физическом лице - пользователе кредитной истории следует указать также сведения о регистрации такого лица в качестве индивидуального предпринимателя.
По тексту законопроекта (статьи 11, 12) слова "общефедеральное печатное средство массовой информации" предлагается заменить словами "общероссийское периодическое печатное издание", слова "местное печатное средство массовой информации" заменить словами "местное периодическое печатное издание".
Редакции части 1 статьи 8 и части 4 статьи 13 проекта нуждаются в согласовании, поскольку содержат внутренне противоречивые положения.
Поскольку в статье 16 законопроекта говорится о двух государственных реестрах (юридических лиц и бюро кредитных историй), то в частях 3, 7, 10, предпоследнем абзаце части 8 статьи 16, а также в абзаце втором статьи 17 следует указать, о каком реестре идет речь.
Непонятно, о каких юридических лицах идет речь в части 3 статьи 21 проекта и как указанная статья в этой части соотносится со статьей 20 проекта.
Замечания юридико-технического характера
Законопроект нуждается в существенной юридико-технической переработке в соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года).
1. Наименование законопроекта следует писать полужирным шрифтом.
2. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 1. Общие положения
3. Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Пример:
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
4. Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
При этом часть статьи должна строится таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Это требование вытекает из необходимости максимально сократить количество таких структурных единиц статьи законодательного акта как абзацы, а, по возможности, и вообще абзацы не употреблять.
Поскольку абзацы не имеют обозначения - внесение изменений в абзацы, дополнение новыми абзацами, признание утратившими силу абзацев представляет значительные трудности юридико-технического характера, трудности при составлении текущих редакций законодательного акта, возникают трудности и у правоприменителя.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В исключительных случаях подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти).
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Дефисы никогда не используются.
5. Особое внимание следует обратить на структуру статьи 4 настоящего законопроекта. В ней полностью нарушены правила Методических рекомендаций по структуре статей и корректно оформить ее в том виде, в котором она сейчас существует, не представляется возможным. Предлагается либо разбить ее на несколько статей, либо сформулировать иначе, например:
"Статья 4. Содержание кредитной истории
1. Кредитная история физических лиц включает в себя:
1) титульную часть кредитной истории;
2) основную часть кредитной истории;
3) дополнительную (закрытую) часть кредитной истории.
2. Титульная часть кредитной истории физических лиц содержит следующую информацию о субъекте кредитной истории:
1) фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения физического лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) страховой номер индивидуального лицевого счета, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования;
4) данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (номер, дата и место выдачи, наименование выдавшего органа).
3. Основная часть кредитной истории физических лиц может содержать следующую информацию:
1) о субъекте кредитной истории:
а) место регистрации.........;
б) сведения о регистрации..........;
2) об обязательстве заемщика:
а) сумма обязательства............;
б) срок возврата................;
в) срок уплаты..............;
г) изменения и дополнения.............;
д) дата и сумма................;
е) о погашении займа...........;
ж) о фактах рассмотрения...........;
з) иную информацию, официально полученную из государственных органов.
4. Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории физических лиц содержит следующую информацию:
1) об источнике формирования кредитной истории:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование, наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке;
б) единый государственный регистрационный номер юридического лица;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) код ОКПО;
2) о пользователях кредитной истории:
а) о пользователе кредитной истории - юридическом лице:
полное...................языке;
единый.................лица;
идентификационный номер налогоплательщика;
код ОКПО;
дата запроса;
б) о пользователе кредитной истории - физическом лице:
фамилия, имя, отчество (если имеется);
идентификационный номер налогоплательщика;
данные паспорта..............органа);
дата запроса.
5. Кредитная история юридических лиц включает в себя:
1) титульную часть кредитной истории;
2) основную часть кредитной истории;
3) дополнительную (закрытую) часть кредитной истории.
6. Титульная часть кредитной истории юридических лиц содержит следующую информацию о субъекте кредитной истории:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование.......;
2) юридический и фактический адрес...............;
3) единый..................;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) сведения о реорганизации юридического лица:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование реорганизованного...........;
6) единый.............;
в) код ОКПО реорганизованного юридического лица.
7. Основная часть кредитной истории юридических лиц может содержать следующую информацию:
1) о субъекте кредитной истории:
а) о процедурах банкротства юридического лица;
б) срок исполнения.................;
2) об обязательстве заемщика:
а) сумма обязательства................;
б) срок исполнения.............;
в) срок уплаты.............;
г) изменения и дополнения...............;
д) дата и сумма.............;
е) о погашении займа............;
ж) о фактах............;
3) иную информацию, официально полученную из государственных органов.
8. Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории юридических лиц содержит следующую информацию:
1) об источнике формирования кредитной истории:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное...........;
б) единый.............;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) код ОППО;
2) о пользователях кредитной истории:
а) о пользователе кредитной истории - юридическом лице:
полное.............;
единый............;
идентификационный номер налогоплательщика;
код ОКПО;
дата запроса;
б) о пользователе кредитной истории - физическом лице:
фамилия..........;
идентификационный номер налогоплательщика;
данные паспорта...........;
дата запроса.
9. Основная часть кредитной истории также может включать в себя индивидуальный рейтинг заемщика, рассчитанный на основании методик, утвержденных соответствующим бюро кредитных историй.
10. В состав кредитной истории подлежат включению информация о любых изменениях данных, входящих в состав кредитной истории."
6. В абзаце третьем части 5 статьи 6 законопроекта с учетом внесенной правки и с учетом правил Методических рекомендаций слова "в абзаце втором настоящего пункта" заменить словами "в части 8 настоящей статьи";
7. Пропущена статья 14. В связи с этим необходимо будет корректировать ссылки в статьях 12 и 13 на статью 16 законопроекта (она будет статьей 15);
8. Часть 1 статьи 16 после слов "в соответствии с Федеральным законом" дополнить словами "от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ";
9. В статье 20 слова "настоящего пункта" необходимо будет заменить словами "настоящей статьи";
10. По статье 21 законопроекта.
Требуют корректировки все три части статьи о вступлении в силу.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен иной срок вступления в силу.
В настоящем законопроекте предполагается вступление его в силу по истечении шести и девяти месяцев со дня официального опубликования.
Полагаем необходимым при определении срока вступления в силу использовать терминологию вышеуказанного федерального закона, а именно "по истечении.......дней после дня его официального опубликования", либо указать конкретную дату вступления в силу настоящего Федерального закона.
Часть 3 необходимо конкретизировать, указав какие именно статьи и их структурные единицы имеются в виду и должны вступить в силу с 1 января 2007 года. В случае если их нельзя выделить целиком, необходимо их перечислить, сопроводив словами "в части регулирования создания и функционирования бюро кредитных историй для юридических лиц".
В результате вышеперечисленного и в результате корректировки структуры статьи 5 законопроекта части 1, 2 и 3 статьи 21 следует изложить так:
"1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с.............., за исключением части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона и..............
2. Часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона вступает в силу с.........
3. ........................настоящего Федерального закона в части регулирования создания и функционирования кредитных историй для юридических лиц вступают в силу с 1 января 2007 года."
Законопроект нуждается в существенной лингвостилистической доработке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.