Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 26 января 2021 г. N 64
"Утвержден
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 февраля 2019 г. N 59
Прогноз
социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)
Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. N 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";
Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";
постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. N 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".
Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Нижегородской области в 2019 - 2020 годах
По итогам 2019 года в Нижегородской области (далее также - регион, область) отмечен устойчивый рост экономики. Индекс физического объема ВРП оценивается на уровне 103% к 2018 году, что превышает российское значение - 101,3% (оценка). В первую очередь рост обусловлен вкладом ключевой отрасли - обрабатывающей промышленности - прирост составил 5,2% (в Российской Федерации (далее - РФ) - 2,6%). Также рост отмечен в области строительства и сельского хозяйства - на 14,4% и 3,8% в сопоставимых ценах, соответственно.
В 2020 году социально-экономическая ситуация в области, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.
По итогам 1 квартала 2020 года экономика региона еще показывала положительную динамику. Реальная заработная плата за этот период увеличилась на 5,7%, уровень официально зарегистрированной безработицы находился на историческом минимуме - 0,4% и т.д. Темп роста экономики области по итогам 1 квартала 2020 года оценивался на уровне 102% (в сопоставимых ценах). В ключевой отрасли - обрабатывающей промышленности - прирост составлял 2,1%, прирост розничного товарооборота - 5,8% (в сопоставимых ценах).
Однако, начиная со 2 квартала 2020 года, наблюдалось существенное снижение экономической активности, обусловленное эпидемией и вызванной ей глобальной рецессией.
В результате в наибольшей степени пострадала промышленность региона - за январь - сентябрь 2020 года индекс промышленного производства составил 91%, в т.ч. по обрабатывающим производствам - 90,5%.
Существенное снижение отмечалось в таких ключевых для региона отраслях обработки, как: производство нефтепродуктов (на 23,2%), производство автотранспортных средств (на 19,5%), металлургическое производство (на 14,8%), производство готовых металлических изделий (на 6,3%), производство химических веществ и химических продуктов (на 5%).
Следует отметить, что кроме пандемии негативное влияние на развитие промышленности оказали рост курса доллара, а также проблемы с поставками комплектующих и выполнением контрактов в связи с закрытием границ.
Вместе с тем, в ряде отраслей рост сохранился: в производстве пищевых продуктов (на 6,5%), в производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 14,0%), в производстве машин и оборудования (на 19,2%).
В меньшей степени от пандемии пострадал агропромышленный комплекс - объем сельскохозяйственной продукции по итогам 9 месяцев 2020 года увеличился в сопоставимых ценах на 4,9% относительно аналогичного периода 2019 года.
Сохраняется положительная динамика жилищного строительства: за 9 месяцев 2020 года введено в эксплуатацию 1025 тыс. кв. метров общей площади жилья - 106% к январю - сентябрю 2019 года (с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства).
В результате, объем работ, выполненных в целом по виду деятельности "строительство", за январь - сентябрь 2020 года сократился незначительно - на 1,7% к соответствующему периоду 2019 года в сопоставимых ценах. Также отмечено незначительное сокращение прибыли прибыльных организаций - 99,5%.
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий составил 183,7 млрд рублей или 93,8% в сопоставимых ценах к январю - сентябрю 2019 года.
Также значительное снижение отмечено в секторе, ориентированном на потребительский спрос. В связи с проведением ограничительных мер, вызванных пандемией и снижением потребительского спроса, оборот розничной торговли по итогам 9 месяцев 2020 года сократился (в сопоставимых ценах) на 7,3%, объем платных услуг, оказываемых населению, - на 17,9%.
С учетом итогов за 9 месяцев текущего года и планов крупнейших предприятий области по итогам 2020 года ожидается сокращение темпов роста экономики на 3,7% (в целом по РФ - на 3,9%).
В целях сглаживания негативного воздействия пандемии на бизнес и благосостояние населения в области реализуется комплекс мер государственной поддержки.
Основными направлениями являются: банковские кредиты на льготных условиях; прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектам МСП на сотрудника; выдача микрозаймов субъектам МСП; поддержание доходов населения, как работающего, так и лишившегося работы с момента ввода ограничений, граждан, которые на тот момент уже состояли на учете по безработице, а также семей с детьми.
Введенные меры способствуют ограничению высвобождения рабочей силы, роста уровня безработицы и снижения реальных денежных доходов населения.
По состоянию на 25 ноября 2020 г. по оперативным данным уровень официально зарегистрированной безработицы в регионе составил 3,38%. Стоит отметить, что по данному показателю отмечена положительная динамика: с октября текущего года число зарегистрированных безработных в области еженедельно снижается.
Также, в условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан, удалось сохранить положительную динамику по заработной плате и не допустить ее снижения. Так, по итогам января - сентября 2020 года она составила 36 108,2 рублей, что на 4,6% выше соответствующего периода 2019 года в действующих ценах. Темп роста в реальном выражении (за вычетом инфляции) - 101,2%.
Однако, меры социальной поддержки не позволили в полной мере компенсировать снижение доходов населения. В условиях сжатия предпринимательской деятельности, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики, и роста числа граждан, лишившихся работы, реальные денежные доходы за январь - сентябрь 2020 года сократились на 5,1% к соответствующему периоду 2019 года.
Также в области (как и в целом по РФ) сохраняются негативные тенденции в демографической сфере: по итогам 9 месяцев 2020 года естественная убыль населения составила 7,2 промилле (за 9 месяцев 2019 года - 5,6 промилле).
2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период
Долгосрочный прогноз разработан в трех вариантах: базовом, целевом и стратегическом.
При формировании основных параметров долгосрочного прогноза (приведены в приложении к настоящему долгосрочному прогнозу) в основу были положены следующие документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- национальные проекты по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
- проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план);
- прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол N 34, раздел II, пункт 2);
- основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 г. (протокол N 35, часть I);
- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 20 октября 2020 г. N 863.
При разработке долгосрочного прогноза в приоритетном порядке учитывались параметры, определенные в Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 (далее - Стратегия).
Базовый вариант характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики и соответствует среднероссийским тенденциям.
Целевой вариант прогноза учитывает полную реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и исходит из более высоких темпов экономического роста.
Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в инновационном сценарии развития Нижегородской области, разработанном в рамках Стратегии.
3. Оценка факторов и ограничений экономического роста Нижегородской области на период до 2035 года
3.1. Факторы экономического роста
Достижению устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе будет способствовать выполнение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Основным механизмом решения стратегических задач будет реализация национальных проектов.
Важнейшими факторами экономического роста будут являться следующие:
Схема 1
3.2. Ограничения экономического роста
Схема 2
* - Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций.
По итогам обследований деловой активности организаций, проведенных во 2 квартале 2020 года, важнейшими ограничениями являются (% от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности):
1. Недостаточный платежеспособный спрос покупателей (заказчиков).
Этот фактор отмечали: 70,5% организаций оптовой торговли и 61% организаций розничной торговли; 60% организаций сферы услуг; 18% строительных фирм.
Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке ограничивал деятельность 50% промышленных предприятий, на внешнем рынке - 24% предприятий.
2. Недостаток финансовых средств.
Этот фактор ограничивал деятельность: 51% организаций сферы услуг; 29,5% организаций оптовой торговли; 28,8% промышленных предприятий; 27,6% организаций розничной торговли; 15% строительных фирм.
3. Высокие издержки, связанные с высокой стоимостью материалов и конструкций, арендной платы, транспортных расходов.
На высокую стоимость материалов и конструкций указали 46% строительных фирм. На высокую арендную плату - 28,6% организаций розничной торговли, 18,9% организаций оптовой торговли, 19% организаций сферы услуг. На высокие транспортные расходы - 49,5% организаций оптовой торговли и 17,1% - розничной торговли.
4. Высокий процент коммерческого кредита.
Этот фактор отмечали: 27,4% организаций оптовой торговли; 23% организаций сферы услуг; 20,5% промышленных предприятий; 11% строительных фирм; 13,3% организаций розничной торговли.
5. Конкурирующий импорт. Этот фактор ограничивал деятельность 19,2% промышленных предприятий.
6. Недостаток квалифицированных специалистов.
Дефицит квалифицированных работников ограничивал деятельность: 25% строительных фирм; 23,3% промышленных предприятий; 19% организаций сферы услуг; 7,4% организаций оптовой торговли.
4. Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области и целевые показатели долгосрочного прогноза Нижегородской области
Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и в сформированном в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Едином плане.
В ходе реализации Единого плана будет решаться как краткосрочная задача возвращения на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики, так и долгосрочная задача движения по этой траектории в условиях "пост-вирусной" экономики.
Решение данных задач будет решаться за счет:
- восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса;
- развития индивидуального, малого и среднего предпринимательства;
- запуска нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата;
- ускорения технологического развития экономики и повышения производительности труда, в том числе на основе цифровизации;
- увеличения экспорта и развития импортозамещения;
- восстановления работы и развития отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции;
- повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.
Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ.
Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, коммуникации между центрами экономического роста.
По состоянию на 27 ноября 2020 г. заключено 50 соглашений по реализации региональных проектов на территории Нижегородской области. Паспорта региональных проектов внесены в систему "Электронный бюджет".
Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. В 2020 году в регионе осуществляется реализация 33 государственных программ и 1 региональной адресной программы (перечень государственных программ Нижегородской области приведен в разделе 5 "Основные параметры государственных программ Нижегородской области" в таблице 1).
5. Основные параметры государственных программ Нижегородской области
Таблица 1. Предельные расходы на финансовое обеспечение государственных программ Нижегородской области на 2021 - 2023 годы
млн руб.
Наименование государственной программы |
2021 |
2022 |
2023 |
Всего расходы на реализацию государственных программ Нижегородской области, в том числе: |
187 631,7 |
176 827,1 |
172 908,6 |
Государственная программа "Развитие образования Нижегородской области" |
45 768,5 |
43 593,7 |
43 581,4 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения Нижегородской области" |
28 750,9 |
30 048,7 |
30 404,1 |
Государственная программа "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" |
33 984,3 |
30 023,6 |
27 805,9 |
Государственная программа "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" |
2 838,3 |
3 117,8 |
2 033,5 |
Государственная программа "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" |
4 137,6 |
4 503,7 |
2 239,7 |
Государственная программа "Содействие занятости населения Нижегородской области" |
2 619,3 |
1 844,7 |
1 862,6 |
Государственная программа "Охрана окружающей среды Нижегородской области" |
1 000,0 |
1 092,0 |
429,7 |
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" |
651,6 |
707,3 |
728,8 |
Государственная программа "Развитие культуры и туризма Нижегородской области" |
4 277,4 |
2 690,8 |
2 099,3 |
Государственная программа "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия в Нижегородской области" |
375,3 |
41,1 |
41,6 |
Государственная программа "Информационное общество Нижегородской области" |
716,9 |
516,2 |
516,2 |
Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области" |
4 908,0 |
4 193,8 |
4 058,9 |
Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" |
4 960,4 |
4 488,7 |
4 448,8 |
Государственная программа "Развитие транспортной системы Нижегородской области" |
23 869,9 |
23 595,1 |
25 429,2 |
Государственная программа "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" |
486,9 |
269,6 |
296,7 |
Государственная программа "Управление государственным имуществом Нижегородской области" |
807,6 |
363,9 |
363,9 |
Государственная программа "Управление государственными финансами Нижегородской области" |
17 630,8 |
18 118,7 |
18 315,8 |
Государственная программа "Развитие предпринимательства Нижегородской области" |
385,1 |
359,5 |
503,1 |
Государственная программа "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" |
45,8 |
45,8 |
45,8 |
Государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" |
1 610,6 |
1 747,2 |
1 794,6 |
Государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" |
876,1 |
945,8 |
927,0 |
Государственная программа "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" |
39,5 |
12,6 |
12,6 |
Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" |
358,6 |
176,6 |
179,3 |
Государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021 - 2025 годы" |
0,2 |
7,8 |
9,7 |
Государственная программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" |
7,9 |
7,9 |
7,1 |
Региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы" |
32,5 |
137,0 |
105,5 |
Государственная программа "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" |
1 128,8 |
2 177,3 |
2 489,2 |
Государственная программа "Охрана животного мира Нижегородской области" |
97,1 |
94,9 |
95,5 |
Государственная программа "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области" |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
Государственная программа "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018 - 2024 годы" |
4 433,3 |
1 097,9 |
1 033,6 |
Государственная программа "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" |
18,6 |
18,6 |
18,6 |
Государственная программа "Информационная среда Нижегородской области" |
379,6 |
377,9 |
377,9 |
Государственная программа "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Государственная программа "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области" |
6,6 |
6,7 |
6,7 |
6. Прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности.
Наименование показателя |
2019 |
2020 (оценка) |
2021 (прогноз) |
2022 (прогноз) |
2023 (прогноз) |
Численность трудовых ресурсов - всего, в том числе: |
1 933,3 |
1 914,1 |
1 909,5 |
1 904,7 |
1 902,6 |
трудоспособное население в трудоспособном возрасте |
1 707,1 |
1 716,0 |
1 718,8 |
1 723,1 |
1 726,5 |
иностранные трудовые мигранты |
44,6 |
37,3 |
38,7 |
40,1 |
41,5 |
численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе: |
181,6 |
160,8 |
152,0 |
141,5 |
134,6 |
пенсионеры старше трудоспособного возраста |
180,7 |
160,0 |
151,2 |
140,7 |
133,8 |
подростки моложе трудоспособного возраста |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Численность занятых в экономике - всего |
1 634,5 |
1 601,9 |
1 605,5 |
1 605,9 |
1 606,3 |
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике - всего, в том числе: |
298,8 |
312,2 |
304,0 |
298,8 |
296,3 |
численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства |
128,41 |
123,6 |
122,5 |
121,5 |
120,7 |
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости |
7,44 |
39,1 |
25,8 |
16,1 |
16,1 |
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике |
162,92 |
149,5 |
155,7 |
161,2 |
159,5 |
Распределение иностранных трудовых мигрантов по видам экономической деятельности (расчетные данные управления по труду и занятости населения Нижегородской области с учетом фактических данных МВД России)
тыс. чел.
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год (оценка) |
2021 (прогноз) |
2022 (прогноз) |
2023 (прогноз) |
Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности: |
44,6 |
37,3 |
38,7 |
40,1 |
41,5 |
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
1,8 |
1,51 |
1,57 |
1,6 |
1,7 |
обрабатывающие производства |
8,5 |
7,09 |
7,36 |
7,6 |
7,9 |
строительство |
20,8 |
17,37 |
18,0 |
18,7 |
19,3 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
3,7 |
3,09 |
3,21 |
3,3 |
3,4 |
транспортировка и хранение |
1,6 |
1,35 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
предоставление прочих видов услуг |
6,4 |
5,38 |
5,58 |
5,8 |
6,0 |
прочие |
1,8 |
1,52 |
1,58 |
1,6 |
1,7 |
Принятые в тексте сокращения:
ВРП - валовой региональный продукт;
ИФО - индекс физического объема;
Среднемесячная заработная плата - номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;
ФОТ - фонд заработной платы работников организаций;
% г/г - % к предыдущему году.
Приложение
к прогнозу социально-экономического развития
Нижегородской области на долгосрочный период
(до 2035 года)
Основные параметры
прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года)
i Здесь и далее под стратегическим вариантом понимается инновационный сценарий развития области, разработанный в рамках Стратегии.".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Нижегородской области от 26 января 2021 г. N 64 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.