Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1062568-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14.12.2020 N 296 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 1062568-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Согласно "зачетному" принципу расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации реализуется пилотный проект, предусматривающий назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда, а также уплату страхователями страховых взносов в Фонд в полном объеме (далее - пилотный проект "Прямые выплаты").
Из положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что переход всех субъектов Российской Федерации на новый механизм выплат страхового обеспечения предусмотрен с 1 января 2021 года.
Законопроект разработан в целях обеспечения перехода от "зачетного" принципа к прямым выплатам страхового обеспечения застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда, что предполагает уплату страхователями страховых взносов в Фонд в полном объеме. Также законопроектом устраняются отдельные правовые пробелы.
Законопроектом вносятся изменения в целый ряд актов федерального законодательства.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предусматривается минимальное участие страхователя в процессе назначения и выплаты страхового обеспечения. В связи с этим закрепляется технология назначения и выплаты страхового обеспечения с учетом электронного обмена сведениями со страхователями, медицинскими организациями, органами государственных внебюджетных фондов, медико-социальной экспертизы и другими ведомствами.
В законопроекте закрепляется механизм проактивного назначения и выплаты страхового обеспечения, в частности предусматривается назначение пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, на основании электронного листка нетрудоспособности без заявления застрахованного лица.
В этих целях предусматривается обязательное формирование листка нетрудоспособности для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в электронном виде.
В Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вносятся следующие изменения.
В статье 59 "Экспертиза временной нетрудоспособности" устанавливается:
- обязательное формирование листка нетрудоспособности в электронном виде;
- листок нетрудоспособности может выдаваться в форме документа на бумажном носителе в отдельных случаях, установленных законодательством.
Согласно действующей редакции статьи 59 листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) формируется в виде электронного документа.
В статье 78 право медицинской организации выдавать листки нетрудоспособности заменяется правом формировать в форме электронного документа листки нетрудоспособности или в отдельных случаях выдавать их в форме документа на бумажном носителе.
Соответствующие изменения вносятся также в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Принятие указанных положений потребует:
внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. N 1567 "Об утверждении Порядка информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа";
внесения изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1345н "Об утверждении Порядка осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации проверки соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности";
разработки приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Положения об условиях и порядке формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа".
С 14.12.2020 вступил в силу новый Порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 сентября 2020 г. N 925н. В нем дополнительно урегулированы вопросы оформления электронных листков нетрудоспособности, а также уточнены вопросы выдачи документов на бумажном носителе. Комитет отмечает, что указанный приказ Минздрава России также потребует приведения в соответствие с положениями законопроекта после его принятия.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что по состоянию на 6 ноября 2020 года из 12 013 медицинских организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, 10 217 участвуют в формировании электронных листков нетрудоспособности. Коэффициент участия медицинских организаций в формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа составляет 85,1%.
Новый проактивный механизм назначения и выплаты страхового обеспечения начнет действовать с 1 января 2022 года.
В переходный период с 1 января по 31 декабря 2021 года предлагается осуществлять назначение и выплату пособий в том же порядке, который применялся в пилотном проекте "Прямые выплаты". В связи с этим Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия определить особенности порядка назначения и выплаты страхового обеспечения в 2021 году.
Принятие законопроекта направлено на обеспечение получения застрахованным лицом гарантированных страховых выплат и правильности исчисления их размеров, осуществление выплат в кратчайшие сроки.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 1062568-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 18 декабря 2020 года (протокол N 153).
Первый заместитель |
Н.П. Санина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.