Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Омской области
от 28 января 2021 года N 4-рп
Комплекс мер
по восстановлению численности занятого населения Омской области в 2021 году (далее - Комплекс мер)
8 сентября 2021 г.
1. Характеристика текущего состояния занятости населения Омской области
Развитие ситуации в сфере занятости населения Омской области определяется сложившейся социально-экономической ситуацией, демографическими и миграционными тенденциями, принятием на федеральном и региональном уровне нормативных правовых актов в сфере занятости населения.
До 2020 года ситуация на рынке труда Омской области оставалась стабильной.
1.1. Показатели социально-экономического развития Омской области
Следствием введения ограничительных мер в 2020 году стало замедление темпов экономического роста, по отдельным отраслям экономики Омской области ("Обрабатывающие производства", "Строительство", "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", "Платные услуги населению") зафиксировано снижение основных показателей деятельности.
В сложившихся условиях в организациях Омской области был ограничен прием новых работников. За 9 месяцев 2020 года численность выбывших работников превысила численность принятых на 6,9 тыс. чел. Одновременно сократилась численность индивидуальных предпринимателей (на 1,1 тыс. чел.).
В целях сохранения занятости работников 279 работодателей Омской области ввели режимы неполной занятости, простоя, отпуска без сохранения заработной платы, более 750 работодателей Омской области перевели на удаленную работу свыше 23 тыс. работников.
При этом численность работников, высвобожденных в январе - ноябре 2020 года, снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 22% (с 2,7 до 2,1 тыс. чел.), в том числе вследствие мер государственной поддержки экономики, принятых на федеральном и региональном уровнях. Более 12,8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках антикризисных мер получили субсидии, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, в размере 1,1 млрд. рублей.
Среднесписочная численность работников организаций Омской области уменьшилась на 9,2 тыс. чел. (1,8%), - с 518,5 тыс. чел. в среднем за 2019 год до 509,3 тыс, чел. в среднем за январь - сентябрь 2020 года.
Таблица N 1
Среднесписочная численность
работников организаций Омской области по видам экономической деятельности
Наименование видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) |
2019 год, чел.* |
Январь - сентябрь 2020 года, чел.* |
Изменение |
|
чел. |
% |
|||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
22 594 |
20 567 |
-2 027 |
-9,0 |
Добыча полезных ископаемых |
256 |
248 |
-8 |
-3,1 |
Обрабатывающие производства |
83 170 |
83 249 |
79 |
0,1 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
17 625 |
17 286 |
-339 |
-1,9 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
5 475 |
5 541 |
66 |
1,2 |
Строительство |
26 663 |
26 503 |
-160 |
-0,6 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
52 477 |
50 807 |
-1 670 |
-3,2 |
Транспортировка и хранение |
41 244 |
40 884 |
-360 |
-0,9 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
6 982 |
6 804 |
-178 |
-2,5 |
Деятельность в области информации и связи |
13 739 |
13 089 |
-650 |
-4,7 |
Деятельность финансовая и страховая |
11 282 |
10 741 |
-541 |
-4,8 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
20 014 |
19 221 |
-793 |
-4,0 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
18 453 |
18 296 |
-157 |
-0,9 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
13 818 |
11 878 |
-1 940 |
-14,0 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение |
42 941 |
43 136 |
195 |
0,5 |
Образование |
67 748 |
67 020 |
-728 |
-1,7 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг |
60 530 |
60 010 |
-520 |
-0,9 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
9 867 |
10 660 |
793 |
8,0 |
Предоставление прочих видов услуг |
3 639 |
3 402 |
-237 |
-6,5 |
Всего |
518 516 |
509 342 |
-9 174 |
-1,8 |
* - информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Существенное снижение среднесписочной численности работников организаций Омской области произошло в организациях Омской области, осуществляющих деятельность по следующим видам экономической деятельности; "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" (на 2 тыс. чел.), "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" (на 1,9 тыс. чел.), "Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и автомобилей" (на 1,7 тыс. чел.), "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом" (на 0,8 тыс. чел.).
Наибольшая численность работников организаций Омской области по-прежнему занята в таких отраслях, как "Обрабатывающие производства" (83,2 тыс. чел.), "Образование" (67 тыс. чел.), "Деятельность в области здравоохранения и предоставления социальных услуг" (60 тыс. чел.).
В числе безработных граждан, имеющих опыт работы (по последнему месту работы), наибольшая доля приходится на отрасли "Обрабатывающие производства", "Строительство" и "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство".
1.2. Демографическая ситуация и миграционные процессы
Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции: сокращение численности и старение населения. По оценкам, включенным в прогноз социально-экономического развития Омской области на период до 2023 года, сохранится естественная и миграционная убыль населения.
Среднегодовая численность населения уменьшилась с 1 935,4 тыс. чел. в 2019 году до 1 919 тыс. чел. в 2020 году, в 2021 году уменьшится до 1 901 - 1 903 тыс. чел. (по двум вариантам прогноза социально-экономического развития Омской области).
Одновременно в 2021 году ожидается сокращение почти на 20 тыс. чел. населения трудоспособного возраста.
Таблица N 2
Динамика
показателей численности населения
Показатели |
2019 год (факт) |
2020 год (оценка) |
2021 год (прогноз*) |
Изменение (2021/2019),% |
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. чел. |
1 935,4 |
1 919,0 |
1 903,2 |
98,4 |
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января), тыс. чел. |
1 063,6 |
1 070,6 |
1 051,0 |
98,8 |
Миграционная убыль, тыс. чел. |
-12,1 |
-9,8 |
-8.0 |
66.1 |
* - базовый вариант прогноза социально-экономического развития Омской области.
1.3. Рабочая сила, занятость и безработица
По итогам выборочного обследования рабочей силы Федеральной службы государственной статистики численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше на начало ноября 2020 года составляла 1 031,5 тыс. чел., что на 15,2 тыс. чел. больше, чем в 2019 году (1 015,8 тыс. чел.).
Ограничительные мероприятия, проводимые с апреля 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оказывают негативное влияние на функционирование рынка труда Омской области и динамику показателей занятости населения.
В структуре рабочей силы численность занятого населения уменьшилась на 10,6 тыс. чел. (с 950,4 до 939,8 тыс. чел.), общая численность безработных по методологии Международной организации труда (далее соответственно - МОТ, общая численность безработных) увеличилась на 25,7 тыс. чел. (с 65,5 до 91,2 тыс. чел.).
Таблица N 3
Динамика
показателей занятости и безработицы
Период |
Рабочая сила, тыс. чел. |
из них |
||||
занятые, тыс. чел. |
доля, % |
уровень занятости, % |
безработные (МОТ), тыс. чел. |
Доля, % |
||
2019 год |
1 015,8 |
950,4 |
93,6 |
59,5 |
65,5 |
6,4 |
I квартал 2020 года |
1 006,2 |
932,5 |
92,7 |
58,9 |
73,7 |
7,3 |
II квартал 2020 года |
1 026,4 |
923,8 |
90,0 |
58,4 |
102,6 |
10,0 |
III квартал 2020 года |
1030,5 |
932,2 |
90,5 |
58,9 |
98,2 |
9,5 |
Август - октябрь 2020 года |
1 031,0 |
939,8 |
91,1 |
59,4 |
91,2 |
8,9 |
Динамика (к 2019 году) |
+15,2 |
-10,6 |
-2,5 п.п. |
-0,1 пл. |
+25,7 |
+2,5 п.п. |
1.4. Динамика показателей зарегистрированной безработицы
На фоне увеличения общей численности безработных в 2020 году в Омской области в 1,5 раза численность зарегистрированных безработных выросла в 4,5 раза (с 12,3 до 56,6 тыс. чел.), уровень зарегистрированной безработицы соответственно повысился с 1,2% до 5,6% от численности рабочей силы.
На динамику и структуру зарегистрированной безработицы оказали влияние меры дополнительной поддержки незанятого населения, принятые на федеральном уровне (введение упрощенного порядка регистрации в качестве безработного, повышение минимального и максимального пособия по безработице, дополнительные выплаты безработным гражданам, воспитывающим детей до 18 лет).
В структурном составе зарегистрированных безработных на 1 декабря 2020 года по сравнению с началом 2020 года произошли значительные изменения:
1) выросла доля безработных граждан в возрасте до 35 лет - с 26,2% до 42%. Одновременно снизилась доля безработных граждан в возрасте от 50 лет и старше (с 33,4% до 16,8%), наибольшая доля безработных граждан (более 40%) по-прежнему приходится на граждан в возрасте 35 - 49 лет.
Таблица N 4
Распределение
численности зарегистрированных безработных по возрасту
Возраст |
На 1 января 2020 года |
На 1 декабря 2020 года |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
до 16 лет |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
16 - 19 лет |
136 |
1,11 |
955 |
1,69 |
20 - 24 лет |
553 |
4,49 |
4764 |
8,41 |
25 - 34 лет |
2 539 |
20,64 |
18 049 |
31,86 |
35 - 49 лет |
4 966 |
40,36 |
23 372 |
41,26 |
50 - 60 лет |
4 104 |
33,36 |
9 480 |
16,74 |
старше 60 лет |
5 |
0,04 |
24 |
0,04 |
Всего |
12 303 |
100,00 |
56 644 |
100,00 |
2) значительно снизился образовательный уровень граждан, состоящих в статусе безработного. Доля безработных, имеющих профессиональное образование, сократилась с 43,4% до 18,9%, при этом доля лиц с основным общим образованием и лиц, не имеющих основного образования, среди зарегистрированных безработных выросла с 56,2% до 81,1%.
Таблица N 5
Распределение
численности зарегистрированных безработных по уровню образования
Уровень образования |
На 1 января 2020 года |
На 1 декабря 2020 года |
Динамика показателя |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
доля, процентный пункт |
|
Высшее |
1 521 |
12,36 |
3 702 |
6,54 |
2 181 |
-5,82 |
Среднее профессиональное |
3 861 |
31,39 |
7 021 |
12,39 |
3 160 |
-18,99 |
общее |
6 580 |
53,49 |
45 427 |
80,20 |
38 847 |
26,72 |
не имеют основного общего |
340 |
2,76 |
494 |
0,87 |
154 |
-1,89 |
Всего |
12 303 |
100,00 |
56 644 |
100,00 |
44 341 |
- |
3) в числе состоящих в статусе безработного на начало декабря 2020 года почти 20 тыс. чел. потеряли работу после 1 марта 2020 года. Также значительную долю составляют впервые ищущие работу (ранее не работавшие) граждане. Почти 4,7 тыс. зарегистрированных безработных - из числа лиц, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, утративших квалификацию.
Таблица N 6
Распределение
численности зарегистрированных безработных по времени наступления незанятости
Период наступления незанятости |
На 1 января 2020 года |
На 1 декабря 2020 года |
чел. |
чел. |
|
Впервые ищущие (ранее не работавшие) |
2 052 |
19 758 |
Длительно не работающие (более года) |
554 |
4 678 |
Потерявшие работу с 1 декабря 2019 года по 29 февраля 2020 года |
1 898 |
2 916 |
Потерявшие работу с 1 марта 2020 года по 1 сентября 2020 года |
- |
13 407 |
Потерявшие работу после 1 сентября 2020 года |
- |
6 539 |
4) увеличение численности зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, было менее существенным, чем зарегистрированных безработных, проживающих в городе Омске, вследствие чего доля безработных, проживающих в сельской местности, сократилась с 59,1% на начало 2020 года до 30,5% на 1 декабря 2020 года,
Наибольший рост численности зарегистрированных безработных в течение января - ноября зафиксирован в городе Омске - в 13,4 раза (с 2,5 до 32,8 тыс. чел.);
5) значительно различается динамика численности зарегистрированных безработных по отдельным категориям граждан:
- наибольший прирост числа зарегистрированных безработных приходится на ранее не работавших граждан, не имеющих квалификации, численность которых выросла более чем в 60 раз - с 287 чел. до 17,3 тыс. чел.;
- более 40% зарегистрированных безработных граждан воспитывают детей в возрасте до 18 лет. Численность данной категории в течение января - ноября 2020 года увеличилась с 1,3 до 22,8 тыс. чел.;
- увеличилась численность граждан предпенсионного возраста (с 2,5 до 4 тыс. чел., или в 1,6 раза), доля которых в числе состоящих в статусе безработного уменьшилась с 20,3% до 7,1%.
Аналогичная динамика (увеличение численности и сокращение доли среди зарегистрированных безработных) сложилась по безработным гражданам, имеющим инвалидность.
Таблица N 7
Динамика
численности зарегистрированных безработных по отдельным категориям граждан
Категории граждан |
На 1 января 2020 года |
На 1 декабря 2020 года |
Динамика (увеличение) |
||
чел. |
% |
чел. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего |
12 303 |
100,0 |
56 644 |
100,0 |
4,6 раза |
Граждане, проживающие в сельской местности |
7 265 |
59,1 |
17 297 |
30,5 |
2,4 раза |
Инвалиды |
487 |
4,0 |
834 |
1,5 |
1,7 раза |
Ранее не работавшие, не имеющие квалификации |
287 |
2,3 |
17319 |
30,6 |
60,3 раза |
Родители, имеющие несовершеннолетних детей |
1 295 |
10,5 |
22 764 |
40,2 |
17,6 раза |
из них многодетные родители |
238 |
1,9 |
2 005 |
3,5 |
8,4 раза |
Выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования |
38 |
0,3 |
48 |
0,1 |
1,3 раза |
1.5. Текущая потребность работодателей Омской области в кадрах
По состоянию на 1 декабря 2020 года в региональном банке вакансий были представлены сведения о потребности в 31,1 тыс. работников (на начало 2020 года - 34 тыс. вакансий). Большинство вакансий (72%) заявлены работодателями в городе Омске.
В структуре рабочих мест, не укомплектованных кадрами, значительную часть (почти 21 тыс. единиц, или около 67%) составляют вакансии по рабочим профессиям, не требуют квалификации 5,4 тыс. вакансий (дворники, подсобные рабочие, мойщики и т.д.). Наибольший дефицит кадров сохраняется в отрасли "Строительство", вследствие чего более половины иностранных работников, осуществляющих деятельность на территории Омской области, также приходится на отрасль "Строительство" - 6,5 тыс. чел., что во многом обусловлено отсутствием у незанятых граждан компетенций, востребованных работодателями данной отрасли.
Общая численность иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность на территории Омской области на начало октября 2020 года, составляла 11,9 тыс. чел., или 1,3% от численности занятого населения, что не оказывает влияния на функционирование регионального рынка труда.
Раздел 1.6 изменен с 8 сентября 2021 г. - Распоряжение Правительства Омской области от 8 сентября 2021 г. N 107-рп
1.6. Приоритетные направления регулирования процессов в сфере занятости населения и риски функционирования рынка труда Омской области
Анализ текущей ситуации на рынке труда Омской области свидетельствует о необходимости обеспечения комплексного межведомственного подхода к регулированию в 2021 году процессов в сфере занятости населения с выделением следующих приоритетных направлений:
1) реализация мер, направленных на кадровое обеспечение работодателей Омской области, в том числе организация профессионального обучения под конкретные рабочие места по востребованным рабочим профессиям, не требующим длительной подготовки;
2) поддержка работодателей, планирующих создание дополнительных рабочих мест, в том числе в рамках реализации на территории Омской области инвестиционных проектов;
3) превентивные меры по сохранению и поддержке занятости работников, в том числе в организациях отраслей, наиболее пострадавших в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оказывающих существенное влияние на занятость населения;
4) содействие незанятому населению в организации предпринимательской деятельности и оформлению самозанятости, в том числе через обучение компетенциям, связанным с оказанием услуг населению;
5) создание условий для интеграции неработающих граждан в трудовую деятельность, в том числе через развитие системы социальных контрактов;
6) расширение взаимодействия с работодателями в рамках содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций Омской области и образовательных организаций высшего образования;
7) расширение мер по легализации неформальной занятости;
8) регулирование процессов привлечения иностранной рабочей силы с учетом приоритетного права на трудоустройство жителей Омской области.
Планируется участие Омской области в реализации мероприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета (субсидирование работодателей при приеме на работу безработных и ищущих работу граждан, поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан, в том числе самозанятости, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование).
На реализацию Комплекса мер предполагается направить из средств областного бюджета 184,37 млн. рублей в рамках финансирования:
1) государственных программ Омской области:
- "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области" (постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 257-п);
- "Социальная поддержка населения" (постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 года N 256-п);
- "Развитие экономического потенциала Омской области (постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 266-п);
- "Развитие промышленности и научно-технической деятельности в Омской области" (постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 258-п);
2) текущей деятельности ответственных исполнителей, указанных в плане мероприятий по восстановлению численности занятого населения Омской области в 2021 году к настоящему Комплексу мер.
Достижению цели по восстановлению численности занятого населения Омской области к IV кварталу 2021 года будет способствовать согласованное участие в реализации Комплекса мер отраслевых органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, работодателей Омской области, профессиональных образовательных организаций Омской области и образовательных организаций высшего образования, Государственной инспекции труда в Омской области, региональных общественных объединений.
По итогам реализации Комплекса мер предполагается в 2021 году охватить участием в его мероприятиях более 140 тыс. чел., что позволит обеспечить занятость не менее 68 тыс. чел., в том числе трудоустроить на вакантные рабочие места около 38 тыс. чел., увеличить на 25 тыс. чел. численность самозанятых граждан, оформивших налог на профессиональный доход, выявить около 5 тыс. чел. и оформить с ними трудовые отношения в соответствии с трудовым законодательством.
Основные риски реализации Комплекса мер по восстановлению численности занятого населения Омской области в 2021 году связаны с влиянием на функционирование регионального рынка труда следующих факторов:
1) сокращение численности населения и трудовых ресурсов Омской области под влиянием демографических тенденций и миграционного оттока населения.
Около 70% населения, выбывающего из региона, - граждане трудоспособного возраста. В случае сохранения миграционного оттока населения это может привести к уменьшению в 2021 году численности рабочей силы и занятого населения в Омской области;
2) сохранение санитарно-эпидемиологической ситуации и ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), оказывающих влияние на функционирование отраслей экономики, ориентированных на потребительский спрос;
3) ухудшение финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов Омской области, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от ограничительных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), после окончания срока обеспечения поддержки бизнеса, предусмотренного законодательством.
Степень влияния указанных факторов на функционирование рынка труда в 2021 году и состояние занятости населения в Омской области во многом будет зависеть от развития макроэкономической ситуации и принимаемых оперативных мер, направленных на сокращение масштабов высвобождения, сохранение занятости работников, заявленных к увольнению, и реализации мероприятий, направленных на содействие трудоустройству высвобожденных работников.
Раздел 2 изменен с 8 сентября 2021 г. - Распоряжение Правительства Омской области от 8 сентября 2021 г. N 107-рп
2. Целевые показатели Комплекса мер
Цель реализации Комплекса мер определена в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Перечня поручений Президента по итогам обращения Президента к гражданам России, утвержденного Президентом Российской Федерации от 8 июля 2020 года (N Пр-1081), - восстановление численности занятого населения Омской области, которая к IV кварталу 2021 года должна быть не ниже значения показателя за 2019 год.
В соответствии с целью реализации Комплекса мер определены следующие целевые значения показателей Комплекса мер к IV кварталу 2021 года:
1) численность занятого населения в возрасте от 15 лет и старше - не менее 950,4 тыс. чел.;
2) общая численность безработных (по методологии МОТ) - не более 65,5 тыс. чел.;
3) численность граждан, трудоустроенных или иным способом восстановивших занятость, - не менее 68 тыс. чел.
3. План мероприятий по восстановлению численности занятого населения Омской области в 2021 году
План мероприятий по восстановлению численности занятого населения Омской области в 2021 году представлен в приложении к настоящему Комплексу мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.