Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Новая редакция законопроекта доработана рабочей группой, в том числе с учетом замечаний и предложений, поступивших из Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. В состав рабочей группы вошли представители Верховного Суда Российской Федерации, Военной Коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, Института государства и права Российской академии наук и других заинтересованных министерств и ведомств.
Данный законопроект направлен на совершенствование норм военно-уголовного законодательства, применяемых в мирное время, а также на установление ответственности за преступления против военной службы, совершаемые в военное время или боевой обстановке.
Прежде всего, это касается норм Общей части УК РФ, применяемых только в отношении военнослужащих. Специфика военной службы не позволяет совмещать ее прохождение с исполнением отдельных видов наказаний. В законопроекте предлагается не назначать исправительные и обязательные работы всем военнослужащим, в том числе и проходящим военную службу по контракту. Кроме того, предлагается не назначать содержание в дисциплинарной воинской части военнослужащим, в отношении которых установлены предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для увольнения с военной службы.
Военнослужащие, условно осужденные к ограничению по военной службе или содержанию в дисциплинарной воинской части, а также условно-досрочно освобожденные от содержания в дисциплинарной воинской части, могут быть уволены с военной службы. В целях решения вопросов, возникающих при отмене условного осуждения или условно-досрочного освобождения, в законопроекте предлагается внести изменения в статьи 74 и 79 УК РФ. Кроме того, предлагается установить новое основание освобождения осужденных военнослужащих от отбывания воинских наказаний при их увольнении с военной службы. В этих случаях неотбытая часть наказания может быть судом заменена более мягким видом наказания.
Целый ряд изменений вносится законопроектом в Особенную часть УК РФ. Предлагается установить ответственность за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации.
Существенным изменениям подверглись статьи главы 33 УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы, совершаемые в мирное время. В законопроекте предлагается включить в эту главу преступления воинских должностных лиц, совершаемых ими с использованием своего служебного положения, непосредственно посягающих на интересы военной безопасности Российской Федерации (отдача незаконного приказа, применение неуставных мер воздействия в отношении подчиненных, превышение дисциплинарной власти, бездействие по службе, неисполнение обязанностей по реализации прав военнослужащих на льготы, гарантии и компенсации).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и воинские уставы в числе важнейших требований, предъявляемых к военнослужащим, предусматривают строгое хранение государственной и военной тайны. Ответственность за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну, установленная в статьях 283 и 284 УК РФ, на общих основаниях распространяется и на военнослужащих, признанных виновными в совершении этих преступлений. Что же касается военной тайны, которая, кроме сведений военного характера, отнесенных к государственной тайне, включает в себя значительное количество сведений военного характера, не подлежащих оглашению, а их строгое хранение является одним из важных требований порядка прохождения военной службы. Однако в действующем военно-уголовном законодательстве ответственность за разглашение этих сведений не предусмотрена. В связи с этим главу 33 УК РФ предлагается дополнить нормами об ответственности за разглашение военной тайны и за утрату документов, содержащих военную тайну.
Санкции ряда статей действующего военно-уголовного законодательства не соответствуют тяжести предусмотренных в этих статьях преступлений и нуждаются в корректировке. Так, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека при отягчающих обстоятельствах, квалифицируемое частями второй, третьей или четвертой статьи 111 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок до десяти, двенадцати и пятнадцати лет. Сопротивление начальнику или иному военнослужащему, исполняющему обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, а также насильственные действия в отношении начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы, сопряженные с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью и совершенные при других отягчающих обстоятельствах, наказываются лишением свободы на срок не более восьми лет (статьи 333 и 334 УК). Санкции статей 333 и 334 УК РФ свидетельствуют о менее строгой защите здоровья военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы по сравнению с другими гражданами. В этой связи в законопроекте предлагаются более строгие санкции за указанные преступления против военной службы.
Статья 337 УК РФ за самовольное оставление части или места службы в зависимости от продолжительности уклонения военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы наряду с другими видами наказания предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Такое же уклонение от военной службы по продолжительности, но совершенное путем членовредительства, симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, наказывается лишь ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года. С учетом этого в законопроекте предлагается более строгая санкция в части первой статьи 339 УК РФ.
В Военной доктрине Российской Федерации подчеркивается, что в современных условиях "сохраняется, а в отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников". Поэтому Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору. В качестве одного из основных направлений развития военной организации государства в Военной доктрине называются "совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом". В этих условиях разработка и принятие уголовно-правовых норм об ответственности за совершение воинских преступлений в военное время или в боевой обстановке становится весьма актуальной задачей. В этой связи в законопроекте предлагается включить в главу 33 УК РФ уголовно-правовые нормы об ответственности военнослужащих за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.
Предлагаемые нормы военно-уголовного законодательства, применяемые в военное время или в боевой обстановке, делятся на два вида: 1) нормы, предусматривающие ответственность за преступления, которые могут совершаться только в условиях военного времени или боевой обстановки (сдача или оставление противнику средств ведения войны, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, добровольная сдача в плен, преступные действия военнослужащего, находящегося в плену, мародерство); 2) нормы, устанавливающие более строгую ответственность за преступления, предусмотренные действующим военно-уголовным законодательством (статьи 332-352 УК РФ), но совершенные в военное время или в боевой обстановке.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.