Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1057393-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации" (в целях синхронизации норм водного законодательства и законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части установления ширины прибрежной защитной полосы), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1057393-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, он направлен на приведение терминологии Водного кодекса Российской Федерации в соответствие с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
В настоящее время частью 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации для реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель. Однако законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов оперирует понятиями водных объектов рыбохозяйственного значения, которые делятся на высшую, первую и вторую категории, и при этом не содержит понятия "водные объекты, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение", влияющего на установление размеров прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны.
С 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенные Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с указанным Федеральным законом постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 206 утверждено Положение об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - Положение).
Положением водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории.
Высшая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.
Первая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей), и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.
Вторая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций водных биологических ресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам (при наличии одного из показателей), и (или) используются для добычи (вылова) таких водных биологических ресурсов при осуществлении всех видов рыболовства, за исключением промышленного и прибрежного рыболовства, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.
В целях синхронизации норм водного законодательства и законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов законопроектом предлагается часть 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции, согласно которой ширина прибрежной защитной полосы устанавливается равной двумстам метрам независимо от уклона прилегающих земель для реки, озера, водохранилища, являющихся местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используемых для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.
Таким образом, в отличие от действующей редакции части 13 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой размер прибрежной защитной полосы устанавливается независимо от вида водных биологических ресурсов, обитающих в местах нереста, нагула, зимовки, проектируемая норма конкретизирует виды водных биологических ресурсов, предусматривая отнесение к ним особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на необходимость дополнительного обсуждения ко второму чтению законопроекта вопроса распространения установленных для прибрежных защитных полос ограничений хозяйственной и иной деятельности (запрет на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных) в отношении земельных участков, ранее расположенных вне границ прибрежных защитных полос.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1057393-7 "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.