Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1056823-7 "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации" (в целях устранения пробелов правового регулирования вопросов пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей Российской Федерации),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1056823-7 "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, предлагаемые изменения вносятся в целях устранения правовой неопределенности при пользовании организациями внутреннего водного транспорта береговой полосой для устройства временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров.
Нормы статьи 10 КВВТ регулируют вопросы пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей и земельными участками, используемыми или занимаемыми организациями внутреннего водного транспорта.
Понятие "береговая полоса" установлено водным законодательством. В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Положения статьи 10 КВВТ, касающиеся пользования береговой полосой в пределах внутренних водных путей, направлены на обеспечение безопасности судоходства. Для этого администрации бассейнов внутренних водных путей наделены правом разрешать устройство на береговой полосе временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке.
При этом законодательством не определены конкретные федеральные органы исполнительной власти, с которыми администрациям бассейнов внутренних водных путей необходимо согласовывать выдаваемые организациям внутреннего водного транспорта разрешения, также не определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на установление порядка выдачи такого разрешения, что на практике создает трудности при применении данной нормы права.
Устройство вышеназванных объектов не предусматривает природопользование, поскольку не влечет за собой извлечение и переработку природных ресурсов, а также не требует получения разрешения на строительство.
При этом вопросы строительства временных или вспомогательных сооружений, когда не требуется получения разрешения на строительство, регулируются в соответствии со статьями 39.33 - 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанными статьями определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, а также определены цели, в соответствии с которыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В то же время указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают в числе целей возведение временных некапитальных строений, сооружений на береговой полосе в пределах внутренних водных путей организациями внутреннего водного транспорта.
В этой связи предлагается в статью 10 КВВТ внести изменения, исключив из пункта 2 абзацы шестой и седьмой, которыми администрации бассейнов внутренних водных путей наделены правом разрешать устройство на береговой полосе временных сооружений, и дополнив статью пунктом 2.1, предусматривающим выдачу администрациями бассейнов внутренних водных путей согласия в письменной форме на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей в целях возведения некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами в соответствии с земельным законодательством.
При этом предусматривается, что порядок выдачи согласия администрациями бассейнов внутренних водных путей на использование береговой полосы в пределах внутренних водных путей в таких целях устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Также законопроектом предусмотрено приведение понятийного аппарата в соответствие с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности в части замены понятия "временные сооружения" на понятие "некапитальные строения, сооружения".
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации в части дополнения случаев, оснований и целей использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, случаем использования земель в целях возведения на береговой полосе в пределах внутренних водных путей некапитальных строений, сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров, а также в случаях непредвиденных зимовок судов или транспортных происшествий с судами.
Вместе с тем, следует отметить, что разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, указанных в пункте 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации, носят временный характер и выдаются на определенный срок (за исключением целей, указанных в подпункте 4 пункта 1 данной статьи). В этой связи положения проектируемого подпункта 6 пункта 1 указанной статьи Кодекса нуждаются в уточнении.
Законопроект потребует принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, которые необходимы для подготовки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов.
Принятие законопроекта не повлечет изменения действующей в настоящее время процедуры получения организациями внутреннего водного транспорта разрешения на использование береговой полосы для устройства временных сооружений и не окажет влияния на финансово-экономические результаты их деятельности.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1056823-7 "О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и статьи 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.