Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1075003-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1075003-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите" (далее - законопроект).
Концепция законопроекта направлена на дополнение перечня лиц, подлежащих государственной защите.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает в себя наряду с военнослужащими федеральных государственных гражданских служащих.
Кроме того, согласно части первой статьи 17 Федерального закона от 10 января 1996 года N 5-ФЗ "О внешней разведке" к кадровому составу органа внешней разведки Российской Федерации наряду с военнослужащими относятся федеральные государственные гражданские служащие.
Указанные категории федеральных государственных гражданских служащих наравне с военнослужащими непосредственно привлекаются к проведению контртеррористических мероприятий и специальных операций, в том числе за пределами территории Российской Федерации.
Вместе с тем в отличие от военнослужащих вышеназванные категории федеральных государственных гражданских служащих государственной защите не подлежат.
В этой связи законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Федеральный закон N 45-ФЗ) изменения, наделяющие федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом, а также федеральных государственных гражданских служащих органов внешней разведки Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в специальных операциях или выполнявших специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации, правом на государственную защиту.
2. Согласно Федеральному закону N 45-ФЗ государственной защите подлежат военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сотрудники Росгвардии, принимающие участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Вместе с тем участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп принимают не только военнослужащие, но и сотрудники Росгвардии, имеющие специальные звания полиции.
Помимо этого, в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности наряду с сотрудниками, имеющими специальные звания полиции, также принимают участие военнослужащие Росгвардии.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 45-ФЗ изменения, дополняющие перечень лиц, подлежащих государственной защите, сотрудниками войск национальной гвардии Российской Федерации, принимавшими непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации, принимающими участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
3. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска МВД России были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
С учетом этого законопроектом предлагается из Федерального закона N 45-ФЗ исключить положения, предусматривающие применение мер государственной защиты в отношении военнослужащих внутренних войск МВД России.
4. Законопроектом также устанавливается, что меры безопасности в отношении федеральных государственных гражданских служащих органов внешней разведки Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в специальных операциях или выполнявших специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации, осуществляются непосредственно указанными органами.
В свою очередь, осуществление мер безопасности в отношении федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом, законопроектом предлагается возложить на командование воинской части либо орган военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. В структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, управление которыми в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 61-ФЗ осуществляет министр обороны Российской Федерации, входит орган внешней разведки Минобороны России.
Вместе с тем в Вооруженных Силах Российской Федерации только в органе внешней разведки Минобороны России предусмотрено наличие специального подразделения, обеспечивающего безопасность защищаемых лиц (часть вторая статьи 12 Федерального закона N 45-ФЗ).
В этой связи законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон N 45-ФЗ положением, предусматривающим, что меры безопасности в отношении военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом могут осуществляться специальным подразделением органа внешней разведки Минобороны России на основании решения министра обороны Российской Федерации.
Положения законопроекта не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.