Пояснительная записка к проекту
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - проект закона) подготовлен в соответствии со статьей 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 12 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 115-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4030; 2000, N 32, ст. 3338; 2001, N 33, ч. II, ст. 3437; 2002, N 19, ст. 1796; 2003, N 19, ст. 1751; 2004, N 22, ст. 2095) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (раздел 3).
Все изменения, нашедшие отражение в представленном проекте закона, связаны с проводимыми в настоящее время реформами в бюджетной сфере, отвечают требованиям Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", в части реформирования бюджетной классификации Российской Федерации (далее - бюджетная классификация) и бюджетного учета.
Формирование проектов бюджетов Российской Федерации на 2005 год осуществляется в условиях реализации ряда фундаментальных структурных реформ: разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, реформы системы федеральных органов исполнительной власти, изменения системы предоставления социальных льгот, продолжающихся преобразований в налоговой сфере, реструктуризации бюджетного сектора и других. Приведение структуры и содержания бюджетной классификации в соответствии с целями и задачами проводимых реформ с 1 января 2005 года является необходимым условием их успешной реализации.
В рамках данного направления реформирования бюджетного процесса предусматривается также приближение структуры и содержания бюджетной классификации к требованиям международных стандартов и создания предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией Единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку финансового результата деятельности сектора государственного управления.
Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности участников бюджетного процесса и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса.
На этапе внесения изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" (до внесения соответствующих предложений по поправкам в Бюджетный кодекс Российской Федерации) решается ряд задач по совершенствованию бюджетной классификации, к числу которых относятся:
- необходимость переориентации бюджетных средств на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;
- приведение в соответствие структуры функциональной классификации расходов с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);
- согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных финансов;
- приведение структуры бюджетной классификации в соответствии с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;
- применение признака (главы) администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита).
Предлагаемые изменения соответствуют положениям действующего Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отдельные изменения и дополнения, изложенные в проекта закона, соотносятся с редакцией Бюджетного кодекса, вступающего в действие с 1 января 2005 года.
Следующим шагом (после включения в состав Бюджетного кодекса новой редакции главы "Бюджетная классификация") с целью оперативного уточнения в случае необходимости отдельных позиций бюджетной классификации представляется целесообразным отказаться от практики утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом. Временные издержки, неизбежно сопутствующие законодательной процедуре, существенно ограничивают оперативное реагирование на текущие изменения в процессе исполнения бюджетов. В данной ситуации более предпочтительным является подход, адаптированный большинством стран международного сообщества, при котором законом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы, позиции экономической и функциональной (раздел, подраздел) классификации расходов бюджетов, а также классификация доходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Дальнейшая структура классификации определяется органами власти соответствующего уровня при принятии закона (решения) о бюджете. Такой подход обеспечит органам исполнительной власти большую гибкость при составлении проекта бюджета в рамках законодательно установленных единых принципов бюджетной классификации.
На данном этапе с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, проектом закона предлагается утвердить унифицированный 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации.
Основу первой части составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом, обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.
Третьей составной частью 20-значного кода всех видов классификации является классификация операций сектора государственного управления, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации N 249 от 22 мая 2004 года, и представляющая собой экономическую классификацию доходов, расходов и источников погашения дефицита бюджетов Российской Федерации.
Новый порядок кодификации в бюджетной классификации, а также и другие изменения и дополнения, изложенные в проекте закона, затронули большую часть приложений к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", в том числе: классификацию доходов бюджетов Российской Федерации, функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Текстовые статьи претерпели незначительную, но необходимую корректировку, соответствующую изменениям, внесенными в приложения.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды.
Изменение классификации доходов бюджетов Российской Федерации предполагает решение следующих задач:
- закрепление доходных источников за соответствующими администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации;
- приближение структуры и содержания классификации доходов бюджетов Российской Федерации к международным стандартам статистики государственных финансов.
Основные изменения классификации доходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 2 к проекту закона) связаны с изменением структуры кода, представленной в виде трех составных частей.
Админист- раторы |
Группа | Подгруп- па |
Статья | Подстатья | Элемент | Программа | Эконом. классифика- ция |
||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1 | 2 | 3 |
Первую часть составляет кодификация администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации.
Понятие "администратор поступлений в бюджет" введено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", одобрившим Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах.
В рамках указанной концепции и настоящего законопроекта администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание, принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Код администратора платежа заполняется в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом, обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. При распределении между бюджетами регулирующих доходов должна быть обеспечена преемственность кода администратора.
Вторая часть представляет собой классификацию доходных источников в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, определяющими состав источников формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая поступления доходов и иных платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Код вида доходов подразделяется на группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы и программы.
Код вида доходов предусматривает следующие группы:
1 00 00000 00 - доходы;
2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В группу "Доходы" (1 00 00000 00) включаются следующие подгруппы:
1 01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;
1 02 00000 00 - налоги и взносы на социальные нужды;
1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
1 05 00000 00 - налоги на совокупный доход;
1 06 00000 00 - налоги на имущество;
1 07 00000 00 - налоги за пользование природными ресурсами;
1 08 00000 00 - государственная пошлина;
1 09 00000 00 - задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
1 10 00000 00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
1 11 00000 00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
1 12 00000 00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
1 13 00000 00 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
1 14 00000 00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;
1 16 00000 00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
1 17 00000 00 - прочие неналоговые доходы;
1 18 00000 00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
1 19 00000 00 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
В группу "Безвозмездные поступления" (2 00 00000 00) включаются следующие подгруппы:
2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления.
В группу "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (3 00 00000 00) включаются следующие подгруппы:
3 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;
3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов производится посредством статей и подстатей.
Код элемента доходов для налоговых доходов закрепляется за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от принадлежности администратора неналоговых поступлений в бюджет к соответствующим уровням власти. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.
За уровнями бюджетной системы Российской Федерации закрепляются следующие коды:
01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
03 - местный бюджет;
06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;
07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;
08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В целях приведения классификации доходов к единому виду наряду с классификацией расходов в рамках кода классификации доходов выделяется код программ доходов. Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками. Первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Территориальные органы Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы обязаны доводить до налогоплательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода программ:
1000 - сумма налога (сбора) (недоимка по соответствующему налогу (сбору), в том числе по отмененному);
2000 - пени по соответствующему налогу (сбору);
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему налогу (сбору) согласно законодательству Российской Федерации.
Дальнейшая детализация классификации программ производится в соответствии с законодательным актом бюджета субъекта Российской Федерации и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов.
Третья составная часть классификации доходов бюджетов Российской Федерации представляет собой экономическую классификацию доходов бюджетов Российской Федерации, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления в соответствии с приложением N 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Функциональная классификации расходов бюджетов Российской Федерации
Проектом закона предусматривается значительное сокращение первого уровня функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации - разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Проект функциональной классификации (Приложение N 3 к проекту закона) содержит 11 разделов (против 30 разделов в действующей функциональной классификации) и 84 подраздела, являющихся вторым уровнем функциональной классификации, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.
Существенными особенностями предлагаемой структуры функциональной классификации являются:
- наличие раздела, объединяющего в себе расходы на реализацию функций общегосударственного характера 0100 "Общегосударственные вопросы";
- отнесение расходов на руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов) на соответствующие этим функциям разделы и подразделы;
- структура подразделов функциональной классификации расходов построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы;
- исключение из функциональной классификации расходов на капитальные вложения (государственные инвестиции) и отнесением их в состав экономической классификации;
- разделение расходов в сфере науки на расходы на фундаментальные исследования (раздел общегосударственных вопросов) и прикладные научные исследования с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы функциональной классификации.
- упорядочение отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ в функциональной классификации расходов.
Основные содержательные изменения направлений отражения расходов по разделам и подразделам функциональной классификации заключаются в следующем.
Раздел 0100 "Общегосударственные вопросы" предусматривает 15 подразделов.
По указанному разделу отражаются расходы на функционирование главы государства - Президента Российской Федерации, функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансирование судебной системы, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, обеспечение проведения выборов и референдумов, финансирование международных отношений и международного сотрудничества, международной экономической и гуманитарной помощи, содержание и пополнение государственного материального резерва, расходы на финансирование фундаментальных исследований всех главных распорядителей средств федерального бюджета, включая федеральные органы исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, расходы на обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды и другие общегосударственные расходы.
Расходы, осуществляемые в счет привлекаемых связанных иностранных кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм отражаются по соответствующим разделам функциональной классификации, относящимся к установленной сфере деятельности.
По подразделу 0115 "Другие общегосударственные вопросы" отражаются расходы, связанные с руководством и управлением вопросами экономического планирования (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации), обеспечением деятельности Федеральной службы по статистике, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Исходя из новых функций федеральных органов исполнительной власти, в составе которых предусмотрено прохождение военной и приравненной к ней службы, расходы соответствующих главных распорядителей бюджетных средств сосредоточены в разделах 0200 "Национальная оборона" и 0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность".
Учитывая изменения структуры функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, расходы, связанные с содержанием учреждений дошкольного образования, школ, училищ, средних специальных учебных заведений, учреждений переподготовки и повышения квалификации кадров, высших учебных заведений, даже если их контингент ограничивается только военнослужащими и членами их семей отражаются по подразделам 0701 "Дошкольное образование", 0702 "Общее образование", 0703 "Начальное профессиональное образование", 0704 "Среднее профессиональное образование", 0705 "Переподготовка и повышение квалификации кадров", 0706 "Высшее профессиональное образование", учреждений здравоохранения - по подразделу 0901 "Здравоохранение", культуры - по подразделу 0801 "Культура", периодической печати и издательства - подразделу 0804 "Периодическая печать и издательства".
При этом в указанные подразделы переносятся все расходы на содержание указанных учреждений, если они имеют статус юридических лиц.
Раздел 0200 "Национальная оборона" состоит из восьми подразделов и отражает расходы на финансирование национальной обороны.
Структура расходов по разделу 0200 "Национальная оборона" в разрезе входящих в состав указанного раздела подразделов, приведена в соответствие с основными функциями, выполняемыми федеральными органами исполнительной власти в сфере обеспечения и укрепления обороноспособности страны, руководства, управления вопросами и услугами в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны, железнодорожных войск и других воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационной и вневойсковой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, обеспечения воинского учета и призыва в армию, организации комплекса мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой экономики страны, реализации мероприятий ядерно-оружейного комплекса в области обеспечения национальной обороны, утилизации накопленных вооружений, военной техники, химического оружия.
Расходы, связанные с руководством вопросами военной помощи и управление миссиями по оказанию военной помощи, военная помощь в виде грантов, предоставление оборудования на взаимообразной основе, участие в содержании международных сил по поддержанию мира, включая предоставление воинских контингентов, обеспечение коллективной безопасности на долевой основе со странами СНГ, концентрируются в подразделе 0204 "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности", а расходы по реализации международных соглашений со странами СНГ и другими зарубежными странами в сфере военно-технического сотрудничества в подразделе 0206 "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества".
В вышеупомянутом подразделе отражаются расходы на обеспечение деятельности Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.
В подразделе 0208 "Другие вопросы в области национальной обороны" отражаются расходы на руководство, управление и поддержку в отношении таких видов деятельности, как разработка общей политики, планов, программ и бюджетов, связанных с обороной, руководство ими, финансирование иных вопросов обороны и связанных с ними услуг, не отнесенных к другим подразделам, а также на обеспечение деятельности Федеральной службы по оборонному заказу, Федерального агентства специального строительства. В этом подразделе отражаются также расходы на реформирование оборонной промышленности, обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны, утилизацию и ликвидацию вооружений по международным договорам Российской Федерации в области разоружения и исключая международные договоры, военную реформу и осуществление мероприятий по переводу на комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации преимущественно военнослужащими по контракту.
Раздел 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" состоит из тринадцати подразделов.
По подразделам 0301 "Органы прокуратуры", 0302 "Органы внутренних дел", 0303 "Внутренние войска", 0304 "Органы юстиции", 0305 "Система исполнения наказаний", 0306 "Органы безопасности", 0307 "Органы пограничной службы", 0308 "Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", 0309 "Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданская оборона", 0310 "Обеспечение противопожарной безопасности" отражаются расходы, связанные с обеспечением одноименных сфер деятельности.
По подразделу 0311 "Миграционная политика" отражаются расходы на обеспечение деятельности Федеральной миграционной службы и оказываемых ей услуг в сфере установленных функций.
В подразделе 0313 "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" отражаются расходы на обеспечение деятельности Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, так как она является составной частью сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации, действующей в интересах законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, а также в целях защиты государственных интересов Российской Федерации.
Кроме того, в составе указанного подраздела отражаются расходы, связанные с руководством, управлением и оказанием поддержки в отношении такой деятельности, как разработка общей политики, планов, программ и бюджетов, связанных с вопросами национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также финансирование иных вопросов и связанных с ними услуг в указанной сфере, не отнесенных к другим подразделам.
Раздел 0400 "Национальная экономика" состоит из 11 подразделов, отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики.
По подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" отражаются расходы на обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики. В этом же подразделе учтены расходы на реализацию государственной политики в области занятости населения, в разрезе мероприятий по содействию занятости населения, а также содержание государственных учреждений службы занятости.
По каждому из подразделов указанного раздела отражаются расходы на руководство и управление в установленной сфере. По подразделу 0402 "Топливо и энергетика" отражаются также расходы, связанные с государственной поддержкой указанной отрасли, включая предоставление субсидий, по подразделу 0403 "Исследование и использование космического пространства" - расходы, связанные с государственной поддержкой космической деятельности, включая федеральные целевые программы, по подразделу 0404 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" - расходы, связанные с государственной поддержкой разведки, разработки и рационального использования минеральных ресурсов, контролем, в указанной сфере деятельности, реализацией законодательства о недрах, по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" - расходы на сохранение, мелиорацию пахотных земель, предоставление субсидий в указанной сфере, сельскохозяйственное производство, в том числе финансирование мероприятий по: проведению закупочных интервенций продовольственного зерна, племенному животноводству, элитному семеноводству, развитию растениеводства, оказанию ветеринарных услуг, услуг по борьбе с сельскохозяйственными вредителями, обеспечению функционирования рыболовного хозяйства и охоты, мониторингу водных биологических ресурсов и др.; по подразделу 0406 "Водные ресурсы" - расходы на водохозяйственные мероприятия, по подразделу 0407 "Лесное хозяйство" - расходы на охрану, восстановление и использование лесов, включая содержание национальных парков, тушение лесных пожаров, лесоохранные и лесовосстановительные мероприятия, по подразделу 0408 "Транспорт" - расходы на государственную поддержку обеспечения безопасности воздушного, железнодорожного, морского, речного и других видов транспорта, а также расходы на дорожное хозяйство, по подразделу 0409 "Связь и информатика" - расходы на формирование федеральных информационных ресурсов, а также государственную поддержку отраслей связи, по подразделу 0411 "Другие вопросы в области национальной экономики" - расходы на руководство и управление в сферах деятельности, относимых к разделу 0400, но не поименованных в подразделах 0401 - 0410, а также возможные расходы на государственную поддержку таких сфер.
Раздел 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусматривает 4 подраздела.
По разделу 0501 "Жилищное хозяйство" отражаются расходы на руководство деятельностью и управление услугами в области жилищного хозяйства, снос домов, связанный с жилищным строительством, приобретение участков земли для строительства жилых домов, строительство, покупку или реконструкцию жилых домов для особо нуждающихся лиц, предоставление субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда (расходы на разработку строительных стандартов, контроля за их соблюдением отражаются по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы").
По подразделу 0502 "Коммунальное хозяйство" отражаются расходы на руководство вопросами коммунального развития и связанными с ними услугами, планирование новых жилых районов или реконструкции старых, планирование таких сооружений, как жилые дома, промышленные здания, коммунальные предприятия, медицинские, учебные, культурные учреждения, места отдыха и т.д. (не включаются расходы на фактическое строительство промышленных зданий, прокладку улиц, строительство коммунальных предприятий, культурных учреждений и др., которые классифицируются в соответствии с выполняемыми функциями).
По подразделу 0504 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства" отражаются расходы, которые не могут быть отнесены к подразделам 0501 - 0503.
Раздел 0600 "Охрана окружающей среды" состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области окружающей среды.
Раздел 0700 "Образование" состоит из девяти подразделов и отражает направление расходов на дошкольное, общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное образование, содержание учреждений образования, обеспечение и организацию учебного процесса, переподготовку и повышение квалификации, молодежную политику и оздоровление детей.
Расходы по организации оздоровительной кампании детей и подростков и молодежной политике отражаются по самостоятельному подразделу 0707 "Молодежная политика и оздоровление детей", как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
По подразделу 0709 "Другие вопросы в области образования" отражаются расходы на руководство и управление в сфере образования, разработку и осуществление общей политики, планов, программ и бюджетов в области образования, управление ими и др.
Раздел 0800 "Культура, кинематография, средства массовой информации" состоит из 6 подразделов и отражает направление расходов на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
По подразделу 0806 "Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации" отражаются расходы на руководство, управление и поддержку в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации, разработку общей политики, планов, программ и бюджетов в этой сфере, управление ими, их координацию и контроль за осуществлением и др.
Раздел 0900 "Здравоохранение и спорт" отражает направление расходов государства на финансирование здравоохранения, спорта и физической культуры и состоит из 4 подразделов.
По соответствующим подразделам указанного раздела отражаются расходы на руководство деятельностью в области здравоохранения и спорта, на текущее содержание федеральных учреждений здравоохранения, включая предоставление ими медицинских услуг, спорта и физической культуры, предоставление услуг по opганизации занятий спортом, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.
По подразделу 0904 "Другие вопросы в области здравоохранения и спорта" отражаются расходы на руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики, разработка и обеспечение выполнения стандартов для медицинского персонала, больниц, клиник, медпунктов и т.д., лицензирование, разработка программ, планов и бюджетов, относящихся к здравоохранению и т.п., а также предоставление услуг в области здравоохранения и спорта, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных подразделов.
Раздел 1000 "Социальная политика" состоит из 6 подразделов и отражает направление расходов на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
По подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" отражаются расходы, связанные с выплатой денежных пособий, таких как пенсии по старости, выплачиваемые лицам, достигшим пенсионного возраста, досрочные пенсии по старости, выплачиваемые трудящимся старшего возраста, вышедшим на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста, пенсии, выплачиваемые как до, так и после достижения установленного возраста трудящимся старшего возраста, которые продолжают работать, пенсионным обеспечением военнослужащих, государственных служащих, судей, другие выплаты, установленные пенсионным законодательством Российской Федерации. В состав указанного подраздела также включаются расходы, связанные с выплатой пособий в натуральной форме, такие как предоставление жилья, питания престарелым, находящимся либо в специализированных учреждениях.
По подразделу 1002 "Социальное обслуживание населения" отражаются расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функционированием учреждений и организаций социального обслуживания (медико-социальных экспертных комиссий, домов-интернатов для инвалидов, стационаров сложного протезирования), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца (как, например, одному из супругов, бывшему супругу, детям, родителям или другим родственникам), пособия в натуральной форме, такие как оплата части похоронных расходов, услуги и товары, которые предоставляются иждивенцам, оставшимся без кормильца, предоставление мер социальной поддержки малообеспеченным гражданам, социальные программы в этой сфере, а также мер социальной поддержки, связанных с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
По подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" отражаются расходы, связанные с социальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в виде пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу, а также иные пособия и компенсации отдельным категориям граждан, включая пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений, компенсации по автострахованию для инвалидов.
По подразделу 1004 "Борьба с беспризорностью, опека и попечительство" отражаются расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в натуральной форме, такие как приюты для сирот, приемные семьи, детские лагеря, центры досуга, а также расходы, связанные с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных учреждений.
По подразделу 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" отражаются расходы на руководство и управление такими вопросами, как выработка государственной политики, разработка программ, планов и бюджетов в области социальной политики и т.п., а также предоставление иных услуг в области социальной политики, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных подразделов.
Раздел 1100 "Межбюджетные трансферты" состоит из 4 подразделов и отражает направление расходов, связанных с формированием в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда реформирования региональных финансов, а также иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, выполнением федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации, исполнение которых делегируется соответственно субъектам Российской Федерации, органам местного самоуправления, расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий органам государственного управления различного уровня, а также инвестиционные ассигнования программного и не программного характера, осуществляемые в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, и ассигнования, передаваемые из федерального бюджета средств в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Основные изменения, которые вносятся в перечни целевых статей (Приложение 4 к проекту закона) и видов расходов (Приложение 5 к проекту закона) связаны в первую очередь, с изменениями, внесенными в функциональную структуру бюджетной классификации на уровне раздел - подраздел.
Целевые статьи расходов бюджетов образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности администраторов бюджетных средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов.
В рамках новой классификации целевых статей и видов расходов предлагается упорядочить отражение расходов на реализацию федеральных целевых программ в функциональной классификации расходов, реализовав при помощи целевых статей функциональное наполнение деятельности администраторов бюджетных средств: посредством формирования программ, или не программным способом.
При этом предполагается, что виды расходов бюджетов, образуя четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, будут детализировать направление финансирования расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по федеральным целевым программам расходов бюджетов.
В настоящее время код функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации занимает 4 знака: 2 знака - раздел и 2 знака - подраздел; 3 знака занимает код целевой статьи расходов и 3 знака - код вида расходов; программный срез как таковой отсутствует.
В проекте закона код функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации занимает 4 знака (2 знака - раздел и 2 - подраздел), 7 знаков - код целевой статьи расходов, включающий программный срез, и 3 знака - код вида расходов.
Первый шаг к формированию программной классификации, которой делается в проекте закона, станет серьезным вкладом в развитие бюджетирования, ориентированного на результат.
При программном подходе органы государственной власти получат более ясную картину того, как распределяются содержательные роли и задачи между министерствами и ведомствами, что поможет отслеживать случаи дублирования функций и, соответственно, принимать решения о том, следует ли это дублирование устранить, передав непрофильные виды расходов другим ведомствам, или наладить координацию параллельного исполнения одинаковых функций (программ) разными ведомствами, а также того, как распределяются средства между целями государственной политики, и получат возможность анализировать, насколько адекватно такое распределение средств поставленным целям и задачам.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации
До внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации проект закона решает задачу приведения структуры экономической классификации расходов в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления.
Проект классификации операций сектора государственного управления, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", предусматривает группировку всех операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию с возможностью ее применения для учета операций как по кассовому методу, так и по методу начислений.
В центре системы учета, основанной на методе начислений, будет находится администратор бюджетных средств, который должен администрировать не только расходы, но и поступления в соответствующий бюджет.
Для оценки влияния решений, принимаемых в налогово-бюджетной сфере, на состояние активов и обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета, план счетов бюджетного учета будет интегрирован с бюджетной классификацией.
В рамках классификации операций сектора государственного управления предлагается все операции структурировать на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Интегрирование данной информации в Единый план счетов бюджетного учета позволит оценить влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы экономики.
В перспективе экономическая классификация расходов бюджетов должна быть интегрирована с классификацией операций сектора государственного управления. При формировании бюджетов на 2005 год в качестве экономической классификации предлагается использовать позиции (коды) классификации операций сектора государственного управления.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 4 к проекту закона) определяет направления расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.
В зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из следующих групп:
200 - Расходы;
300 - Поступление нефинансовых активов;
500 - Поступление финансовых активов;
600 - Выбытие финансовых активов.
Кроме того, настоящая классификация состоит из статей и соответствующих подстатей, отражающих наиболее детальное распределение расходов бюджетов.
Статья 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда" включает в себя следующие подстатьи:
211 "Заработная плата";
212 "Прочие выплаты";
213 "Начисления на оплату труда".
Подстатья 211 "Заработная плата" включает расходы по заработной плате; основному и дополнительному денежному довольствию военнослужащих; дополнительной плате за сверхурочную и ночную работу, а также за работу в выходные дни; оплату отпусков; стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.).
Подстатья 212 "Прочие выплаты" включает расходы по оплате мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации: по компенсации стоимости жилья, связанной с наймом (поднаймом) жилых помещений, а также коммунальных услуг, предоставляемых педагогическим, медицинским работникам, работникам культуры, госветслужбы и работникам других бюджетных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа в соответствии с действующим законодательством; возмещения стоимости найма жилого помещения при изменении места жительства по инициативе работодателя; расходы по оплате суточных, подъемные пособия, страховые гарантии военнослужащим (право на возмещение вреда), денежную компенсацию на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых военнослужащим и приравненным к ним лицам в размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Оплата проезда к месту отпуска и обратно. Покупка путевок работающим судьям.
Подстатья 213 "Начисления на оплату труда" отражает: расходы по оплате работодателем единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 220 "Приобретение услуг" включает в себя следующие подстатьи:
221 "Услуги связи";
222 "Транспортные услуги";
223 "Коммунальные услуги";
224 "Арендная плата за пользование имуществом";
225 "Услуги по содержанию имущества";
226 "Прочие услуги".
Подстатья 221 "Услуги связи" отражает расходы по оплате услуг связи, в том числе оплату использования телефонных, телеграфных каналов связи (в том числе регистрация сокращенных телеграфных адресов), каналов передачи данных (информации), услуг почтовой связи (в т.ч. оплата услуг фельдъегерской и специальной связи), документальной электросвязи, радиосвязи и мобильных телесистем, сотовой и пейджинговой связи, глобальной информационной сети Интернет, соединительных, специальных и прямых линий связи, а также расходы, связанные с предоставлением доступа к каналам связи (установка телефонов и других средств связи).
Подстатья 222 "Транспортные услуги" отражает расходы по оплате транспортных услуг, оказываемых сторонними организациями, в том числе оплату: найма транспортных средств, услуг по пассажирским и грузовым перевозкам; транспортных расходов по служебным командировкам; стоимости переезда и иных транспортных расходов, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и связанных с перемещением работников, военнослужащих и членов их семей к месту работы (службы), месту жительства; оплатой стоимости переезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, а также другие транспортные услуги (за исключением расходов на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
Подстатья 223 "Коммунальные услуги" отражает расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе оплату отопления, в том числе технологических нужд; потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги); потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей; водоснабжения (в том числе горячего), канализации, ассенизации.
Подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом" отражает расходы по оплате арендной платы, начисленной в соответствии с заключенными договорами аренды имущества, включая аренду помещений, сооружений, транспортных средств и другого имущества.
Подстатья 225 "Услуги по содержанию имущества" включает расходы на оплату услуг сторонним организациям, связанные с содержанием в соответствии с правилами и нормами эксплуатации нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении либо в аренде, в т.ч. содержание в чистоте инвентаря, помещений, зданий, дворов; пуско-наладочных работ, техническому обслуживанию и ремонту всех видов техники (включая лифтовое оборудование, компьютерную и оргтехнику, средства связи, приборы и т.п.), транспортных средств; текущему и капитальному ремонту имущества (инвентаря, мебели, зданий, сооружений, включая их благоустройство и реставрацию и др.); содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; других услуг, связанных с эксплуатацией имущества.
Подстатья 226 "Прочие услуги" включает расходы на оплату услуг сторонним организациям, не отнесенные на подстатьи 221-225, включая оплату договоров на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оплату услуг по операциям с государственными активами и обязательствами; оплату труда присяжных заседателей, народных заседателей, арбитражных заседателей, участвующих в судебном процессе, а также адвокатов (в установленном порядке) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 230 "Обслуживание долговых обязательств" включает в себя следующие подстатьи:
231 "Обслуживание внутренних долговых обязательств";
232 "Обслуживание внешних долговых обязательств".
Подстатья 231 "Обслуживание внутренних долговых обязательств" включает расходы на оплату процентных расходов по государственному внутреннему долгу Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, долгу муниципальных образований; суммы дисконта, выплачиваемого при погашении выпуска ценных бумаг, эмитированных в российских рублях по займам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; оплату разницы между ценой размещения и ценой погашения указанных ценных бумаг при их выкупе.
Подстатья 232 "Обслуживание внешних долговых обязательств" включает расходы по оплате: процентов по государственному внешнему долгу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; дисконта, выплачиваемого при погашении выпуска ценных бумаг по внешним займам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации; разницы между ценой размещения и ценой погашения.
Статья 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" включает в себя следующие подстатьи:
241 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям";
242 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций".
Подстатья 241 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям" отражает расходы на предоставление государственным и муниципальным организациям любой организационно-правовой формы (кроме бюджетных учреждений) субсидий и дотаций.
На подстатью 242 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций" относятся расходы по предоставлению организациям любой организационно-правовой формы и формы собственности (кроме государственной и муниципальной) средств на покрытие убытков, осуществляемому в форме субсидий и дотаций.
Статья 250 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам" включает в себя следующие подстатьи:
251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации";
252 "Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств";
253 "Перечисления международным организациям".
Подстатья 251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" включает расходы на предоставление средств целевого характера в форме субсидий, субвенций, а также в форме дотаций другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Подстатья 252 "Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств" включает расходы на предоставление всех видов безвозмездных и безвозвратных трансфертов наднациональным организациям и правительствам иностранных государств.
Подстатья 253 "Перечисления международным организациям" включает расходы, связанные с предоставлением всех видов безвозмездных и безвозвратных трансфертов международным финансовым организациям.
Статья 260 "Социальное обеспечение" включает в себя следующие подстатьи:
261 "Пособия по социальному страхованию населения";
262 "Пособия по социальной помощи населению";
263 "Социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления".
Подстатья 261 "Пособия по социальному страхованию населения" включает расходы на выплаты населению в рамках государственных программ социального страхования: пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, социальных пособий на погребение, сумм по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, всех видов государственных пенсий, санаторно-курортному обслуживанию работников и членов их семей, выплаты физическим и юридическим лицам в рамках программ обязательного медицинского страхования, а также прочие выплаты за счет средств государственных программ социального страхования.
Подстатья 262 "Пособия по социальной помощи населению" включает расходы на выплаты населению, производимые вне рамок государственных программ социального страхования (пособия по безработице, выходные пособия при увольнении сотрудников, пособия и компенсации в рамках социальной помощи, установленные законодательством), на приобретение путевок судьям, пребывающим в отставке.
Подстатья 263 "Социальные пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" включает расходы на оплату социальных пособий и компенсаций, осуществляемые органами власти и созданными ими учреждениями своим сотрудникам, ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся в отставке, и ежемесячной надбавки к заработной плате судей, продолжающих работать. В размере пятидесяти процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.
Па# статью 290 "Прочие расходы" включает в себя расходы по выплате стипендий; оплата налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации; суммы резерва в бюджетной росписи, которые при принятии решения о расходовании должны быть переклассифицированы в соответствии с их дальнейшим предназначением; другие расходы, не отнесенные на подстатьи 211 - 263.
Статья 300 "Поступление нефинансовых активов" включает в себя следующие подстатьи:
310 "Увеличение стоимости основных средств";
320 "Увеличение стоимости нематериальных активов";
340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Подстатья 310 "Увеличение стоимости основных средств" включает:
оплату приобретения основных средств: зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, компьютерной и оргтехники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог, а также расходы на их модернизацию;
оплату приобретения и изготовления постельного белья и принадлежностей, одежды и обмундирования, включая спецодежду;
оплату работ, осуществляемых сторонними организациями по возведению, расширению, реконструкции постоянных зданий и сооружений и связанных с ними работ по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работ по монтажу и установке конструкций и других устройств, связанных с оборудованием, других работ, связанных с монтажом оборудования;
оплату капитального строительства.
Подстатья 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов" включает:
оплату прав, возникающих из: авторских и иных договоров на создание научных разработок; произведений науки, литературы, искусства и объекты смежных прав и т.п.; патентов на изобретения, промышленных образцов, селекционных достижений; свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; прав на "ноу-хау";
приобретение исключительных прав на программное обеспечение и баз данных для ЭВМ;
приобретение и пополнение нематериальных активов, в том числе приобретение драматических, музыкальных и художественных произведений Министерства культуры Российской Федерации органами исполнительной власти в сфере культуры субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Подстатья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" включает:
приобретение запасных частей ко всем видам транспорта, оборудования, механизмов, приборов, устройств, аппаратов, средств связи, вычислительной и организационной техники, вооружения и военной техники и т.п.;
оплату расходных материалов и предметов снабжения;
оплату материалов, предметов для текущих хозяйственных целей.
По статье 540 "Увеличение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам" отражается предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, а также выплата сумм в ходе исполнения государственных и муниципальных гарантий, при возникновении регрессных требований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статья 600 "Выбытие финансовых активов" включает в себя следующие подстатьи:
620 "Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале";
640 "Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам".
Подстатья 620 "Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале" отражает поступления средств от реализации долговых требований Российской Федерации к иностранным государствам и их юридическим лицам со знаком "минус".
На подстатью 640 "Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам" относится возврат бюджетных ссуд и кредитов, предоставленных в предыдущие годы, сумм, выплаченных в погашение обязательств перед федеральным бюджетом в ходе исполнения государственных и муниципальных гарантий, при возникновении регрессных требований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также поступления от инвестиций за пределами территории Российской Федерации.
Классификация источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации
Классификация источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является группировкой источников финансирования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Основные изменения классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации (Приложения 7 и 8 к проекту закона) также связаны с изменением структуры кода, представленной в виде трех составных частей.
При формировании кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется следующий порядок.
Код администратора заполняется в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом, обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Виды источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; код вида источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы и программы.
Код вида источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации предусматривает следующие группы:
01 00 00 00 00 0000 - Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, выраженные в ценных бумагах
02 00 00 00 00 0000 - Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов;
03 00 00 00 00 0000 - Прочие источники финансирования дефицитов бюджетов;
04 00 00 00 00 0000 - Государственные и муниципальные гарантии;
05 00 00 00 00 0000 - Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
06 00 00 00 00 0000 - Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
07 00 00 00 00 0000 - Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;
08 00 00 00 00 0000 - Остатки средств бюджетов;
09 00 00 00 00 0000 - Курсовая разница.
В группу "Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, выраженные в ценных бумагах" (01 00 00 00 0000) включаются следующие подгруппы:
01 01 00 00 00 0000 - Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, номинированных в валюте Российской Федерации;
01 02 00 00 00 0000 - Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, номинированных в иностранной валюте.
В группу "Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов" (02 00 00 00 00 0000) включаются следующие подгруппы:
02 01 00 00 00 0000 - Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, выраженные в валюте Российской Федерации;
02 02 00 00 00 0000 - Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, выраженные в иностранной валюте.
В группу "Прочие источники финансирования дефицита бюджетов" (03 00 00 00 00 0000) включаются следующие подгруппы:
03 01 00 00 00 0000 - Прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета;
03 02 00 00 00 0000 - Прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
Группа "Государственные и муниципальные гарантии" (04 00 00 00 00 0000) не имеет подгрупп.
Группа "Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" (05 00 00 00 00 0000) не имеет подгрупп.
В группу "Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности" (06 00 00 00 00 0000) включаются следующие подгруппы:
06 01 00 00 00 0000 - Земельные участки до разграничения государственной собственности на землю;
06 02 00 00 00 0000 - Земельные участки после разграничения собственности на землю.
Группа "Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней" (07 00 00 00 00 0000) не имеет подгрупп.
В группу "Остатки средств бюджетов" включаются следующие подгруппы:
08 01 00 00 00 0000 - Остатки финансового резерва бюджетов;
08 02 00 00 00 0000 - Прочие остатки средств бюджетов.
Группа "Курсовая разница" (09 00 00 00 00 0000) не имеет подгрупп.
Дальнейшая детализация подгрупп кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и подстатей.
Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования бюджета соответствующим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Выделяются следующие коды элементов источника финансирования дефицитов бюджетов:
01 - федеральный бюджет;
02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
03 - местный бюджет;
06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;
07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;
08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В рамках классификации программ источников финансирования дефицита бюджетов законодательным актом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо решением муниципальных образований, производится дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.
Третья составная часть классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации представляет собой экономическую классификацию источников финансирования дефицита бюджетов, которая определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления в соответствии с приложением N 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета
Наряду с реформированием функциональной и экономической классификации, требуется уточнение содержания ведомственной классификации расходов федерального бюджета с учетом изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Главными распорядителями средств федерального бюджета, в разрезе которых будет формироваться, утверждаться и исполняться федеральный бюджет на 2005 год, будут являться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" все федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы), законодательные и судебные органы Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (до внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в их состав также могут быть включены отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации согласно федеральному закону о федеральном бюджета на соответствующий финансовый год).
В случаях создания новых либо реорганизации действующих федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации вправе вносить изменения в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета в порядке, устанавливаемом федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Финансово-экономическое обоснование
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" не потребует внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.