Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 58666-4
"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах", внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах", Комитет отмечает следующее.
Рассматриваемый законопроект направлен на решение двух основных задач: устранение неоднозначности норм, содержащихся в главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и существенное изменение подхода к налогообложению ряда сделок и операций налогом на доходы физических лиц и налогом на прибыль организаций.
К числу поправок, направленных на решение первой задачи, следует отнести, в частности, поправки, устраняющие неверные отсылочные нормы, содержащиеся в статье 250 Кодекса, смешение терминов "затраты" и "расходы" и целый ряд других. Приятие подобных поправок, безусловно, снимет большое количество вопросов, возникающих в правоприменительной практике.
К числу содержательных поправок, изменяющих правила налогообложения следует, в частности, отнести поправки, направленные на:
исключение возможности применения налогоплательщиком имущественного налогового вычета при налогообложении доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами (статья 214.1 Кодекса);
исключение возможности применения имущественного налогового вычета в суммах, полученных налогоплательщиком от продажи доли (ее части) в уставном капитале организации (статья 220 Кодекса);
учет в составе расходов, уменьшающих налоговую базу (ст. 252 Кодекса), расходов, произведенных за пределами территории Российской Федерации и подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств;
на сближение налогового и бухгалтерского учета (в частности, приводится в соответствие с правилами ведения бухгалтерского учета оценка материально-производственных запасов; "открывается" перечень прямых расходов, что позволит организациям самостоятельно делить затраты на прямые и косвенные; исключаются рекомендации по распределению сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства и на изготовленную продукцию (работы, услуги);
разделение финансового результата, полученного в результате доверительного управления ценными бумагами и прочим имуществом (ст. 276 Кодекса);
уточнение порядка определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (в частности, дается понятие национального законодательства, которое применяется при определении критериев признания ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке (п. 3 ст. 280 Кодекса); уточняется, что понимается под датой совершения сделки в случае реализации ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке, через организатора торговли и вне организованного рынка (п. 5 ст. 280 Кодекса);
расширение перечня целей социальной защиты инвалидов, на которые может быть направлена прибыль, полученная организациями, использующими труд инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов (ст. 264 Кодекса);
установление запрета на право правопреемника принимать убытки реорганизуемых организаций, полученных указанными организациями до момента реорганизации (статья 283 Кодекса).
Вместе с тем Комитет отмечает, что законопроект содержит ряд положений, противоречащих части первой Налогового кодекса Российской Федерации, или нуждающихся в дополнительных обоснованиях.
1. Законопроектом предлагается установить ограничение на использование налогоплательщиком того или иного метода оценки сырья и материалов, покупных товаров, ценных бумаг в зависимости от того, предусмотрены подобные методы правилами ведения бухгалтерского учета или нет. В подобной ситуации, учитывая положения Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", устанавливающие, что стандарты ведения бухгалтерского учета разрабатываются и утверждаются Минфином России, указанный орган исполнительной власти фактически получает право своим решением изменять законодательные нормы и определять степень их применимости на практике. Данное предложение, по мнению Комитета, не соответствует статьям 1, 3, 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающим состав законодательства о налогах и сборах и разграничение компетенции между органами исполнительной и законодательной власти.
2. Предлагается включать затраты на добровольное пенсионное страхование и обеспечение в расходы на оплату труда организаций только в том случае, если применение пенсионной схемы предусматривает учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов.
Комитет считает, что данный вопрос нуждается в серьезной дополнительной проработке, поскольку в случае принятия данной нормы расходы как НПФ, так и работодателей могут серьезным образом увеличиться, что в свою очередь негативно скажется на развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения.
3. Содержащееся в законопроекте предложение об установлении порядка амортизации капитальных вложений в арендованное имущество, по мнению Комитета, также нуждается в существенной доработке по следующим основаниям.
Проектом предлагается установить два условия для применения амортизации арендованных объектов: 1) амортизации подлежат лишь только неотделимые улучшения арендованное имущество, которые осуществляются арендатором за счет средств арендодателя и компенсированы арендодателем; 2) начисление амортизации осуществляется арендодателем. Представляется, что подобный порядок в ряде случаев может ограничить права добросовестных экономических субъектов - арендодателей.
В соответствии с пп. 5 п. 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендная плата может устанавливаться в виде возложения на арендатора обусловленных договором аренды затрат в улучшения имущества. Таким образом, такие улучшения осуществляются с согласия арендодателя, но и к ним не может быть применен режим компенсации затрат, установленный п. 2 ст. 623 ГК РФ, поскольку в рассматриваемом случае действует особый порядок распределения расходов между сторонами договора аренды: расходы на улучшения рассматриваются как арендная плата.
В подобной ситуации Комитет считает необходимым уточнить предлагаемые правила амортизации, предоставив право амортизировать стоимость неотделимых улучшений в дополнительных случаях арендодателю и в некоторых случаях арендатору, если эти улучшения осуществлены с согласия арендодателя.
Кроме того, для устранения неопределенности необходимо законодательно определить с какого момента подлежит начислению амортизация по объектам капитальных вложений в арендованное имущество; в течение какого срока подлежат амортизации такие объекты, и каким образом срок полезного использования в данном случае должен быть установлен; к какой амортизационной группе следует относить такие капитальные вложения.
4. Законопроектом ограничивается перечень возможных задолженностей исключительно "возникшими в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг". Комитет считает, что подобная формулировка недостаточно детализирована и может привести к неоднозначному толкованию законодательства со стороны налоговых органов.
Кроме того, необходимо отказаться от использования в Кодексе термина "кредиторская задолженность налогоплательщика по уплате налогов и сборов" (предлагаемая редакция пп. 21 п. 1 статьи 251 Кодекса), в виду того, что данный термин не раскрывается и не содержится в части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
5. Вызывает вопросы предлагаемое дополнение статьи 277 Кодекса нормой, устанавливающей новый порядок оценки имущества, вносимого в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Подобный порядок нуждается в дополнительной проработке по следующим основаниям.
Как следует из законопроекта, оценка имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал, производится исходя из стоимости имущества, отраженной в налоговом учете передающей стороны. При этом, при отсутствии документов, подтверждающих такую стоимость имущества, в налоговом учете у получающей стороны оно отражается в оценке равной нулю. Таким образом, изначально предполагается. что этой нормой не смогут воспользоваться организации, учредители которых - физические и юридические лица, не являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль (т.е. лица, не обязанные вести налоговый учет). Соответственно, поскольку предлагаемый порядок оценки при отсутствии документов ограничивает права добросовестных налогоплательщиков, которые не имеют возможности по независящим от них причинам подтвердить стоимость имущества, его включение в Кодекс представляется неправомерным.
Кроме того, при изложении предлагаемого абзаца пятого п. 1 статьи 277 Кодекса необходимо отказаться от использования термина "налоговый резидент" по отношению к иностранной организации, в виду того, что подобный подход не соответствует определению "налогового резидента", изложенного в статьи# 11 Кодекса. Законопроектом предлагается установить запрет на право правопреемника принять убытки реорганизуемых организаций. В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При этом права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят в# новому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт и разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Учитывая изложенное, Комитет считает необходимым дополнительно обсудить целесообразность установления в законодательстве о налогах и сборах запрета на право правопреемника принимать убытки реорганизуемых организаций.
В то же время Комитет отмечает, что большинство предложений, содержащихся в рассматриваемом законопроекте, имеют позитивный характер и направлены на совершенствование налогового законодательства. При этом все вышеуказанные замечания могут быть устранены при подготовке рассматриваемого законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах" в первом чтении и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.