Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 22 ноября 2019 г. N 3а-58/2019
Именем Российской Федерации 22 ноября 2019 года город Майкоп Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Панеш Ж.К.,
при секретаре судебного заседания - Хаджемуковой Д.К.,
с участием: помощника Прокурора Республики Адыгея Яриджанова А.В., представителя административного истца Вержбицкой З.А. и заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Спектр" по доверенностям Зехова А.Н., представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожева Р.А., представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Копысовой Н.Ю., представителя заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея по доверенности Демидюка А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вержбицкой Зои Александровны к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, установил:
27.12.2016 Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям издан приказ N 296, пунктом 1 которого утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, размещенный 28.12.2016 на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, а также опубликованный в издании "Советская Адыгея" 12.01.2017 N 4.
Согласно пункту 314 указанного Перечня нежилое строение, общей площадью 3 836,3 кв. м с кадастровым номером 01:08:0507074:38, расположенное по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская/Гоголя, д 197/21, является объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (далее - спорное здание).
Вержбицкая Зоя Александровна, собственник помещений с кадастровыми номерами 01:08:0507074:58, 01:08:0507074:59, 01:08:0507074:60, 01:08:0507074:61, 01:08:0507074:101, 01:08:0507074:102, 01:08:0507074:103, расположенных в спорном здании, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы, обосновывая требования тем, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и нарушает ее права и законные интересы, возлагая на нее налоговое бремя в размере, рассчитанном исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель административного истца Вержбицкой З.А. и заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Спектр" по доверенностям Зехов А.Н. поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Ожев Р.А., возражал относительно удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея по доверенности Копысова Н.Ю. и представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Республике Адыгея по доверенности Демидюк А.Н., при разрешении административного искового заявления полагались на усмотрение суда.
В судебном заседании помощник Прокурора Республики Адыгея Яриджанов А.В. дал заключение о законности нормативного правового акта в оспариваемой части и отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Административный истец Вержбицкая З.А. и заинтересованное лицо Шимко Н.С., извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд посчитал возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27.12.2016 N 296 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость" на основании Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 N 183 "О налоге на имущество организаций", абзаца "а" подпункта 45 Положения о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.07.2008 N 118 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Адыгея, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, согласно пункту 314 которого налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 01:08:0507074:38.
Названный приказ принят Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах полномочий Комитета с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие.
Как видно из материалов административного дела, здание с кадастровым номером 01:08:0507074:38 включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества в качестве административного здания (л.д.127).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Здание с кадастровым номером 01:08:0507074:38 расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого указан - "для размещения промышленных объектов". Указанный вид разрешенного использования не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения в значении, придаваемом кодом 1.2.9. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, что исключает возможность отнесения объекта недвижимости к административно-деловому центру по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ.
Согласно справки ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 29.05.2012 (л.д. 90), спорное здание состоит из нежилых помещений, помещений офиса (17,8 кв. м.), помещений магазина, здания мастерских, производственного здания.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, в материалах административного дела не содержится.
Из письма Управления Росреестра по Республике Адыгея (л.д. 128) следует, что по данным кадастровой палаты в 2019 году исправлена техническая ошибка в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 01:08:0507074:38, наименование здания исправлено с "Административное здание" на "Основное строение".
То обстоятельство, что здание зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости с указанием неверного назначения - "Административное здание", что обусловлено технической ошибкой, которая исправлена с внесением государственный кадастр недвижимости сведений о назначении здания как "Основное строение", не должно приводить к нарушению прав административного истца на уплату законно установленного и справедливого налога на имущество.
В этой связи, в отсутствие документов, подтверждающих возможность отнесения здания с кадастровым номером 01:08:0507074:38 к административно-деловому центру по вышеназванным признакам, данное здание могло быть включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущество на основании его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Вместе с тем на момент включения здания с кадастровым номером 01:08:0507074:38 в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества его фактическое использование не устанавливалось.
Обследование здания с кадастровым номером 01:08:0507074:38 в целях определения вида его фактического использования состоялось только 07.08.2019 (л.д. 91-110), когда при обеспеченном доступе к объекту обследования с осуществлением фотосъемки было установлено, что часть нежилых помещений с кадастровыми номерами 01:08:0507074:58, 01:08:0507074:59, 01:08:0507074:60, 01:08:0507074:61, площадью 355,7 кв. м., используются как магазины, а часть нежилого помещения с кадастровым номером 01:08:0507074:102, площадью 220,3 кв. м. используется как офисы, не могут быть приняты во внимание в силу того, что это юридически значимое по настоящему делу действие было совершено после принятия и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта.
Между тем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу обязан определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ), следовательно, акт фактического использования здания, подлежащего включению в Перечень, должен быть составлен до принятия названного нормативного правового акта.
Поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик в данном случае был обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, однако Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеназванного объекта недвижимости условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в перечни, не представлено, не содержится их и в материалах дела. При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году и признание оспариваемой нормы с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать пункт 314 Перечня недействующим со дня его принятия.
В соответствии с подпунктом 2, 3 части 7 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, а также на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, Комитета и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же кодекса.
При этом федеральный законодатель в статье 107 КАС РФ предусмотрел для отдельной категории лиц освобождение исключительно от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, но не расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Из системного анализа норм, содержащихся в главе 10 КАС РФ, следует, что судебные расходы взыскиваются независимо от письменного заявления стороны, в пользу которой состоялось решение, за исключением расходов на оплату услуг представителя, возмещаемых по ее письменному ходатайству (статья 112 упомянутого кодекса).
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 КАС РФ, с Комитета в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд решил:
административное исковое заявление Вержбицкой Зои Александровны к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям удовлетворить.
Пункт 314 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 27 декабря 2016 года N 296, признать недействующим с момента принятия.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygheya.ru"), размещению на официальном сайте Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.
Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу Вержбицкой Зои Александровны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (г. Сочи, ул. Советская, 26 А) через Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 29 ноября 2019 года.
Судья Верховного суда Республики Адыгея |
Ж.К. Панеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 22 ноября 2019 г. N 3а-58/2019
Текст решения размещен на официального сайте Верховного суда Республики Адыгея (http://vs.adg.sudrf.ru)