Заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи
от 25 июня 2004 г. N вн N 3.6-14/417
"По проекту федерального закона N 36754-4 "О внесении изменений и a дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации"
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 апреля 2004 года (протокол N 21) Комитет по делам женщин, семьи и молодежи рассмотрел проект федерального закона N 36754-4 "О внесения изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" и поддерживает его концепцию.
Законопроект касается одной из злободневных проблем - усыновления осиротевших детей и направлен на расширение возможностей для их усыновления в России. Это особенно актуально в современных условиях. За последние годы россияне стали усыновлять детей в два раза реже, зато иностранные граждане в пять раз чаще. Впервые в 2003 году усыновление детей иностранными гражданами превысило российское усыновление. Россияне усыновили 7331 ребенка, иностранные граждане - 7852.
Причин этого явления немало. К сожалению, некоторые из них связаны с недостатками действующего законодательства.
Правовые нормы, регулирующие усыновление, должны обеспечивать интересы детей, приоритетность российского усыновления и не создавать неоправданных препятствий российским гражданам, желающим принять осиротевших детей в свою семью.
С этих позиций предлагаемые поправки в статьи 124, 127 и 135 Семейного кодекса следует признать своевременными и обоснованными.
В статье 124 Семейного кодекса предлагается изменить срок (с трех до четырех месяцев), по истечении которого иностранный гражданин приобретает право ознакомиться с данными о ребенке, находящемся на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Это не только устраняет имеющееся противоречие между данной статьей Семейного кодекса и Федеральным законом "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", но и расширяет возможности для поиска ребенку семьи на всей территории России, способствует обеспечению приоритета в усыновлении детей российскими гражданами.
Содержащееся в статье 127 Семейного кодекса жесткое правило о том, что нельзя ни при каких условиях передавать детей на усыновление тем гражданам, у которых жилье не отвечает установленным требованиям или которые не могут обеспечить ребенку установленный прожиточный минимум, является, по мнению Комитета, дискриминационным по отношению к российским гражданам, особенно с учетом нынешнего уровня жизни. В России более 60% жилых помещений не отвечают санитарным и техническим требованиям. А многие граждане, желающие усыновить ребенка, особенно на селе, имеют скромные доходы.
Эти нормы были введены в Семейный кодекс в 1998 году, но на практике себя не оправдали. На это обстоятельство неоднократно обращала внимание Генеральная прокуратура Российской Федерации. В усыновлении отказывали семьям, проживающим в обычной малогабаритной квартире, коммунальной квартире, общежитии семейного типа, а также имеющим доход хоть на рубль меньше необходимого. Интересам детей при усыновлении отвечают не только лишние метры и копейки, а главное - забота и внимание. При этом требования статьи 127 Семейного кодекса в отношении жилья и дохода распространяются и на усыновление детей отчимами и мачехами, которые уже проживают совместно с ребенком и фактически являются его родителями. Отказ им в усыновлении по указанным обстоятельствам представляется, по меньшей мере, аморальным.
Предлагаемая поправка в статью 127 Семейного кодекса дает возможность суду оценить конкретную ситуацию, отступить от указанных требований и принять решение об удовлетворении просьбы об усыновлении (или об отказе) с учетом интересов ребенка. Такой подход снимает фактические препятствия для нормальных, вполне порядочных семей, которые хотят усыновить ребенка и обладают для этого всеми необходимыми качествами. В то же время потребуется более тщательная подготовка обязательных по закону досудебных заключений органов опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам ребенка.
Неоправданным препятствием к усыновлению является и норма статьи 135 Семейного кодекса, которая в целях сохранения тайны усыновления допускает изменение даты рождения усыновленного ребенка (в пределах трех месяцев) лишь в отношении грудных детей (в возрасте до одного года). Никаких отступлений от данного правила закон не допускает. Эта жесткая установка на практике препятствует усыновлению ребенка более старшего возраста гражданами, которые уже имеют своего ребенка. Отсутствие естественной разницы в возрасте между детьми ведет к раскрытию тайны усыновления и тем самым создает трудности в их воспитании. Обоснованные жалобы по данному вопросу поступали в различные инстанции вплоть до Конституционного Суда Российской Федерации.
Для исправления этой ситуации предлагается в статью 135 Семейного кодекса внести дополнение, предусматривающее исключение из общего правила. Смысл этого дополнения - дать суду право с учетом конкретной ситуации в целях сохранения тайны усыновления изменять дату рождения (в пределах установленных законом трех месяцев) усыновленного ребенка и после достижения годовалого возраста.
Принятие указанного проекта федерального закона не потребует затрат из федерального бюджета и внесения изменений и дополнений в другие акты федерального законодательства.
На законопроект поступили заключения от 58 субъектов Российской Федерации. Из них 54 поддерживают концепцию законопроекта, в 4-х субъектах мнения законодательного и исполнительного органов государственной власти разошлись, мнение этих регионов считается невыраженным.
В ряде заключений на законопроект, в том числе Государственного правового управления Президента Российской Федерации, высказывается сомнение в корректности формулировки поправки в статью 127 Семейного кодекса, что на практике может привести к нарушению интересов ребенка. Комитет готов при подготовке законопроекта ко второму чтению поработать над уточнением ее редакции.
Положительное заключение на законопроект дал Верховный Суд Российской Федерации.
Нет замечаний по концепции законопроекта и у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Замечание юридико-технического характера, касающееся вступления закона в силу, может быть учтено при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.