Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Департамента
Смоленской области по
образованию и науке
от 21.12.2020 г. N 127-УНК/20
Обобщение
и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке в области федерального государственного надзора в сфере образования за 2020 год
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент) в области федерального государственного надзора в сфере образования за 2020 год (далее - Обзор практики) подготовлены во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок) и на основании Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительности власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
Обзор практики за 2020 год подготовлен по результатам контрольно-надзорной деятельности в области федерального государственного надзора в сфере образования.
I. Правоприменительная практика организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности
Управление по надзору и контролю в сфере образования Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - управление) осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Смоленской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании)), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории
Смоленской области.
Управление осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования в отношении следующих видов подконтрольных объектов:
- дошкольных образовательных организаций;
- общеобразовательных организаций;
- профессиональных образовательных организаций;
- организаций дополнительного образования;
- организаций дополнительного профессионального образования;
- организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание;
- индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность;
- органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Смоленской области;
- иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Общее количество подконтрольных объектов по состоянию на 01.01.2020 составляло 951 организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Из них: дошкольных образовательных организаций - 265; общеобразовательных организаций - 372; профессиональных образовательных организаций - 43; организаций дополнительного образования - 101; организаций дополнительного профессионального образования - 32; организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и отдых, социальное обслуживание - 20; организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 2; иных юридических лиц - 84; индивидуальных предпринимателей - 32.
Непосредственно исполнение федерального государственного надзора в сфере образования в Департаменте осуществляет отдел государственного надзора управления (далее - Отдел надзора).
При осуществлении Департаментом федерального государственного надзора в сфере образования применяется единый порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включает в себя такие процедуры как:
- составление ежегодного плана проведения Департаментом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- использование оснований для проведения внеплановых проверок;
- разработка и издание распорядительных актов Департамента о проведении проверки, их содержание;
- выбор формы проведения проверки;
- исчисление и соблюдение сроков проведения проверки;
- соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки;
- оформление результатов проверки;
- работа с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям в сфере образования;
- меры, принимаемые Департаментом по результатам проверок в отношении
подконтрольных объектов;
- судебная практика.
Ежегодный план
проведения управлением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год сформирован в соответствии с требованиями статей 9, 26.2 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок; Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489; Методическими рекомендациями по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016.
В соответствии со статьей 9 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок (в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о защите прав предпринимателей при проведении проверок).
Органы государственного контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
План проведения Департаментом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, предусматривающий проведение 197 проверок, утвержден приказом начальника Департамента от 25.10.2019 N 189-УНК/19.
В 2020 году по основаниям, установленным пунктом 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, Департаментом отменена 1 проверка.
На основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Департаментом отменено 145 проверок.
Всего в 2020 году Департаментом в рамках федерального государственного надзора в сфере образования проведена 51 плановая комплексная проверка (из них; выездных проверок - 37, документарных - 14).
В 2020 году комплексные проверки составляли 100 процентов от общего количества запланированных проверок.
В отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Смоленской области проведено 6 плановых проверок.
План проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год по состоянию на март 2020 года реализован в полном объеме. В связи с выходом Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Департаментом отменены оставшиеся проверки до конца 2020 года.
Кроме того, была проведена 21 внеплановая проверка (все - документарные).
Департаментом проводится систематическая работа по снижению административной нагрузки на образовательные организации Смоленской области, для чего реализуются следующие меры:
- повышение юридической грамотности руководителей в аспекте контрольно-надзорной деятельности;
размещение и актуализация на сайте Департамента Перечня обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении проверок, Перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
регулярное обобщение типичных нарушений законодательства в сфере образования, выявленных в ходе контрольно-надзорных мероприятий, с последующим размещением на сайте Департамента.
Основания
для проведения внеплановых проверок, согласование проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры в установленных законодательством Российской Федерации случаях
Организация и проведение внеплановых проверок регламентируется статьей 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. Согласно части 4 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.
Основания для проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.
Департаментом в 2020 году внеплановые проверки по основаниям, установленным пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, не проводились.
Разработка
и издание распорядительных актов Департамента о проведении проверок и их содержание
На основании части 1 статьи 14 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок приказы Департамента о проведении проверок разрабатываются и издаются в соответствии с типовой формой распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 (далее - Типовая форма). В приказах Департамента о проведении проверки указываются сведения, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок и Типовой формой.
В приказы включаются следующие сведения:
- наименование органа государственного контроля (надзора), а также вид (виды) государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
- наименование образовательной организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения образовательной организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей;
- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;
- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);
перечень документов, предоставление которых образовательной организацией необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки.
Департаментом обеспечивается строгое соблюдение требований к форме и содержанию приказа о проведении проверки.
Формы
проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)
Установление формы проведения проверок регламентировано Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.
Согласно части 11 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 или 12 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.
Формы проведения внеплановой проверки (документарная и (или) выездная) установлены частью 4 статьи 10 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.
Выбор формы проведения проверок (документарной или выездной) осуществляется исходя из предмета и цели проверки.
При выборе Департаментом формы проверки принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), а также информация и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещаются на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исчисление
и соблюдение сроков проведения проверок
Частью 1 статьи 13 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок предусмотрено, что срок проведения каждой документарной или выездной проверки не превышает двадцати рабочих дней.
В большинстве случаев срок проведения Департаментом документарной проверки составляет 10 дней, выездной проверки - от 10 до 20 дней.
Сроки проведения проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства установлены частью 2 статьи 13 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок. Общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
Отделом надзора проверки в отношении субъектов малого предпринимательства и микропредприятий не проводятся.
Соблюдение прав
подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, должностные лица Департамента, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка.
При проведении Департаментом проверок соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя образовательной организации или индивидуального предпринимателя, установленные статьей 21 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, а именно:
- непосредственное присутствие при проведении проверки, возможность давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получение от должностных лиц Департамента информации, которая относится к предмету проверки и представление которой предусмотрено Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок;
- знакомство с документами и (или) информацией, полученными Департаментом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
- представление документы и (или) информации, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в Департамент по собственной инициативе;
- знакомство с результатами проверки и указание в акте проверки о своем ознакомлении и согласии/несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц Департамента;
- обжалование действия (бездействия) должностных лиц Департамента, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядках в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлечение Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Оформление результатов проверки
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок по результатам проверок должностными лицами Департамента, проводящими проверку, в двух экземплярах составляется акт по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Содержание акта проверки, включая приложение к нему, его оформление, вручение осуществляется в соответствии с требованиями статьи 16 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.
В акте проверки указываются:
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- дата и номер приказа Департамента о проведении проверки;
- фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
- подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
На основании части 3 статьи 93 Закона об образовании, в рамках реализации
федерального государственного надзора в сфере образования Департамент осуществляет деятельность, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и образовательными организациями требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок таких органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий
выявленных нарушений обязательных требований.
В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании Департаментом осуществляются административные процедуры (выдача предписания, повторная выдача предписания, возбуждение дела об административном правонарушении), предусмотренные частями 6 - 8 статьи 93 Закона об образовании.
Работа
с обращениями физических и юридических лиц, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозы причинения вреда общественным отношениям в сфере образования
В 2020 году в управление поступило 9 письменных обращений граждан (юридических лиц).
Все обращения рассмотрены в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" всестороннее, объективно и своевременно.
По результатам рассмотрения обращений Департаментом были представлены письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов; уведомления гражданам о направлении их обращений на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; направлены письма руководителям образовательных организаций об исполнении требований Департамента по устранению нарушений законодательства об образовании и учредителям образовательных организаций о принятии комплекса мер, направленных на устранение нарушений обязательных требований и предупреждение подобных нарушений в муниципальной системе образования.
Меры,
принимаемые Департаментом по результатам проверок, в отношении подконтрольных объектов
По результатам проведения проверок выявлялись нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц дел об административных правонарушениях, выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предписаний об устранении выявленных нарушений, принятия иных мер административного воздействия.
В 2020 году возбуждено 11 дел об административных правонарушениях (в отношении юридических лиц - 0, в отношении должностных лиц - 11).
Постановлениями судебных органов юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям:
- в виде штрафов (на общую сумму 4 тысячи рублей);
- в виде предупреждения (назначено 5 юридическим лицам);
объявление устного замечания (объявлено 2 образовательным организациям);
административное приостановление деятельности в отношении образовательных организаций не осуществлялось.
Образовательным организациям, допустившим нарушения установленных требований, выдано 50 предписаний Департамента об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, было составлено 6 протоколов об административных правонарушениях на участников государственной итоговой аттестации (ГИА).
Постановлениями судебных органов физические лица были подвергнуты административным наказаниям:
- в виде штрафов (на общую сумму 12 тысяч рублей);
- в виде предупреждения (назначено 2 физическим лицам).
Судебная практика
В 2020 году судами было рассмотрено 11 дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении должностных лиц.
Основными видами наказаний, назначаемыми судами были следующие: устное замечание, предупреждение, административный штраф.
Также в 2020 году судами и комиссиями по делам несовершеннолетних было рассмотрено 6 дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении физических лиц.
Основными видами наказаний, назначенными судами и комиссиями по делам несовершеннолетних, были следующие: предупреждение, административный штраф.
II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Перечни
нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Департаментом федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля за образовательной деятельностью
На основании Методических рекомендаций по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 18.08.2016, Департаментом был разработан и утвержден приказом от 14.03.2017 N 221-ОД Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Департаментом при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования.
По результатам проводимой на постоянной основе работы по оценке актуальности и полноты перечня правовых актов, содержащих обязательные требования и размещенных на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Департаментом регулярно вносятся изменения в вышеуказанный приказ в части удаления правовых актов, утративших юридическую силу, и включения в перечень новых правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере образования.
На официальном сайте Департамента предусмотрена возможность установления обратной связи с подконтрольными объектами, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, для сбора предложений и замечаний по размещенным перечням актов. В 2020 году предложений и замечаний не поступило.
Типичные нарушения обязательных требований
В рамках федерального государственного надзора в сфере образования в отношении образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2020 году проверки не проводились.
В рачках федерального государственного надзора в сфере образования в отношении образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования (далее - ДО), в 2020 году к наиболее часто встречающимся нарушениям требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, относились следующие.
1. В нарушение требований Закона об образовании:
- не указаны сроки полномочий коллегиальных органов управления образовательной организацией в уставах отдельных образовательных организаций (пункт 4 части 2 статьи 25 и часть 5 статьи 26 Закона об образовании);
не содержат информацию о правах, обязанностях и ответственности работников, осуществляющих вспомогательные функции уставы отдельных образовательных организаций (части 1, 3 статьи 52 Закона об образовании);
- в заявлениях родителей (законных представителей) о приеме в организацию не предусмотрено ознакомление поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с их правами и обязанностями (часть 2 статьи 55 Закона об образовании).
2. Не осуществляется своевременное обновление информации на сайтах отдельных образовательных организаций (статья 29 За
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.