Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 80444-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, рассмотрев проект федерального закона N 80444-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", внесенного депутатами Государственной Думы Азаровой Н.Б., Коганом А.Б., Кондаковой Е.В., Нефедовым В.Л., Широковым С.В., отмечает следующее.
Таможенная стоимость товаров является базой для налогообложения товаров таможенной пошлиной, акцизами и налогом на добавленную стоимость в случаях, когда ставки таможенных платежей адвалорные и исчисляются в процентах от таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Таким образом значимость вопроса определения таможенной стоимости товаров для России состоит в непосредственном влиянии таможенной стоимости на размер таможенного налогообложения и пополнении доходной части федерального бюджета.
Таможенная оценка ввозимых товаров регламентируется в рамках правовой системы Всемирной торговой организации, поскольку в международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости ввозимых товаров рассматривается в качестве нетарифного барьера. В этой связи унификация российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ - Соглашение по таможенной оценке ГАТТ/ВТО, 1994 года (далее - Соглашение) является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России во Всемирную торговую организацию.
В действующем Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" содержались в основном только отдельные нормы Соглашения, а методология определения таможенной стоимости, пояснения по применению методов и условий их применения, содержащиеся в примечаниях к Соглашению, в целом не вошли в закон, а частично отражены в актах, издаваемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие прямых норм в законе приводит в настоящее время к негативной правоприменительной практике по вопросам таможенной стоимости, значительным объемам жалоб участников внешнеэкономической деятельности в вышестоящие таможенные органы и искам в судебные инстанции, следствием чего являются возвраты из федерального бюджета ранее взысканных сумм таможенных платежей.
Основную часть предлагаемого законопроекта составляет описание методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Обращает на себя внимание согласованность норм, регулирующих определение таможенной стоимости, принципам и правилам оценки товаров в таможенных целях, установленных Всемирной торговой организацией в Соглашении и примечаниями к Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью, что соответствует общему курсу на гармонизацию российского и международного таможенного законодательства.
Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект. При этом обращает внимание, что имеется ряд замечаний юридико-технического характера, которые необходимо учесть при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", внесенный депутатами Государственной Думы Азаровой Н.Б., Коганом А.Б., Кондаковой Е.В., Нефедовым В.Л., Широковым С.В.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.