Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования,
науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2020 года N 1760
Порядок
осуществления Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Порядок осуществления Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым внутреннего финансового аудита разработан с учетом пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита. Порядок содержит положения, определяющие особенности их применения при планировании, формировании и утверждении программы аудиторского мероприятия, проведении аудиторского мероприятия, составлении и представлении заключения, годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита и другие положения.
2. Внутренний финансовый аудит осуществляется в целях:
а) оценки надежности внутреннего процесса Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым (далее - Министерство), осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
б) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в) повышения качества финансового менеджмента.
3. Объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры (далее - Объект аудита).
4. Внутренний финансовый аудит осуществляется уполномоченным должностным лицом Министерства, наделенным соответствующими полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Субъект внутреннего финансового аудита). Субъект внутреннего финансового аудита может быть назначен руководителем аудиторской группы.
5. Деятельность Субъекта внутреннего финансового аудита основывается на следующих принципах: законность, функциональная независимость, объективность компетентности, профессиональный скептицизм, эффективность, системность, ответственность и стандартизация.
6. Субъект внутреннего финансового аудита в части осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве подчиняется непосредственно министру образования, науки и молодежи Республики Крым.
7. Права и обязанности Субъекта внутреннего финансового аудита определены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н.
8. При проведении внутреннего финансового аудита Субъект внутреннего финансового аудита имеет право привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц Министерства, должностных лиц (работников) учреждений, находящихся в ведении Министерства и (или) экспертов, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы
II. Планирование аудиторских мероприятий
1. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), который составляется Субъектом внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
План утверждается министром образования, науки и молодежи Республики Крым (далее - Министр) до начала очередного финансового года, но не позднее 25 декабря текущего года.
2. План должен содержать перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, одно из которых проводится в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
План должен содержать следующую информацию: тему аудиторского мероприятия, Объект аудита, Субъект бюджетных процедур, месяц начала и окончания аудиторского мероприятия, ответственного исполнителя.
План в течение 2 рабочих дней доводится до руководителей структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за организацию, обеспечение выполнения, осуществление выполнения внутренних бюджетных процедур (далее - Субъекты бюджетных процедур).
3. Решение о проведении аудиторского мероприятия оформляется приказом, в котором указывается тема, даты начала и окончания аудиторского мероприятия, Объект аудита, Субъект бюджетных процедур, состав аудиторской группы.
Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения Программы аудиторского мероприятия Субъектом внутреннего финансового аудита, датой окончания - дата утверждения заключения по результатам аудиторского мероприятия Субъектом внутреннего финансового аудита.
4. Решение о внесении изменений в План принимается Министром на основании предложений Субъекта внутреннего финансового аудита в течение 3 рабочих дней со дня поступления.
5. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Министра. Решение оформляется приказом, в котором указываются тема аудиторского мероприятия, даты начала - и окончания указанного мероприятия, Объект аудита, Субъект бюджетных процедур, состав аудиторской группы.
6. При планировании аудиторского мероприятия (составлении Плана и/или Программы аудиторского мероприятия) Субъектом внутреннего финансового аудита учитываются:
а) степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
б) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
в) возможность совершенствования совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
7. В целях составления Плана Субъектом внутреннего финансового аудита учитываются:
а) информация о выявленных бюджетных рисках, в том числе об их значимости, во взаимосвязи с бюджетными процедурами и/или операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур;
б) информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля за период времени, прошедший с момента предыдущей проверки, а также информация о типовых нарушениях/недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
в) результаты проведения аудиторских мероприятий, своевременности исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;
г) другие положения утвержденных федеральных стандартов.
III. Программа аудиторского мероприятия
1. Аудиторское мероприятие проводится в соответствии с Программой аудиторского мероприятия (далее - Программа), которая утверждается Субъектом внутреннего аудита.
2. В целях составления Программы Субъектом внутреннего финансового аудита проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации и выполнении бюджетных процедур, бюджетных рисков во взаимосвязи с операциями/действиями по выполнению бюджетных процедур, являющихся Объектами внутреннего финансового аудита.
3. Программа аудиторского мероприятия содержит:
а) основание аудиторского мероприятия - дата и номер приказа Министерства о проведении аудиторского мероприятия;
б) тему;
в) сроки проведения;
г) цели и задачи;
д) перечень объектов внутреннего финансового аудита;
е) проверяемый период;
ж) перечень вопросов, подлежащих изучению;
з) применяемые методы внутреннего финансового аудита;
и) сведения о руководителе и членах аудиторской группы.
4. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от Объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.
Используемые методы внутреннего финансового аудита обеспечивают получение Субъектом внутреннего финансового аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
5. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
6. Методы внутреннего финансового аудита:
а) аналитические процедуры;
б) инспектирование;
в) пересчет;
г) запрос;
д) наблюдение за действиями Субъектов бюджетных процедур;
е) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
7. Субъект внутреннего финансового аудита утверждает программу аудиторского мероприятия в срок не позднее 5 рабочих дней до даты начала проведения аудиторского мероприятия.
8. Субъектом внутреннего финансового аудита, при необходимости, в Программу могут вноситься изменения. Вносимые в Программу изменения утверждаются Субъектом внутреннего финансового аудита. Изменения в Программу могут быть внесены не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания аудиторского мероприятия.
9. Для проведения аудиторского мероприятия Субъектом внутреннего финансового аудита может быть сформирована аудиторская группа.
Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц Министерства, должностных лиц (работников) учреждений, находящихся в ведении Министерства.
Исходя из целей аудиторского мероприятия к его проведению при необходимости привлекаются эксперты.
IV. Проведение аудиторских мероприятий
1. При проведении аудиторского мероприятия собираются аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.
2. Достаточность является мерой количества аудиторских доказательств, необходимых для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия. При оценке достаточности аудиторских доказательств следует учитывать, что большой объем аудиторских доказательств не компенсирует их нерелевантность и ненадежность.
3. Уместность является мерой качества аудиторских доказательств. Уместность аудиторских доказательств характеризуется их релевантностью и надежностью.
Аудиторские доказательства являются релевантными, если они имеют логическую связь с вопросами, подлежащими изучению в соответствии с программой аудиторского мероприятия, и важны для изучения этих вопросов и достижения целей аудиторского мероприятия.
Надежность аудиторских доказательств зависит от их характера и источника. Надежные аудиторские доказательства должны быть получены с применением прозрачных и воспроизводимых методов, т.е. должны показывать те же результаты при повторном тестировании.
Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
4. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации осуществляется сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
5. При проведении аудиторского мероприятия используется выборка, предназначенная для того, чтобы на основании изучения менее, чем 100% элементов общего набора действий (операций), документов, данных, информации (далее - генеральной совокупности), из которых производится выборка, сделать выводы относительно всей генеральной совокупности.
6. Выборка может быть проведена одним из следующих способов:
а) статистическая аудиторская выборка, при которой элементы для изучения выбираются из генеральной совокупности случайным способом или с использованием теории вероятности;
б) нестатистическая аудиторская выборка - не соответствующая характеристикам статистической выборки;
в) качественная выборка - обеспечение в выборке максимально возможного числа групп в генеральной совокупности;
г) количественная выборка - обеспечение в выборке такого числа единиц, при котором можно достаточно обоснованно судить о величинах изучаемых признаков (объем выборки).
Применяемый способ выборки для изучения объектов внутреннего финансового аудита должен обеспечить получение достаточных для достижения целей аудиторского мероприятия аудиторских доказательств.
7. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторского мероприятия оценивает степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
8. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия) или продления аудиторского мероприятия, Субъект внутреннего финансового аудита в течение 2 рабочих дней, направляет Министру служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления (продления) данного мероприятия.
9. Основаниями для приостановления проведения аудиторского мероприятия являются:
а) отсутствие или неудовлетворительное состояние бюджетного (бухгалтерского) учета у Субъекта бюджетной процедуры - на период восстановления документов, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также приведения Субъектом бюджетной процедуры в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
б) непредставление Субъектом бюджетной процедуры документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторского мероприятия и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
10. Срок приостановления (продления) аудиторского мероприятия определяется в каждом конкретном случае, исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период его приостановления (продления), но не может превышать 60 рабочих дней.
11. Решение о приостановлении (продлении) аудиторского мероприятия, принятое Министром в соответствии с мотивированной служебной запиской Субъекта внутреннего финансового аудита, оформляется приказом.
12. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия проведение его возобновляется в сроки, устанавливаемые приказом.
V. Документирование аудиторских мероприятий
1. При проведении аудиторских мероприятий формируется рабочая документация, которая ведется и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
2. Рабочая документация подтверждает, что объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с Программой этого аудиторского мероприятия; собраны аудиторские доказательства (документы, данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов, рекомендаций и формирования заключения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
3. Рабочая документация формируется до окончания аудиторского мероприятия.
4. Рабочая документация храниться в кабинете Субъекта внутреннего финансового аудита не менее 5 лет.
VI. Составление и представление заключений.
Представление и рассмотрении возражений по результатам проведенного аудиторского мероприятия
1. Заключение по аудиторскому мероприятию (далее - Заключение) включает в себя:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание выявленных бюджетных рисков, в том числе не включенных ранее в реестр бюджетных рисков, причин и возможных последствий реализации этих бюджетных рисков, а также рисков, остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля (далее - значимые остаточные бюджетные риски);
г) выводы (один или несколько) о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита:
- о степени надежности внутреннего финансового контроля;
- о достоверности бюджетной отчетности, в том числе о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
- о качестве исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренных пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля;
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию, имя, отчество, подпись Субъекта внутреннего финансового аудита.
2. Подписанный экземпляр Заключения передается на ознакомление Субъекту бюджетной процедуры в течение 5 рабочих дней.
3. При наличии возражений и предложений по фактам, указанным в Заключении, Субъект бюджетной процедуры в течение 3 рабочих дней с даты его получения вправе представить в свободной форме возражения и предложения Субъекту внутреннего финансового аудита на бумажном носителе или в электронном виде.
4. Возражения и предложения Субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются Субъектом внутреннего финансового аудита в течении 5 рабочих дней и, при необходимости, учитываются, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
5. В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Заключения Субъект бюджетной процедуры обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации предложений и рекомендаций и/или устранению недостатков/нарушений (по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку).
6. Субъект бюджетной процедуры обеспечивает выполнение внесенных предложений и в установленные сроки представляет Субъекту внутреннего финансового аудита информацию об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе аудиторских мероприятий с приложением копий подтверждающих документов (по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку).
7. Подписанный экземпляр Заключения направляется Министру в течение 10 рабочих дней для принятия решений.
8. Министр рассматривает Заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, предусмотренные федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", с указанием сроков их выполнения.
9. Министр принимает решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях Субъекта внутреннего финансового аудита, так и в полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации Субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
10. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений Министерства, в целях выполнения решений Министра, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках Субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
11. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается Субъектом внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
12. Субъект внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводит мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
13. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита.
VII. Составление и представление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита
1. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, подписывается Субъектом внутреннего финансового контроля и направляется Министру (по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку) до 30 января года, следующего за отчетным.
2. Отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
3. Годовая отчетность о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:
а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий за отчетный год, а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;
б) о количестве и темах, проведенных внеплановых аудиторских мероприятий за отчетный год (при наличии);
в) о степени надежности осуществляемого в Министерстве внутреннего финансового контроля;
г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности Министерства;
д) о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита;
е) о Субъекте внутреннего финансового аудита;
ж) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись Субъекта внутреннего финансового аудита.
VIII. Реестр бюджетных рисков, участие субъектов бюджетных процедур в формировании и ведении (актуализации) реестра бюджетных рисков
1. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков Министерства, который должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска (по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку):
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;
б) описание бюджетного риска;
в) наименование владельца бюджетного риска;
г) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
д) оценка вероятности бюджетного риска;
е) оценка степени влияния бюджетного риска;
ж) описание последствий бюджетного риска;
з) описание причин бюджетного риска;
и) меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска.
Информация, указанная в подпункте "и" настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия Министерством мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
2. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков Субъектом внутреннего финансового аудита осуществляется оценка бюджетных рисков, определение их значимости.
3. Субъектом внутреннего финансового аудита проводится мониторинг реализации Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Мониторинг может проводиться в рамках проведения аудиторского мероприятия и/или в период между аудиторскими мероприятиями.
Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия отражаются в Заключении о его результатах; вне аудиторского мероприятия оформляются аналитической запиской в произвольной форме.
4. Субъект внутреннего финансового аудита при осуществлении внутреннего финансового аудита также руководствуется положениями, определенными федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, не включенными в настоящий Порядок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.