Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Туризм - это отрасль мировой экономики, 9,8% от мирового валового внутреннего продукта составляют доходы от туризма.
Туризм является одним из главных источников доходов для большинства стран мира (один из 5 основных источников дохода для 83% государств, главный источник дохода для 38% государств). Туризм лидирует среди всех отраслей экономики по количеству образуемых рабочих мест. В ряде стран мира туризм в ближайшие десятилетия будет продолжать оставаться самым крупным источником рабочих мест. В 1998 году в сфере туризма было занято 115 млн. человек, а к 2021 г. предполагается рост этого показателя до 550 млн человек. На данный момент общемировая статистика такова, что один человек из одиннадцати трудоустроен в туриндустрии.
В 2015 году международный турпоток составил 1,2 млрд. туристов, по прогнозным оценкам к 2030 году этот показатель составит 2 млрд. человек.
Во многих странах туризм входит в первую тройку ведущих отраслей государства, развивается быстрыми темпами и играет важное социальное и экономическое значение, поскольку:
увеличивает доходную часть бюджета за счет налогов, которые могут быть прямыми или непрямыми (как, например, увеличение заработной платы рабочих вызывает увеличение сумм подоходного налога, что платится ими в бюджет);
создает новые рабочие места;
развивает все отрасли, связанные с производством туристических услуг;
стимулирует развитие социальной и производственной инфраструктуры;
способствует сохранению и популяризации памятников истории и культуры, малых исторических городов и исторических поселений федерального значения, достопримечательных мест;
способствует возрождению и развитию массового краеведческого движения, а также деятельности по историческому просвещению граждан;
обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций.
Туристская отрасль имеет свой собственный специфический продукт - это так называемая комплексная услуга, или тур, содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, лечебно-оздоровительных и других услуг, предоставляемых организациями. Именно по средней стоимости тура Россия находится на первом месте. У конкурентов стоимость заметно выше, что делает Россию привлекательной дестинацией среди туристов.
Привлекательность предлагаемого туристического продукта в России постоянно растет. Развитие сферы туризма становится одной из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации.
По итогам реализации мероприятий государственной программы Владимирской области "Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на период 2016 - 2022 годов":
внутренний поток туристов имел положительную динамику и увеличился с 1 331,655 тыс. человек до 1 502,52 тыс. человек соответственно;
количество иностранных туристов, въехавших на территорию области, увеличился с 92,7 тыс. человек до 122 тыс. человек соответственно;
объем оказанных туристских услуг показал стабильность в сопоставимых цифрах: 1 275 млн. руб. и 1 281 млн. руб. соответственно;
доля туризма в валовом региональном продукте все эти годы составляет 7% (с учетом мультипликативного эффекта).
По прогнозным оценкам в 2025 году объемы показателей будут стабильны, что позволит Владимирской области сохранить устойчивые позиции среди аналогичных туристических регионов Российской Федерации.
Владимирский край богат уникальными памятниками архитектуры, восемь из которых внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всему миру известны великие архитектурные сооружения, шедевры белокаменного зодчества: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы, Золотые ворота.
Владимир и Суздаль - города всемирно известного туристического маршрута "Золотое кольцо России" и крупнейшие туристские центры региона. Семь городов области входят в маршрут "Малое Золотое кольцо Владимирской области" (Владимир, Суздаль, Муром, Александров, Гороховец, Юрьев-Польский, Гусь-Хрустальный).
Туризм во Владимирской области - это 3,5 тысячи объектов культурного наследия, 8 памятников, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, два федеральных музея - Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музей-заповедник "Александровская Слобода", 3 областных и 17 муниципальных музеев, около 2 десятков частных экспозиций. На территории Владимирской области сохранилось 27 усадебных ансамблей.
3 города Владимирской области (Владимир, Гороховец, Суздаль) имеют статус исторического поселения. В 2018 году городу Гороховцу исполнилось 850 лет. Гороховец - уникальный город, в нем сохранилось 7 купеческих домов 17 века из 19 существующих в России. В 2024 году будет отмечаться 1000-летний юбилей Суздаля. Соответствующие Указы подписаны Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Регион располагает развитой сетью транспортного сообщения. Через Владимирскую область проходят важные автомобильные магистрали федерального значения: М7 "Волга", М8 "Холмогоры", Ярославско-Горьковское шоссе, что позволяет туристам удобно добраться до Владимира и области на машине или автобусе. Кроме того, действует регулярное железнодорожное сообщение, например, скоростные поезда "Ласточка", проходящие несколько раз в день, предполагают всего 2 часа в пути от Москвы.
Туристский поток в течение последних лет характеризуется стабильным ростом. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2015 году поток туристов в регион составил 623,7 тыс. человек, в 2016 году - 665,9 тыс. человек, в 2017 году - 645,8 тыс. человек, в 2018 году - 645,8 тыс. человек, в 2019 году - 703,7 тыс. человек.
Этому способствует благоустройство городских пространств, ремонт дорог и улучшение качества дорожной инфраструктуры, строительство новых гостиниц и объектов питания, а главное, создание и развитие новых объектов показа.
В настоящее время на территории Владимирской области действует более 190 туристических фирм, 37 из которых внесены в Единый федеральный реестр туроператоров.
Анализ географии приема туристов по линии турфирм Владимирской области показывает, что ежегодно в регион приезжают туристы из порядка 30 регионов Российской Федерации. Наибольшее число туристов приезжает во Владимирскую область из следующих регионов России: Москва и Московская область - 65% от общего числа туристов из регионов Российской Федерации, Санкт-Петербург - 6%; Рязанская область - 4%, Калужская область - 3%, Нижний Новгород - 3%, другие регионы (Архангельская область, Пензенская область, Кировская область, Брянская область, Липецкая область, Ярославская область, Белгородская область, Самарская область и др.) - 15%.
Целевой аудиторией для Владимирской области являются индивидуальные туристы среднего возраста с детьми, а также молодежь с доходами выше среднего.
Средний чек туриста (размещение в гостинице, питание, покупка сувениров и входных билетов в музеи) составляет 4 500 рублей в сутки.
На сегодняшний день, по информации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, во Владимирской области действует 246 средств размещения.
Стоимость проживания в средствах размещения в среднем от 2500 рублей за сутки, существует возможность размещения в хостелах, где предоставляются комфортные условия для проживания за 500 рублей в день.
В целях улучшения качества обслуживания туристов ведется целенаправленная работа по проведению классификации средств размещения.
Во Владимирской области классифицировано 62 средства размещения: 5* -1 ед., 4* - 14 ед., 3* - 25 ед., 2* - 10 ед., без звезд - 12 ед.
Одной из особенностей Владимирской области является продвижение событийного туризма, который представлен преимущественно в форме фестивалей и ярмарок.
В течение года на территории области проводится более 300 событийных мероприятий. Создан единый событийный календарь, объединяющий мероприятия, рассчитанные на широкую аудиторию (фестивали, праздники, спортивные мероприятия в исторических городах Владимирской земли). 6 самых интересных событий Владимирского региона включены в ТОП-200 лучших событийных проектов России, им присвоен статус "Национальное событие 2018".
Благодаря природным и рекреационным ресурсам региона, уникальным объектам показа, заповедникам и паркам, известным на всю Россию брендам в регионе могут развиваться практически все виды туризма. В настоящее время наибольшей популярностью пользуются культурно-познавательный, военно-патриотический, детский образовательный, гастрономический, религиозный и событийный.
Перспективными видами туризма для развития в регионе являются также детский, культурно-познавательный, деловой, экологический, сельский, промышленный, гастрономический, пляжный, лечебно-оздоровительный и автотуризм.
Одновременно следует отметить недостаточную представленность информации о большинстве объектов показа и объектах инфраструктуры, невысокий уровень сервиса и нехватку квалифицированного персонала. Еще одной чертой, характерной для большинства регионов Российской Федерации, является существенное расслоение уровня муниципальных образований в части качества инфраструктуры, сервиса и наличия объектов показа.
Для комплексного и эффективного развития Владимирской области необходимо определить точки роста в части наиболее обеспеченных туристической инфраструктурой и имеющих стабильный поток - туристская территория (туристский кластер).
Основные проблемы развития сферы туризма Владимирской области
Основной целью развития сферы туризма Владимирской области является формирование конкурентоспособного туристского рынка региона, удовлетворяющего потребностям российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Усложнение задач, встающих перед туристской индустрией области, и повышение конкуренции со стороны соседних регионов, общие тенденции изменения потребительского спроса на туристические услуги вызывают необходимость применения различных мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Владимирской области.
При эффективном внедрении современных механизмов поддержки отрасли можно говорить о выходе региона на новый этап в развития туристской индустрии региона. Отсутствие государственной поддержки в сфере туризма может привести к негативным последствиям:
рост конкуренции со стороны соседних областей и снижение конкурентоспособности регионального туристского продукта на международном и внутреннем туристских рынках;
переориентация внутренних и въездных туристских потоков в направлении регионов с более развитой туристкой инфраструктурой;
сокращение объема услуг, налоговых и иных поступлений в областной и местные бюджеты;
снижение уровня занятости населения в сфере туризма и смежных с ним отраслях, а также к уменьшению доходов населения.
В соответствии с проведенным в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Владимирской области SWOT-анализом среди проблем развития туризма Владимирской области необходимо отметить:
неразвитую логистику и инфраструктуру туризма как сдерживающий фактор притока инвестиций и туристов;
отсутствие туристических проектов, рассчитанных на длительное пребывание туристов;
отсутствие полного спектра туристских услуг: слабая диверсификация, упор на познавательный туризм;
высокая потребность в квалифицированных трудовых ресурсах, способных гарантировать комфортные условия и высокое качество туристских услуг;
отсутствие единого бренда Владимирской области, который позволит сделать узнаваемым как туристический продукт региона, так и товары, производимые различными отраслями промышленности области;
конкуренция со стороны соседних областей, обладающих схожим туристским потенциалом;
отсутствие финансовоемких туристических инвестиционных проектов, под которые можно привлечь средства из федерального бюджета;
отсутствие регионального туристского продукта как совокупности турпродуктов районов и городов, существующего под торговой маркой "Малое Золотое кольцо";
отсутствие единого областного реестра объектов туристской индустрии, историко-культурного наследия, паспортизации туристских маршрутов.
Наиболее значимые проблемы в развитии туризма: недостаток объектов досуга, плохое состояние дорог и придорожной инфраструктуры в стороне от основных транспортных магистралей, проходящих по региону, недостаток системных информационно-рекламных мероприятий, направленных на планомерное разноуровневое продвижение регионального туристического продукта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.