Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Необходимость принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обусловлена отсутствием реального механизма реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Процедура принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации почти не отличается от процедуры принятия федеральных законов по предметам ведения, перечисленным в статье 71 Конституции Российской Федерации.
До 1999 года указанные отношения регулировались только Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствии с которым проекты федеральных законов по предметам совместного ведения направлялись в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений в установленный срок. После принятия законопроекта в первом чтении законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации могли предлагать к нему поправки.
С принятием Федерального закона от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" вышеназванные регламентные нормы были закреплены в статье 13 указанного федерального закона. В соответствии с Федеральным законом от 20 мая 2002 года N 52-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия проекта федерального закона в первом чтении отзыв на него должен быть направлен не только законодательным (представительным), но и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Причем, если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации разделялись, считалось, что мнение субъекта Российской Федерации по конкретному законопроекту не выражено. Установлено было также, что отзывы на законопроекты и поправки к ним представляются в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) в тридцатидневный срок. Если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации более чем одной трети субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия.
С принятием Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а рассмотренные выше нормы практически без изменения включены в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 4 июля 2003 года).
Следовательно, за более чем десять лет после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года механизм реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе не претерпел существенных изменений, не отвечает принципам федерализма, установленным статьями 1, 5, 11 и 72 Конституции Российской Федерации, и не дает возможности субъектам Российской Федерации активно влиять на принятие решений по конкретному законопроекту по предметам совместного ведения, рассматриваемому Государственной Думой.
Учитывая также, что порядок деятельности и принятия решений согласительных комиссий при рассмотрении законопроектов по предметам совместного ведения законодательно не установлен, предлагается внести в статью 26.4 указанного федерального закона положение о том, что проект федерального закона по предметам совместного ведения снимается с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой, если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации более чем половины субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия данного федерального закона.
Вопрос об изменении тридцатидневного срока представления законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения, а также поправок к ним на сорокапятидневный срок неоднократно обсуждался Государственной Думой. Однако депутаты Государственной Думы, проголосовав за тридцатидневный срок, не приняли во внимание графики пленарных заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая, что пленарные заседания законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся, как правило, один раз в два месяца, представить отзыв на проект федерального закона по предметам совместного ведения или свои поправки к нему в течение тридцати дней не представляется возможным.
Государственная Дума отклонила внесенную Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай поправку об увеличении срока представления в Государственную Думу отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения или поправок к ним, мотивируя тем, что увеличение указанного срока может привести к необоснованному затягиванию рассмотрения актуальных законопроектов, что негативно отразится на законотворческом процессе. Однако данный довод несостоятелен. Как показывает статистика федерального законодательного процесса, многие законодательные инициативы, направленные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не рассматриваются Государственной Думой в течение нескольких лет. Таким образом, в нарушение принципов федерализма субъекты Российской Федерации из-за несовершенства правового регулирования процесса представления ими отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения или поправок к ним фактически отстранены от законотворческого процесса при подготовке проектов федеральных законов, затрагивающих их интересы.
Таким образом, предлагаемые изменения и дополнение статьи 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направлены на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 26.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" необходимо внести дополнения в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятый постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.