Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросу возможности использования средств, находящихся на эскроу-счетах, в качестве обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок жилых помещений путем заключения договора долевого участия в строительстве, сообщает следующее.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем Департамент полагает возможным отметить, что в соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обусловленные договором (государственным (муниципальным) контрактом) расходные обязательства являются обязанностью публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения, органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) предоставить физическому или юридическому лицу средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством, законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных#.
Так, оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений абзаца первого статьи 220.1 БК РФ учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
Кроме того, начиная с 2015 года федеральным законом о федеральном бюджете предусматриваются положения о казначейском сопровождении операций в рамках исполнения государственных контрактов, которое направлено на обеспечение контроля за использованием указанных средств в соответствии с целями, установленными при их предоставлении (статья 5 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 380-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 5 Закона N 380-ФЗ при казначейском сопровождении целевых средств операции по зачислению и списанию целевых средств осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, и отражаются на лицевых счетах, открытых в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Наряду с казначейским сопровождением законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено банковское сопровождение контрактов, которое по аналогии с казначейским сопровождением позволяет обеспечить контроль за целевым использованием средств, предоставленных на финансовое обеспечение контракта, а в случаях, когда банк привлекается поставщиком (подрядчиком, исполнителем), снизить его издержки по исполнению контракта, повысить эффективность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 860.7 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору счета эскроу банк (эскроу-агент) открывает специальный счет эскроу для учета и блокирования денежных средств, полученных им от владельца счета (депонента) в целях их передачи другому лицу (бенефициару) при возникновении оснований, предусмотренных договором счета эскроу.
Применение договора счета эскроу в рамках осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предполагает, что владельцем счета является получатель средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, возможность осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд с использованием счетов эскроу не представляется возможным.
Кроме того, согласно пункту 3 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) договор участия в долевом строительстве должен содержать цену договора, сроки и порядок ее уплаты.
Частью 1 статьи 5 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что в договоре участия в долевом строительстве указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 214-ФЗ уплата цены договора производится после государственной регистрации договора путем внесения платежей единовременно или в установленный договором период в безналичном порядке.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт, в том числе включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
Частью 13.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Из системного толкования норм Закона N 44-ФЗ оплатой по контракту признаются платежи, совершенные на основании подписанных заказчиком документов о приемке, предусмотренных частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, перечисление денежных средств поставщику (подрядчику, исполнителю), которое осуществлено не по результатам приемки и до исполнения обязательств по контракту, по мнению Департамента, признается авансовым платежом.
Учитывая изложенное, внесение заказчиком единовременного платежа по контракту на приобретение квартир в объектах долевого строительства, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, означает внесение авансового платежа в размере 100% цены контракта.
Статьей 215.1 БК РФ установлено, что исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
При этом организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
Учитывая изложенное, в соответствующих нормативных правовых актах высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования, регламентирующих исполнение бюджета, могут быть предусмотрены требования о размере и порядке авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов.
Таким образом, при определении размера авансовых платежей заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что осуществление закупок, связанных с приобретением в собственность недвижимого имущества, может быть реализовано путем заключения договоров строительного подряда, заключения соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации или путем приобретения готового недвижимого имущества.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 24-01-06/84689 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был