Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
В настоящее время в судах общей юрисдикции находится более 16 тысяч уголовных дел, производство по которым приостановлено в связи с розыском скрывшихся обвиняемых и подсудимых.
Например, за судами города Москвы числится 1150 таких дел, города Санкт-Петербурга - 1411, Хабаровского, края - 1143, Приморского края - 635, Самарской области - 458, Московской области - 388, Волгоградской области - 300.
В основном розыск указанных лиц объявляется по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, в Кемеровской области из находящихся в розыске 181 человека 19 обвиняются в совершении особо тяжких преступлений, 107 - тяжких преступлений.
По всем приостановленным уголовным делам суды периодически направляют запросы в органы внутренних дел и прокуратуру с требованием сообщить о результатах розыскных действий. Однако нередки случаи, когда такие запросы остаются без исполнения, а если поступают ответы, то они, как правило, формальны.
Как отмечают суды, они практически превратились в хранилища приостановленных уголовных дел, что не только снижает активность прокуроров и органов дознания по розыску (ведь дела числятся не за ними, а за судами), но и создает у потерпевших ложное представление о неосновательном затягивании судебного разбирательства, о преднамеренном нарушении судами их конституционных прав на судебную защиту.
Согласно статье 37 УПК РФ поручения и указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий дает прокурор.
Суд не наделен такими полномочиями и в соответствии с принципами правосудия и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 1999 года N 7-П не вправе выполнять несвойственные ему функции обвинения, которые фактически имеют место, когда он направляет указанные выше запросы с требованием ускорить розыск скрывшихся обвиняемых и подсудимых.
В этой связи в данном проекте федерального закона предлагается установить порядок, в соответствии с которым все приостановленные судом уголовные дела в случаях, когда обвиняемые и подсудимые скрылись, должны возвращаться прокурору для обеспечения их розыска.
Принятие законопроекта не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, и не повлечет необходимости изменения, дополнения, принятия либо отмены иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.