Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 января 2021 г. N 5.1-01/124
на проект федерального закона N 1036249-7 "О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 26 января 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1036249-7) был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 14 октября 2020 года и принят Государственной Думой в первом чтении 26 ноября 2020 года, во втором чтении - 19 января 2021 года. Во втором чтении в текст проекта Федерального закона внесены изменения, в том числе юридико-технического характера.
Федеральный закон направлен на приведение положений Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс) в соответствие с новой редакцией статьи 79 Конституции Российской Федерации, согласно которой решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией статьи 6 Семейного кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.
Федеральным законом статья 6 Семейного кодекса дополняется положением о том, что не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Кроме того, Федеральным законом вносится дополнение в пункт 2 статьи 165 Семейного кодекса. Согласно указанному пункту в случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке. В редакции Федерального закона данная норма дополняется указанием на то, что она применяется с учетом вводимых Федеральным законом новых положений статьи 6 Семейного кодекса.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в соответствии с пунктами "а" (принятие и изменение федеральных законов), "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "к" (международные договоры Российской Федерации) и "п" (федеральное коллизионное право) статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, а также находящиеся в соответствии с пунктами "ж.1" (защита семьи, материнства, отцовства и детства) и "к" (семейное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 2 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 9 февраля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.