Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 26 января 2021 г. N 3.6-04/143
на проект федерального закона N 1054506-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 января 2021 года (проект N 1054506-7 внесен депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, Н.П. Николаевым, О.В. Севастьяновой и др., сенаторами Российской Федерации Ю.Л. Воробьевым, А.П. Майоровым, Л.З. Талабаевой, Т.А. Гигель), и отмечает следующее.
С 2014 года в Российской Федерации формируется единая государственная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Действующие требования законодательства не предусматривают внесения в систему сведений о документах при транспортировке древесины. Не урегулирован порядок деятельности мест складирования древесины, продукции лесопереработки, а также порядок осуществления контроля над этими местами.
Федеральный закон направлен на комплексное регулирование отношений, связанных с заготовкой и оборотом древесины. Учет древесины будет осуществляться в отношении:
1) древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их сохранению;
2) транспортируемой древесины и продукции ее переработки;
3) древесины, размещенной в местах (пунктах) складирования древесины;
4) древесины, поступившей для переработки;
5) продукции переработки древесины;
6) древесины и продукции ее переработки, являющихся предметом сделок с древесиной.
Федеральный закон предусматривает:
- создание открытого электронного информационного ресурса для использования неограниченным кругом лиц без подачи запросов и взимания платы ЛесЕГАИС;
- формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде в системе ЛесЕГАИС;
- блокировку перевозки либо сделок с древесиной в случае выявления недостоверной информации по объему заготовки древесины, ее видовом и сортиментном составе;
- введение электронной формы сопроводительного документа на перевозку древесины и обязательная регистрация его в системе ЛесЕГАИС;
- регистрация в системе ЛесЕГАИС лесных складов, объектов переработки древесины;
- создание системы федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней.
Следует отметить, что существуют определенные риски реализации Федерального закона в полном объеме. В частности, требования к тому, чтобы транспортные средства, на которых осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), должны быть оборудованы техническими средствами контроля, которые обеспечивают оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить координаты места нахождения таких транспортных средств, траекторию их движения, используют программное обеспечение, интегрированное с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, и передают в нее информацию в режиме реального времени, могут вызвать затруднения у предпринимателей.
Аналогичные требования устанавливаются и применительно к технике, используемой при тушении лесных пожаров.
Кроме того, устанавливаемые нормы потребуют создания стабильно работающей электронной системы. Действующая система ЛесЕГАИС работает с существенными перебоями, что признается Федеральным агентством лесного хозяйства. Отсутствие стабильности электронной системы ЛесЕГАИС явится серьезным препятствием для эффективной деятельности предпринимателей в сфере лесозаготовки и лесопереработки.
Федеральный закон вступает в силу в полном объеме с 1 января 2023 года и до этого времени устанавливаются переходные нормы.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений".
Председатель комитета |
А.В. Кутепов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.