Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 января 2021 г. N 5.1-01/121
на проект федерального закона N 1068950-7 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным инвестиционным банком об условиях пребывания Международного инвестиционного банка на территории Российской Федерации", принятому Государственной Думой 26 января 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 4 декабря 2020 года (N 1068950-7).
Ратифицируемое Соглашение, подписанное в городе Москве 11 февраля 2020 года, направлено на развитие сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Международным инвестиционным банком с целью обеспечения благоприятных условий для деятельности Международного инвестиционного банка (далее - Банк), его отделений и представительств на территории Российской Федерации.
Банк, учреждённый в качестве международной организации с целью финансирования инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для экономик государств-членов Банка, осуществляет деятельность на основании Соглашения об образовании Банка от 10 июля 1970 года, в котором в настоящее время участвуют Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Российская Федерация, Румыния, Словакия и Чехия. Членами Банка могут быть государства и международные финансовые организации. Штаб-квартира Банка расположена в городе Будапеште, Венгрия.
Статьёй 2 Соглашения предусматривается, что Банк обладает международной правоспособностью, а также пользуется на территории Российской Федерации правами юридического лица. Банк не подлежит государственной регистрации в Российской Федерации, его деятельность не требует специального разрешения (лицензии) и не подлежит регулированию уполномоченными государственными органами и Банком России.
Согласно статье 4 Соглашения Банк как международная организация открывает в Российской Федерации полнофункциональное отделение в г. Москве, а также вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации открывать дополнительные отделения и представительства на территории Российской Федерации.
Соглашение среди прочего содержит положения, касающиеся: юрисдикционных изъятий в отношении имущества, активов и архивов Банка, его отделений и представительств (статья 3); неприкосновенности помещений отделений и представительств Банка (статья 5); освобождения Банка от обязательных платежей, за исключением тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания (статья 9); привилегий и иммунитетов членов Совета управляющих, членов Совета директоров, должностных лиц и сотрудников Банка (статья 13); социального обеспечения должностных лиц и сотрудников Банка (статья 14).
Согласно его статье 18 Соглашение временно применяется по истечении тридцати дней с даты подписания (с 13 марта 2020 года) и вступает в силу с даты получения Банком письменного уведомления Правительства Российской Федерации о выполнении процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
Установлено, что с даты подписания Соглашения в отношениях между Сторонами прекращает своё действие Соглашение между Правительством СССР и Международным инвестиционным банком об урегулировании вопросов, связанных с местопребыванием в СССР Международного инвестиционного банка, от 23 декабря 1977 года.
Соглашение внесено на ратификацию в Государственную Думу с нарушением 6-месячного срока, установленного пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", и было опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 марта 2020 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части предоставления Банку и его должностным лицам привилегий и иммунитетов содержит иные правила, чем установленные законодательством Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 9 февраля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.