Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Залог в соответствии со статьей 98 УПК РФ является одной из возможных мер пресечения. Судебно-следственная практика свидетельствует о весьма ограниченном применении данной меры пресечения, тогда как основными мерами пресечения по-прежнему остаются подписка о невыезде и заключение под стражу.
Заключение под стражу зачастую превращается в средство раскрытия преступлений, удобное для органов дознания и следствия. В то же время заключенные под стражу, как правило, содержатся в условиях, еще не отвечающих международным стандартам и элементарным санитарно-гигиенических нормам и правилам.
Применение ареста на практике не исключает нарушений уголовно-процессуального закона, прав и свобод гражданина. Так, согласно статистическим данным в 2003 году в России из 190 тысяч заключенных под стражу более половины (почти 100 тысяч) было освобождено, причем в подавляющем большинстве (95%) по причине отсутствия оснований для применения данной меры пресечения. Кроме того, само по себе содержание заключенных под стражей на стадии досудебного производства обременительно для государственного бюджета.
Вместе с тем залог в качестве меры пресечения применяется редко. Среди сдерживающих факторов его применения значительную роль играет недостаточное законодательное регулирование, обуславливающее наличие большого числа спорных вопросов для правоприменителей, что вынуждает их избирать иные меры пресечения, регулирование которых уголовно-процессуальным законом совершеннее и механизм применения отлажен.
Действующая редакция статьи 106 УПК России, по экспертной оценке, хотя и совершеннее ранее действовавшей аналогичной нормы УПК РСФСР (ст. 99), но имеет ряд пробелов, на устранение которых направлена концепция проекта закона.
Проектом предлагается: уточнить определение залога; раскрыть механизм применения данной меры пресечения; уточнить объем полномочий дознавателя, следователя, прокурора и суда по применению залога; уточнить основания для применения залога, в том числе по отказу от применения данной меры пресечения; установить конкретные обязанности подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), связанные с применением к нему меры пресечения в виде залога; установить критерии определения размера залога, его нижний предел, а также предельный срок внесения; уточнить форму бланка процессуального документа досудебного производства - постановления об избрании меры пресечения, а также установить форму бланка процессуального документа судебного производства - определение о принятии залога.
Предлагаемые изменения позволят сблизить отечественную правовую систему с правовой системой развитых демократических государств, в том числе на правоприменительном уровне, и будут ориентировать органы предварительного следствия, прокуратуру и суд на применение залога по преступлениям небольшой и средней тяжести (прежде всего экономических ненасильственных) как более гуманной по сравнению с заключением под стражу меры пресечения.
Проект разработан на основе обобщения международного законодательства, судебно-следственной практики и научных исследований.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из государственного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.