Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
Юрьев-Польского района
от 30 ноября 2020 г. N 1285
Порядок
мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании Юрьев-Польский район
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок мониторинга, взаимодействия и реагирования на предконфликтные ситуации и конфликты в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в муниципальном образовании Юрьев-Польский район (далее - "Порядок") разработан в целях организации и проведения мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, профилактики экстремизма, выявления формирующихся конфликтов в указанной сфере, определения порядка действий в ходе конфликтных ситуаций и при ликвидации их последствий.
1.2. Положения настоящего Порядка основаны на организации системы наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
1.3. Настоящий Порядок определяет взаимодействие субъектов мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений при:
- мониторинге межнациональных и межконфессиональных отношений;
- выявлении предконфликтных ситуаций;
- выявлении конфликта;
- ликвидации последствий предконфликтных ситуаций, конфликтов.
1.4. Мониторинг состояния конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях направлен на:
- выявление конфликтных ситуаций;
- предупреждение или ликвидацию столкновений социальных, политических, экономических, культурных интересов двух и более этнических общностей, принимающих форму гражданского, политического или вооруженного противостояния, то есть межнационального конфликта.
Мониторинг проводится в целях формирования объективной оценки состояния межнациональных отношений на территории муниципального образования Юрьев-Польский район, своевременного выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их раннего предупреждения и минимизации их последствий.
1.5. Задачами мониторинга состояния конфликтности в межнациональных и межконфессиональных отношениях являются:
- получение, обработка и анализ данных о состоянии межнациональных отношений, а также информации о деятельности общественных объединений, в том числе национальных, религиозных организаций, диаспор и т.д.;
- своевременное выявление и прогнозирование процессов, происходящих в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, направленной на минимизацию неблагоприятного воздействия рисков и конфликтов, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями.
1.6. Объектом мониторинга является влияющая на состояние межнациональных отношений в муниципальном образовании Юрьев-Польский район деятельность органов местного самоуправления, образовательных организаций, спортивных учреждений и учреждений культуры, средств массовой информации, коммерческих организаций, некоммерческих организаций, представляющих интересы национальных объединений, этнических общностей, казачьих обществ, религиозных организаций, групп лиц, представляющих интересы национальных диаспор, а также отдельных лиц, активно распространяющих информацию по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в сети Интернет.
1.7. Предметом мониторинга являются формирующиеся социальные конфликты, межнациональные и межконфессиональные конфликты, а также процессы, воздействующие на состояние межнациональных отношений (приложение к Порядку):
- экономические (уровень и сферы занятости, уровень благосостояния, распределение собственности);
- политические (формы реализации политических прав);
- социальные (уровень воздействия на социальную инфраструктуру);
- культурные (удовлетворение языковых, образовательных, этнокультурных и религиозных потребностей);
- иные процессы, которые могут оказывать воздействие на состояние межнациональных отношений.
1.8. Мониторинг проводится путем:
- сбора и обобщения информации от объектов мониторинга;
- сбора и анализа оценок ситуации независимых экспертов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, других методов;
- иными методами, способствующими выявлению социальных конфликтов, конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.
1.9. К конфликтным ситуациям, требующим оперативного реагирования со стороны администрации, относятся:
- социальные конфликты;
- межнациональные и межконфессиональные конфликты;
- общественные акции протеста на национальной или религиозной почве;
- открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости.
II. Основные понятия
2.1. Мониторинг состояния конфликтности в межнациональных отношениях - система наблюдения, анализа, оценки и прогнозирования процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по раннему предупреждению и порядку действий по предотвращению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений и ликвидации их последствий.
Этническая общность - общность людей, исторически сложившаяся на основе происхождения, территории, языка и культуры (и осознающая себя таковой, т.е. обладающая самосознанием и самоназванием).
Новые этнические группы - этнокультурно отличимые от старожильческого населения республики группы, прибывшие в республику в последние два десятилетия (в основном - представители народов Северного Кавказа, государств Закавказья, Средней Азии, дальнего зарубежья).
Межнациональный конфликт - столкновение интересов представителей двух и более этнических общностей, принимающее различные формы противостояния, в котором национальная принадлежность и национальные различия становятся доминирующей мотивацией их действий.
2.2. Конфликтная ситуация в сфере межнациональных отношений предполагает наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций; искаженной и непроверенной информации; неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменениях, проецируемых на этническую или религиозную почву.
2.3. К конфликтным ситуациям могут быть отнесены:
2.3.1. Публичные конфликтные ситуации между отдельными гражданами или их группами и представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2.3.2. Конфликтные ситуации между представителями одной или нескольких этнических общностей либо представляющими их интересы некоммерческими организациями и хозяйствующими субъектами, деятельность которых затрагивает экологические и этнокультурные интересы населения.
2.3.3. Общественные акции протеста на национальной и религиозной почве.
2.3.4. Открытые (публичные) проявления национальной, расовой или религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации.
III. Выявление и раннее предупреждение конфликтных ситуаций
3.1. Предконфликтная ситуация - это ситуация, предполагающая наличие скрытых противоречий и социальной напряженности, основанных на ущемлении законных интересов, потребностей и ценностей граждан либо представляющих их интересы некоммерческих организаций, искаженной и непроверенной информации, неадекватном восприятии происходящих в обществе или отдельных социальных группах изменениях, проецируемых на этническую или религиозную почву.
Администрация по согласованию с правоохранительными органами:
- регулярно изучает и анализирует информацию о состоянии общественно-политической и социально-экономической обстановки, складывающейся на территории Юрьев-Польского района и города Юрьев-Польского, развитие которой может вызвать социальные конфликты, экстремистские проявления, межнациональные конфликты, вырабатывает необходимые предложения по устранению причин и условий, способствующих проявлению таких процессов;
- осуществляет ежедневный мониторинг оперативной обстановки на предмет наличия признаков правонарушений и преступлений, связанных с социальными, межнациональными и межконфессиональными конфликтами;
- постоянно проводит мониторинг средств массовой информации, функционирующих на территории Юрьев-Польского района, на предмет содержания в них материалов экстремистского и террористического характера, в случае выявления указанных материалов незамедлительно направляет информацию в правоохранительные органы;
- при поступлении в администрацию заявлений граждан, юридических лиц, содержащих сведения о возможных конфликтах в указанной сфере, незамедлительно извещает об этом правоохранительные органы;
- в случае выявления нахождения на территории города Юрьев-Польского и Юрьев-Польского района, в т.ч. в жилых и нежилых помещениях, нелегальных иностранных граждан незамедлительно сообщает об этом в правоохранительные органы.
3.2. В случае выявления в результате мониторинга или взаимодействия с национальными общественными объединениями наличия скрытых противоречий и социальной напряженности глава администрации муниципального образования Юрьев-Польский район:
- устанавливает связь с главой администрации того поселения, на территории которого возможна конфликтная ситуация, лидерами общественных объединений, в том числе этнокультурных, религиозных организаций, и выясняет ситуацию;
- оперативно информирует администрацию Владимирской области о наличии скрытых противоречий и социальной напряженности и действиях, предпринимаемых для их предотвращения (до полного урегулирования предконфликтной ситуации информирование осуществляется ежедневно);
- принимает решение о первоочередных мерах по предупреждению возможной конфликтной ситуации и направлении на место конфликтной ситуации уполномоченного лица;
- устанавливает связь с руководителями правоохранительных органов и, при необходимости, способствует их привлечению к анализу и урегулированию ситуации;
- взаимодействует с руководителями средств массовой информации, действующими на территории Юрьев-Польского района, с целью информирования населения города, в том числе проводит пресс-конференции, распространяет пресс-релизы;
- взаимодействует в случае необходимости с федеральными территориальными органами исполнительной власти и органами государственной власти, участвующими в обеспечении правопорядка, национальной безопасности на территории муниципального образования;
- проводит встречи с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений города;
- организует выполнение иных мероприятий, направленных на создание необходимых условий для реализации первоочередных мероприятий по пресечению актов экстремизма.
IV. Порядок действий администрации муниципального образования Юрьев-Польский район в условиях конфликтной ситуации
4.1. В случае возникновения конфликтной ситуации глава администрации:
- устанавливает связь с главами администраций муниципальных образований поселений района, на территории которого возникла конфликтная ситуация, правоохранительными органами, лидерами заинтересованных общественных объединений, в том числе национальных и религиозных организаций, и выясняет детали развития ситуации;
- информирует администрацию Владимирской области, департамент региональной политики Владимирской области о возникновении конфликтной ситуации и действиях, предпринимаемых для ее предотвращения (до нейтрализации конфликта информирование о ситуации осуществляется ежедневно, в случае изменения ситуации - незамедлительно);
- принимает план первоочередных мероприятий;
- выезжает на место возникновения конфликтной ситуации;
- формирует рабочую группу (оперативный штаб) для комплексного рассмотрения возникшей ситуации на месте, организует участие в рассмотрении ситуации на месте представителей администраций Юрьев-Польского района и администрации Владимирской области, правоохранительных органов, лидеров заинтересованных общественных объединений, в том числе этнокультурных и религиозных организаций;
- совместно с руководителями образовательных учреждений принимает меры предупредительно-профилактического характера (проводит собеседование с учащимися, дополнительные инструктажи сотрудников, ужесточение пропускного режим и т.д.).
4.2. В целях предотвращения искаженного информационного освещения конфликтной ситуации уполномоченные работники администрации:
- оперативно доводят до населения через средства массовой информации сведения о развитии ситуации и деятельности администрации по ликвидации конфликтной ситуации;
- организуют брифинги, пресс-конференции;
- организуют подготовку встречи главы администрации с руководителями национальных общественных объединений, лидерами религиозных организаций, пользующимися авторитетом, общественными и политическими деятелями, руководителями организаций и учреждений.
V. Ликвидация последствий конфликтных ситуаций
5.1. В целях ликвидации последствий конфликтных ситуаций глава администрации муниципального образования Юрьев-Польский район создает рабочую группу, в состав которой входят представители органов местного самоуправления поселений, представители администраций Юрьев-Польского района, администрации Владимирской области, правоохранительных органов (по согласованию), объединений, в том числе этнокультурных, религиозных организаций, лидеров заинтересованных общественных объединений, которая готовит предложения по:
- нейтрализации долгосрочных рисков и угроз ухудшения состояния межнациональных отношений, по профилактике и предотвращению повторного возникновения ситуации;
- по реализации профилактических мер, направленных на предотвращение появления аналогичных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.