Калининградский областной суд в составе: председательствующего судьи Ш.Д.В. при секретаре Л.М.Ю., с участием прокурора Б.Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ч.С.М. об оспаривании нормативных актов Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части, установил:
Ч.С.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что на основании договора аренды от 6 декабря 2011 года N, договора возмездной уступки прав от 2 февраля 2019 года является арендатором земельного участка КН площадью 1231 кв. м, по адресу: <адрес>, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома. На указанном земельном участке находится принадлежащий ей индивидуальный жилой дом КН, общей площадью 30,2 кв. м. В соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, а также Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, земельный участок находится зоне с особыми условиями использования территории Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса". В соответствии со ст. 27 ЗК РФ, п. п. 3.2.3.1, 3.2.2.4 СанПин 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" земли, попадающие в зону санитарной охраны источников водоснабжения II пояса, ограничены в обороте, в границах зоны запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, запрет на размещение индивидуальных жилых домов отсутствует. Как следует из выписки из ЕГРН, в отношении земельного участка КН не установлено каких-либо ограничений. Зона с особыми условиями использования территории Н-3 обозначена в оспариваемых нормативных актах с нарушением требований действующего законодательства, так как проект организации зон санитарной охраны поверхностных водоисточников и сооружений Калининградского водопровода на разработан, с органами государственного эпидемиологического надзора не согласован, органами исполнительной власти Калининградской области не утверждены границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований законодательства. Незаконное установление зоны с особыми условиями использования территории Н-3 с включением в нее земельного участка КН нарушает права административного истца, поскольку препятствует приобретению его в собственность. Просит признать недействующими Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления границы зоны Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса" в пределах земельного участка кадастровым номером КН, площадью 1231 кв. м, по адресу: <адрес>.
Административный истец Ч.С.М., будучи надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ее представитель Ч.О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям.
Представители административных ответчиков окружного Совета депутатов города Калининграда, Правительства Калининградской области, заинтересованных лиц администрации ГО "Город Калининград", Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, ГП КО "В." в судебное заседание не явились, об отложении дела слушанием не ходатайствовали. Согласно поступившим письменным отзывам окружного Совета депутатов города Калининграда, Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, указанные органы возражают относительно заявленного административного иска, в обоснование указывают на то, что зоны с особыми условиями территории отображены в материалах по обоснованию Генерального плана, не подлежащих утверждению и в связи с этим не являющихся частью нормативного акта. Согласно п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопроводов, объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций от выполнения предъявляемых ими требований.
ГП КО "В.", согласно отзыву, вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необходимости удовлетворить административный иск, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу (статья 3 ГрК РФ).
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п. п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин N 1 от 9 января 2019 года.
В силу пункта 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничиваются в обороте. В соответствии ч. 2 этой же статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 и пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Частью 2 этой же статьи определено, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу абзаца второго пункта 4 и абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются Правительством РФ.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10 (далее - Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно абзацу первому пункта 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу пункта 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Судом установлено, что Ч.С.М. на основании договора аренды от 6 декабря 2011 года N с дополнительными соглашениями, договора возмездной уступки прав от 2 февраля 2019 года является арендатором земельного участка КН площадью 1231 кв. м, находящегося по адресу: <адрес>, разрешенное использование - под строительство индивидуального жилого дома. На указанном земельном участке находится принадлежащий ей индивидуальный жилой дом КН, общей площадью 30,2 кв. м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Калининград", утвержденным решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, а также Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденными решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, земельный участок КН находится в зоне с особыми условиями использования территории Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса", что подтверждается фрагментами Карты ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории Генерального плана городского округа "Город Калининград" и Карты границ зоны с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки с наложением границ земельного участка КН, представленными Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
В уведомлении Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО "Город Калининград" исх. N 028-13/уср-240-9673 от 20 декабря 2019 года содержится отказ Ч.С.М. в предоставлении земельного участка КН в собственность за плату в связи с тем, что данный участок является ограниченным в обороте, располагается в границах II пояса ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения, а также в связи с тем, что объект недвижимого имущества КН не отвечает признакам жилого дома.
Согласно приведенным выше положениям Закона N 52-ФЗ относят установление границ ЗСО источников водоснабжения II пояса к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.
Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса г. Калининграда не установлена, в связи с чем ее отображение в границах земельного участка КН в оспариваемых Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" произведено без законных оснований.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность (часть 2, пункт 14 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ).
Поскольку Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером КН к зоне с особыми условиями использования территории Н-3 противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права административного истца на приобретение в собственность земельного участка, в данной части они подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление Ч.С.М. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
- Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и результатов комплексного анализа территории границы зоны с особыми условиями использования территории Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса" в границах земельного участка с кадастровым номером КН;
- Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденные решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования территории Н-3 - "Зона санитарной охраны источников водоснабжения II пояса" в границах земельного участка с кадастровым номером КН.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2020 года.
Судья |
Д.В.Ш. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 16 ноября 2020 г. N 3а-252/2020
Текст решения опубликован в газете "Гражданин" от 28 января 2021 г. N 4