I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2021 год (далее - Программа) разработана в соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294), постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами" (далее - Требования), а также с учетом пункта 6 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"* в целях предупреждения нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее вместе - подконтрольные субъекты), обязательных требований, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора (далее - обязательные требования), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
II. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
повышение прозрачности осуществления Рособрнадзором федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции, а также принятие мер по устранению выявленных нарушений, лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на повышение качества образования комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности Рособрнадзора;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов.
Задачами Программы являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
внедрение в деятельность Рособрнадзора информационных технологий, необходимых для функционирования электронных инструментов профилактики, в том числе на базе "личных кабинетов" подконтрольных субъектов;
совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления Рособрнадзором мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности.
III. Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Рособрнадзором. Виды подконтрольных субъектов
В рамках осуществления возложенных на Рособрнадзор полномочий по государственному контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, предусмотренных Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885 (далее - Положение), Рособрнадзор осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
федеральный государственный надзор в сфере образования;
федеральный государственный контроль качества образования;
государственный надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции;
лицензионный контроль за образовательной деятельностью.
При осуществлении Рособрнадзором вышеуказанных видов государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
федеральные государственные профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации;
образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
осуществляющие образовательную деятельность дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (далее вместе - образовательные организации);
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
Необходимо отметить, что в соответствии с Положением Рособрнадзор также осуществляет:
контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в сфере образования и полномочия по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов или внесения в них изменений;
контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного полномочия;
контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от должности, должностных лиц, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, с правом проведения проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
контроль за расходованием субъектами Российской Федерации субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, а также контроль за расходованием средств на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях в пределах своей компетенции;
контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в части, касающейся назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Указанные выше виды контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
IV. Обзор состояния подконтрольной сферы
В 2020 году в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой по распространению новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации на основании поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 и пунктов 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление от 03.04.2020 N 438) по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации исключены из Плана проведения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год (далее - План проверок) проверки, запланированные Планом проверок в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в период с апреля 2020 года по декабрь 2020 года.
Вместе с тем, в 1 квартале 2020 года в отношении образовательных организаций, филиалов образовательных организаций осуществлены следующие контрольно-надзорные мероприятия по видам контроля в части:
а) федерального государственного надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования осуществлено 50 контрольно-надзорных мероприятий (18 плановых выездных; 15 внеплановых выездных; 14 плановых документарных; 3 внеплановые документарные).
Не проведены, плановые проверки в отношении 4 образовательных организаций:
в связи с прекращением действия лицензии этих организаций - 3;
в результате выезда комиссии установлено отсутствие руководителя организации, законного представителя юридического лица, либо любого другого представителя организации - 1;
б) федерального государственного контроля качества образования осуществлено 22 контрольно-надзорных мероприятия (16 плановых выездных; 6 плановых документарных).
Не проведены плановые проверки в отношении 3 организаций:
в связи с прекращением действия лицензии этих организаций - 2;
в результате выезда комиссии установлено отсутствие руководителя организации, законного представителя юридического лица, либо любого другого представителя организации - 1;
в) лицензионного контроля за образовательной деятельностью осуществлено 91 контрольно-надзорное мероприятие (18 плановых выездных; 61 внеплановая выездная (в том числе в части установления возможности соблюдения соискателем лицензии/лицензиатом лицензионных требований - 43); 12 плановых документарных).
Не проведены плановые проверки в отношении 3 организаций:
в связи с прекращением действия лицензии этих организаций - 2;
в результате выезда комиссии установлено отсутствие руководителя организации, законного представителя юридического лица, либо любого другого представителя организации - 1;
г) государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции, осуществлено 28 контрольно-надзорных мероприятий (16 плановых выездных; 12 плановых документарных).
Не проведены плановые проверки в отношении 3 организаций:
в связи с прекращением действия лицензии этих организаций - 2;
в результате выезда комиссии установлено отсутствие руководителя организации, законного представителя юридического лица, либо любого другого представителя организации - 1.
При этом, учитывая положения подпунктов "г" и "е" пункта 1 постановления от 03.04.2020 N 438, в 2020 году (2-4 кварталы) на основании пункта 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294 в отношении образовательных организаций проводились внеплановые проверки, из них в части:
федерального государственного надзора за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования - 9;
лицензионного контроля за образовательной деятельностью - 30;
государственного надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции - 3.
Всего по результатам всех проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 2020 году, Рособрнадзором:
возбуждено 70 дел об административных правонарушениях;
получено 53 постановления судов о назначении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 2 миллиона 530 тысяч рублей;
объявлено предупреждений - 1;
объявлено 4 устных замечания;
выдано 84 предписания, в том числе повторных - 11, вновь выданных предписаний - 17.
Принимая во внимание особенности проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2020 году, проведение Рособрнадзором сравнительного анализа с аналогичным периодом 2019 года представляется нецелесообразным.
Аналогичная ситуация (особенности проведения проверок в условиях распространения новой коронавирусной инфекции) сложилась и при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, в отношении таких подконтрольных субъектов в 1 квартале 2020 года в соответствии с Ежегодным планом проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на 2020 год проведено 6 плановых выездных проверок. Кроме того, проведены 2 внеплановые выездные проверки по снятию с контроля предписаний.
За период 2-4 кварталов 2020 года в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации проведено 23 проверки (1 плановая документарная проверка, 22 внеплановые документарные проверки).
Исходя из описанных выше обстоятельств 2020 года, осуществление государственного контроля (надзора) в сфере образования (по количественным характеристикам) существенно отличается от статистических данных контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в 2018 и 2019 годах.
Вместе с тем, по результатам проведенного анализа контрольно-надзорных мероприятий за 2020 год, а также учитывая, что контрольно-надзорные функции, осуществляемые Рособрнадзором в соответствии с Положением, не включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 перечень видов федерального государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, можно выделить наиболее значимые риски несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований в сфере образования, такие как:
отсутствие условий для охраны здоровья обучающихся;
отсутствие на официальном сайте подконтрольных субъектов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотренной законодательством об образовании информации;
нарушение установленных законодательством об образовании требований к организации и осуществлению образовательной деятельности;
реализация образовательных программ, разработанных с нарушением требований федерального государственного образовательного стандарта;
отсутствие доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации всем участникам образовательного процесса, к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам;
наличие доступа детей к информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
отсутствие условий, обеспечивающих доступность инвалидов к объектам образовательной организации, необходимых для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг;
нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию;
нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации;
допуск к педагогической деятельности лиц, не отвечающих квалификационным требованиям;
грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности;
V. Уровень развития профилактических мероприятий
В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2020 году Рособрнадзором, несмотря на особенности проведения проверок, осуществлялись следующие профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2020 год, утвержденной приказом Рособрнадзора от 06.04.2020 N 490:
на постоянной основе проводилась оценка актуальности и полноты перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Рособрнадзора, по результатам которой в связи с изданием и вступлением в силу в 2020 году новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования.
Изданы приказы Рособрнадзора:
от 28.02.2020 N 232 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования";
от 14.07.2020 N 760 "О внесении изменений в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 февраля 2020 г. N 232";
от 10.09.2020 N 902 "О внесении изменений в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 февраля 2020 г. N 232";
от 08.10.2020 N 1013 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному контролю качества образования";
от 28.10.2020 N 1064 "О внесении изменений в перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28 февраля 2020 г. N 232";
в целях обеспечения единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации, доступности сведений о правоприменительной практике в Рособрнадзоре, снижения количества нарушений обязательных требований, повышения уровня защищенности охраняемых законодательством Российской Федерации общественных отношений в сфере образования за счет обеспечения информированности о практике применения и соблюдения обязательных требований, а также совершенствования нормативных правовых актов Российской Федерации для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, осуществлено обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Рособрнадзоре, результаты которых утверждены приказом Рособрнадзора от 06.04.2019 N 489.
Указанные выше документы размещены на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе "Государственные функции" раздела "Государственные услуги и функции", а также в разделах "Профилактика нарушений обязательных требований" и "Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственного контроля и надзора".
Также на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о мероприятиях по контролю и надзору в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подраздел "Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" раздела "Государственные услуги и функции").
Кроме того, на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещались:
актуализированные наборы открытых данных "Результаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с перечнем образовательных организаций, в отношении которых были проведены проверки (ежемесячно);
руководства по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования;
комментарии об изменении обязательных требований, соблюдение которых оценивается Рособрнадзором при проведении мероприятий по контролю, о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
Кроме того, в рамках проведения Рособрнадзором профилактических мероприятий, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, объявлено 88 предостережений Рособрнадзора о недопустимости нарушений обязательных требований.
Осуществляется также личный прием руководством Рособрнадзора представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Рособрнадзор полномочий.
Подконтрольные субъекты информируются и о планируемых проверках путем размещения информации в едином реестре проверок - федеральной государственной информационной системе, оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации.
______________________________
* В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год. С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Руководитель Федеральной службы |
А.А. Музаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на 2021 год (утв. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 18 декабря 2020 г.)
Текст программы опубликован не был