Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 7 мая 2004 г. N 2.2-1/2004 по проекту федерального закона N 51712-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", внесенному депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, Г.В. Боссом, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным и другими (к 1 чтению)
Досье на проект федерального закона
По указанному законопроекту Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Статьей 1 данного проекта предлагается внести изменения в статью 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которой предусматриваются ответственность за нарушение порядка ценообразования. При этом предлагается изменить последнее положение диспозиции указанной статьи, дополнив ее словами "включая нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)". В результате этого в конечном итоге получится фраза "иное нарушение установленного порядка ценообразования, включая нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)".
Вместе с тем, представляется, что такое изменение является не совсем удачным с логико-правовой точки зрения, так как предлагаемое к включению правонарушение поглощается более общим "иным нарушением". Во всяком случае, новое правонарушение целесообразно поместить перед более общим правонарушением, что более будет отвечать структуре и логике изложения диспозиции указанной статьи в целом.
В тоже# время обращает внимание неточность отдельных проектируемых и действующих формулировок статьи 14.6 КоАП РФ, так как в них содержится неопределенное словосочетание "и тому подобного". В этой связи представляется необходимым конкретизировать указанное словосочетание во всей диспозиции указанной статьи.
Наряду с этим, следует отметить, что в уточнении, например, нуждается также и кодификационная часть статьи 1 проекта, так как в нее включены ряд источников официального опубликования, непосредственно не относящихся к статье 14.6 КоАП РФ.
2. Первый абзац предлагаемого нового пункта 5 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" наделяет органы местного самоуправления полномочиями на регулирование в сфере электроэнергетики. То есть речь идет о государственных полномочиях Российской Федерации, которые могут быть переданы органам местного самоуправления федеральным законом в соответствии со статьей 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации. В то же время в третьем абзаце предлагаемого пункта 5 сказано, что орган местного самоуправления по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать ему полномочия по регулированию тарифов на тепловую и электрическую энергию. Поскольку эти полномочия относятся к государственным (федеральным) и передаются органам местного самоуправления федеральным законом, то неясно, каким образом возможна их передача от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Федерации.
Кроме этого, данное положение законопроекта, предлагающее наделить полномочиями по регулированию в сфере электроэнергетики органы местного самоуправления, требует согласования со статьей 5 Федерального закона "О естественных монополиях", согласно которой государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которые для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
3. Статья 4 законопроекта предусматривает внесение в статью 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" изменения, в соответствии с которым к числу органов, устанавливающих тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения, наряду с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий будут относиться также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной действующим законодательством. При этом, предлагаемое дополнение данного Федерального закона не предусматривает разграничение полномочий между Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Замечания лингвостилистического и юридико-технического характера
1. Статью 1 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 1
Статью 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1) после слов "установленного порядка ценообразования" дополнить словами ", включая нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного)".
2. В пункте 1 статьи 2 законопроекта слова "органов местного самоуправления" необходимо заменить словами ", органов местного самоуправления".
3. В абзаце первом статьи 3 законопроекта в источниках официального опубликования слова "N 2, ст. 58;" исключить.
4. Статью 4 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 4
Статью 23 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1667) после слов "естественных монополий" дополнить словами ", органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной действующим законодательством,".
5. В связи с тем, что в признаваемыми утратившими силу части статьи 3 законопроекта вносились изменения, законопроект необходимо дополнить статьей 5 следующего содержания:
Статья 5
Абзацы сороковой и сорок первый пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1180) признать утратившими силу.
6. В связи с дополнением статьей 5 о признании утратившими силу необходимо скорректировать наименование законопроекта, в котором отразить наличие указанной статьи. В наименовании законопроекта обязательно должно присутствовать указание на то, что законопроект содержит статью о признании утратившими силу.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.