В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", областным законом "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности", распоряжением Администрации Смоленской области от 15.06.2012 N 759-р/адм "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации региональных программ" Администрация Смоленской области постановляет:
Утвердить прилагаемую региональную программу "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Смоленской области" на 2021 - 2025 годы (далее также - региональная программа).
Губернатор |
А.В. Островский |
Утверждена
постановлением Администрации
Смоленской области
от 26.12.2020 N 896
Региональная программа
"Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Смоленской области" на 2021 - 2025 годы
Паспорт
региональной программы "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Смоленской области" на 2021 - 2025 годы
Наименование региональной программы |
региональная программа "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Смоленской области" на 2021 - 2025 годы |
Наименование ответственного исполнителя региональной программы |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области |
Наименование исполнителей мероприятий региональной программы |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области; органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Смоленской области (по согласованию) |
Цель (цели) региональной программы |
развитие системы розничного распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов на территории Смоленской области |
Целевые показатели региональной программы |
достижение норматива минимальной обеспеченности населения Смоленской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции; увеличение количества торговых павильонов и киосков по продаже печатной продукции на территории Смоленской области |
1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации региональной программы
Печатные издания выполняют социально значимую и культурную функцию, прежде всего, за счет максимально полного и компетентного информирования граждан обо всех наиболее важных событиях и явлениях, происходящих в обществе. Необходимость поддержки развития системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов были отмечены Президентом Российской Федерации на встрече с руководителями российских печатных средств массовой информации 20 февраля 2019 года.
Одним из показателей, характеризующих развитие системы распространения печатной продукции на территории Смоленской области, является достижение норматива минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции.
В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", областным законом "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 754", постановлением Администрации Смоленской области от 11.05.2017 N 304 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Смоленской области, муниципальных районов и городских округов Смоленской области" норматив минимальной обеспеченности населения Смоленской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции принимается равным 1,3 (количество торговых объектов на 10 000 человек).
По результатам анализа обеспеченности населения Смоленской области площадью нестационарных торговых объектов в разрезе муниципальных районов и городских округов выявлено, что у субъектов предпринимательской деятельности снижается интерес к осуществлению деятельности по распространению печатной продукции в связи с низкой рентабельностью, что препятствует развитию системы распространения печатной продукции. По состоянию на 1 ноября 2020 года в Смоленской области насчитывается 100 киосков и павильонов по продаже печатной продукции, что составляет фактическую обеспеченность, равную 1,1 (количество торговых объектов на 10 000 человек). Динамика обеспечения населения указанными площадями показывает негативную тенденцию. Общее количество киосков и павильонов по продаже печатной продукции по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 17 единиц.
Также уменьшение количества киосков и павильонов по продаже печатной продукции зафиксировано и в других регионах Центрального федерального округа. Так, норматив минимальной обеспеченности населения Владимирской области торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции составляет 1,3 (количество торговых объектов на 10 000 человек). В настоящее время на территории Владимирской области фактическая обеспеченность торговыми объектами составляет 1,4, что превышает норматив на 11 процентов. В пересчете на общую численность населения данного субъекта Российской Федерации необходимое количество нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции по нормативу составляет 178 единиц, а фактическое количество - 197 единиц. Тем не менее динамика обеспечения населения Владимирской области указанными площадями показывает негативную тенденцию. Общее количество киосков и павильонов по продаже печатной продукции по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 10 единиц. В Брянской области в настоящее время насчитывается 95 нестационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа печатной продукции. Норматив минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции составляет 1 киоск и/или павильон на 10 000 человек, что соответствует 79,1 процента к расчетному нормативу.
К общим тенденциям спада развития российского рынка распространения печатной продукции на современном этапе можно отнести:
- отток читательской аудитории печатных средств массовой информации в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (особенно существенно это отражается на газетной продукции). Рост пользователей сети "Интернет", развитие IT-технологий и мобильных устройств для чтения контента значительно влияют на перспективы развития печатных средств массовой информации;
- резкое увеличение числа каналов, по которым распространяется содержание средств массовой информации;
- снижение рентабельности распространения периодической печати (распространитель получает низкий доход, не покрывающий издержки на организацию продаж);
- рост розничных цен во всех форматах торговли прессой, причинами которого является рост затрат издателей на изготовление печатного продукта и сокращение доходов от рекламы.
Перечисленные негативные тенденции приводят к сокращению количества специализированных объектов по продаже прессы, в частности нестационарных торговых объектов. На фоне сокращения продаж периодической печати на один торговый объект ежегодно увеличиваются затраты на оплату труда продавцов, на аренду и коммунальные платежи, на логистику.
Также ограничение перечня товаров, реализуемых в киосках (павильонах) прессы, в том числе запрет на продажу табачных изделий и других товаров в киосках продажи печатной продукции, не позволяет получать максимальный уровень дохода для обеспечения положительного уровня рентабельности. Повышение дохода за счет роста цен на прессу приводит к потерям читательской аудитории и дальнейшему ухудшению показателя рентабельности. Низкая рентабельность бизнеса мешает формировать фонды для модернизации и развития современных форматов торговли, повышения технологического оснащения пунктов продаж.
В целях повышения рентабельности газетно-журнальных киосков принято постановление Администрации Смоленской области от 24.01.2017 N 11 "Об утверждении ассортимента сопутствующих товаров, разрешенных к продаже на территории Смоленской области в газетно-журнальных киосках без применения контрольно-кассовой техники при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота". Данным постановлением значительно расширен ассортимент сопутствующих товаров, разрешенных к продаже в газетно-журнальных киосках. В соответствии с предложениями хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу печатной продукции в нестационарных торговых объектах, ассортимент сопутствующих товаров будет оперативно пересматриваться и расширяться, что обеспечит киоскам (павильонам) печатной продукции необходимый уровень рентабельности бизнеса, а населению региона широкий выбор печатной продукции.
На текущий момент органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области проведена работа по корректировке муниципальных схем размещения нестационарных торговых объектов, по результатам которой данными схемами предусмотрено более 220 свободных мест для размещения нестационарных торговых объектов любых типов и специализаций, в том числе киосков по продаже печатной продукции.
На муниципальном уровне нормативно закреплены следующие льготные условия по заключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции:
- установлены льготные ставки на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции;
- установлен срок заключения договора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции не менее 5 лет с правом автоматической пролонгации в случае отсутствия претензий, нарушений.
В случае расторжения договора на право размещения нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции по независящим от хозяйствующего субъекта причинам (изменение градостроительной ситуации, дорожно-транспортные работы, прокладка коммуникаций и прочее) хозяйствующим субъектам предлагаются альтернативные места.
Однако для повышения уровня обеспеченности населения Смоленской области нестационарными торговыми объектами по реализации печатной продукции и эффективного развития системы распространения печатной продукции необходим переход на качественно новый уровень развития данного вида торговой деятельности с применением новых организационных подходов.
Реализация мероприятий региональной программы позволит обеспечить сбалансированное развитие системы распространения печатной продукции и повышение уровня торгового обслуживания населения Смоленской области.
2. Цель и целевые показатели региональной программы
Целью региональной программы является развитие системы розничного распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов на территории Смоленской области.
Целевые показатели реализации региональной программы представлены в приложении N 1 к региональной программе.
Оценка эффективности реализации региональной программы основывается на анализе конечных значений целевых показателей региональной программы по ежегодным итогам ее реализации, проводимом ответственным исполнителем региональной программы по сведениям, представленным исполнителями мероприятий региональной программы.
3. Перечень мероприятий региональной программы
Мероприятия региональной программы направлены на увеличение количества нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции, достижение нормативов минимальной обеспеченности населения Смоленской области торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции. Реализация региональной программы позволит повысить эффективность государственных механизмов отраслевого регулирования рынка печатной продукции, в том числе системы розничного распространения печатной продукции, и создать условия для обеспечения конкуренции нестационарных торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю печатной продукцией.
Перечень мероприятий региональной программы представлен в приложении N 2 к региональной программе.
Приложение N 1
к региональной программе
"Поддержка и развитие системы
распространения печатной продукции
с использованием нестационарных
торговых объектов в Смоленской
области" на 2021 - 2025 годы
Целевые показатели
реализации региональной программы "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Смоленской области" на 2021 - 2025 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение показателей |
Планируемое значение показателей |
||||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||
Развитие системы розничного распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов на территории Смоленской области | ||||||||||
1. |
Достижение норматива минимальной обеспеченности населения Смоленской области и входящих в ее состав городских округов и муниципальных районов торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции |
единиц на 10 000 человек |
1,2 |
1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
2. |
Увеличение количества торговых павильонов и киосков по продаже печатной продукции на территории Смоленской области |
единиц |
117 |
94 |
100 |
103 |
107 |
112 |
115 |
120 |
Приложение N 2
к региональной программе
"Поддержка и развитие системы
распространения печатной продукции
с использованием нестационарных
торговых объектов в Смоленской
области" на 2021 - 2025 годы
Перечень
мероприятий региональной программы "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Смоленской области" на 2021 - 2025 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Наименование исполнителя мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Наименование и реквизиты нормативного правового акта, которым утверждено финансирование мероприятия |
Объем финансирования (в разрезе источников финансирования и по годам реализации) (тыс. руб.) |
||||||
источник финансирования |
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||||||
Развитие системы розничного распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов на территории Смоленской области | |||||||||||
1. |
Оказание содействия в развитии специализированного формата торговли по распространению печатной продукции (киоски, павильоны, лотки и др.) на общественных пространствах (торговых улицах) муниципальных образований Смоленской области, в зонах высокого трафика пассажиропотока - в зонах остановок общественного транспорта, на автобусных станциях и вокзалах, в парках (скверах) и т.д. |
органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Смоленской области (по согласованию) |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Актуализация ассортимента сопутствующих товаров, разрешенных к продаже на территории Смоленской области в газетно-журнальных киосках без применения контрольно-кассовой техники при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота (в случае необходимости) |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Предоставление и сохранение льгот при заключении договоров на право размещения нестационарных торговых объектов по реализации печатной продукции |
органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Смоленской области (по согласованию) |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Актуализация областных нормативных правовых актов в сфере размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с федеральным законодательством |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Актуализация муниципальных нормативных правовых актов в сфере размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с федеральным и областным законодательством |
органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6. |
Актуализация норматива минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Мониторинг достижения уровня обеспеченности населения нестационарными торговыми объектами по реализации печатной продукции |
Департамент промышленности и торговли Смоленской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Организация взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области и хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию печатной продукции, в целях определения тенденций и выработки дополнительных мер по развитию системы торговли печатной продукцией |
органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (по согласованию) |
2021 - 2025 годы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 26 декабря 2020 г. N 896 "Об утверждении региональной программы "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Смоленской области" на 2021 - 2025 годы"
Вступает в силу с 26 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 30 декабря 2020 г. N 12 (часть IX, книга 3)