Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением
администрации Тамбовской области
от 29.01.2021 N 74
Порядок
назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта
(далее - Порядок)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), Законом области от 06.02.2012 N 113-З "О государственной социальной помощи" и устанавливает размеры государственной социальной помощи, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, форму социального контракта.
1.2. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Тамбовской области.
1.3. Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи, а также с учетом иных условий, определенных Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
2. Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта
2.1. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в областное государственное нестационарное учреждение, подведомственное управлению социальной защиты и семейной политики области, (далее - учреждение, управление) по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр независимо от места регистрации на территории области заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона N 178-ФЗ.
Заявление о назначении и выплате государственной социальной помощи (далее - заявление) представляется по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
2.2. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения, подтверждающие полную или частичную утрату (степень нанесенного ущерба, повреждения) жилого помещения, имущества в результате катастрофы природного или техногенного характера, пожара. Представляются в случае обращения за оказанием государственной социальной помощи в связи с полной или частичной утратой жилого помещения, имущества в результате катастрофы природного или техногенного характера, пожара.
2.3. По межведомственному запросу запрашиваются следующие документы (сведения, содержащиеся в них), если заявитель не представил их по собственной инициативе:
сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
сведения о размере всех видов получаемой пенсии и иных выплат, осуществляемых Пенсионным фондом Российской Федерации и другими федеральными органами;
сведения о социальных выплатах;
сведения о размере выплат по обязательному социальному страхованию, иных социальных выплат, выплачиваемых Фондом социального страхования Российской Федерации;
сведения о регистрации в качестве безработного, размерах пособия по безработице и иных выплат, выплачиваемых службой по труду и занятости населения области;
сведения о суммах взысканных алиментов по исполнительным производствам;
сведения о членах семьи, находящихся в местах лишения свободы;
сведения о доходах от предпринимательской деятельности, об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя каждого трудоспособного члена семьи;
сведения о недвижимом имуществе заявителя и членов его семьи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости;
сведения о катастрофе природного или техногенного характера, пожаре (дата, место и масштаб чрезвычайной ситуации), произошедших на территории Тамбовской области;
сведения о сумме полученной помощи из средств резервного фонда администрации области, местных бюджетов, Пенсионного фонда Российской Федерации и иных внебюджетных фондов на цели, указанные в заявлении.
Сведения о выплатах, осуществляемых управлением, учреждением, учитываются в доходе заявителя на основании сведений, внесенных в ведомственную информационную систему.
2.4. Представленные заявителем сведения подтверждаются посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой учреждениями, (далее - проверка) в следующих случаях:
заявитель не имеет возможности документально подтвердить свои (своей семьи) доходы;
заявитель обратился за социальной помощью в целях проведения ремонта жилого помещения;
желание заявителя заключить социальный контракт.
2.5. Уведомление о принятом управлением решении о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю учреждением по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения проверки представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) учреждение должно дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
2.6. В целях объективного и всестороннего рассмотрения заявления о назначении государственной социальной помощи учреждения:
формируют личное дело заявителя, в которое включаются документы, указанные в пунктах 2.2, 2.3 и абзаце шестом пункта 2.6 настоящего Порядка;
проводят проверку, по результатам которой составляется:
акт материально-бытового положения заявителя по форме, утверждаемой приказом управления;
анкета о материально-бытовом положении заявителя (далее - анкета) по форме, утверждаемой приказом управления (в случае желания заявителя заключить социальный контракт);
оформляют совместно с заявителем анкету, проекты социального контракта и программы социальной адаптации по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (в случае желания заявителя заключить социальный контракт);
создают комиссию по подбору мероприятий программы социальной адаптации, типовое положение о которой утверждается приказом управления;
направляют в течение 5 дней, если не требуется проведение проверки, в течение 20 дней, если требуется проведение проверки, со дня получения заявления документы, указанные в настоящем пункте, в управление для рассмотрения и принятия решения о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении.
2.7. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину государственной социальной помощи принимается управлением на основании предложения комиссии по вопросам оказания государственной социальной помощи (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом управления.
2.8. Комиссия в течение 2 дней, следующих со дня получения заявления и документов, указанных в абзацах втором - шестом пункта 2.6 настоящего Порядка, рассматривает их и оформляет предложение для принятия управлением решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину государственной социальной помощи, которое оформляется в форме протокола. В течение одного дня с даты протокола управление принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину государственной социальной помощи, которое оформляется в форме приказа.
2.9. Государственная социальная помощь без социального контракта:
выплачивается в денежной форме не позднее 10 рабочих дней после подписания приказа управления гражданину (поставщику услуг) на банковский счет, открытый в кредитной организации, либо через отделение почтовой связи в соответствии с письменным заявлением гражданина;
предоставляется в натуральной форме (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) не позднее 20 рабочих дней после подписания приказа управления.
2.10. Государственная социальная помощь на основании социального контракта выплачивается в порядке и сроки, предусмотренные в социальном контракте, который заключается не позднее 10 рабочих дней после подписания приказа управления.
2.11. К социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая следующие мероприятия:
по поиску работы. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год;
по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
по ведению личного подсобного хозяйства;
по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона N 178-ФЗ, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми.
2.12. Программа социальной адаптации разрабатывается управлением и учреждением совместно с гражданином и при необходимости со следующими органами:
управлением труда и занятости населения области и подведомственными ему центрами занятости населения области (далее - органы занятости населения), администрациями городов и районов области (далее - органы местного самоуправления) - по мероприятию, указанному в абзаце втором пункта 2.11 настоящего Порядка;
управлением промышленности и торговли области, управлением регионального развития и поддержки инвестиционной деятельности, управление сельского хозяйства области, а также органами занятости населения и органами местного самоуправления - по мероприятию, указанному в абзаце третьем пункта 2.11 настоящего Порядка;
управлением сельского хозяйства области и органами местного самоуправления - по мероприятию, указанному в абзаце четвертом пункта 2.11 настоящего Порядка;
органами местного самоуправления - по мероприятию, указанному в абзаце пятом пункта 2.11 настоящего Порядка.
2.13. С целью реализации мероприятий, указанных в пункте 2.11 настоящего Порядка, учреждения исходя из условий жизни гражданина (семьи гражданина) оказывают содействие в получении гражданином иных видов поддержки, в том числе:
в получении мер социальной поддержки;
в направлении на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также в проведении гражданином и членами его семьи вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при отсутствии медицинских противопоказаний;
в направлении несовершеннолетних членов семьи гражданина в дошкольную образовательную организацию;
в организации ухода за нетрудоспособными лицами.
2.14. Управление заключает с гражданином социальный контракт на следующий срок:
не более чем на 9 месяцев - по мероприятию, указанному в абзаце втором пункта 2.11 настоящего Порядка;
не более чем на 12 месяцев - по мероприятиям, указанным в абзацах третьем, четвертом пункта 2.11 настоящего Порядка;
не более чем на 6 месяцев - по мероприятию, указанному в абзаце пятом пункта 2.11 настоящего Порядка.
Действие срока социального контракта продлевается в соответствии с приказом управления, издаваемым на основании решения комиссии в срок, указанный в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, но не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта по следующим основаниям:
невыполнение мероприятий программы по социальной адаптации по уважительным причинам:
длительная (более одного месяца) болезнь гражданина, с которым заключен социальный контракт, либо члена его семьи;
стихийные бедствия;
в результате реализации мероприятий программы социальной адаптации в установленный первоначально срок по объективным причинам среднедушевой доход заявителя (семьи заявителя) не превысил величину прожиточного минимума, установленную в области, по окончании срока действия социального контракта.
2.15. С целью реализации мероприятий, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 2.11 настоящего Порядка, учреждение оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
Учреждение при осуществлении мероприятия, указанного в абзаце втором пункта 2.11 настоящего Порядка, направляет гражданина в орган занятости населения с целью прохождения гражданином профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в случае наличия у органа занятости населения возможности обеспечить такое прохождение.
При отсутствии в органах занятости населения такой возможности или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения, учреждение самостоятельно оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
2.16. Учреждением осуществляется ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17 настоящего Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов прекращается на основании приказа управления.
2.17. Перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации:
длительная (более одного месяца) болезнь гражданина, с которым заключен социальный контракт, либо члена его семьи;
стихийные бедствия.
2.18. Перечень оснований для досрочного расторжения социального контракта управлением в одностороннем порядке:
потеря трудоспособности гражданина, с которым заключен социальный контракт;
потеря дееспособности гражданина, с которым заключен социальный контракт;
смерть гражданина, с которым заключен социальный контракт;
выезд гражданина (его семьи), с которым заключен социальный контракт, за пределы области на постоянное место жительство;
невыполнение мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пунктом 2.17 настоящего Порядка;
представление гражданином, с которым заключен социальный контракт, недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта.
2.19. Внесение изменений в условия социального контракта или его досрочное расторжение осуществляются по письменному соглашению сторон и оформляются в виде дополнительного соглашения к социальному контракту.
3. Размеры государственной социальной помощи
3.1. Размер государственной социальной помощи в виде денежных выплат определяется комиссией исходя из принципов адресности и нуждаемости, соразмерности, в зависимости от материального положения, возраста заявителя и членов семьи (если такие имеются), состояния трудоспособности и иных обстоятельств, но не более:
четырехкратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения - для малоимущей семьи;
двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по области в расчете на душу населения - для малоимущего одиноко проживающего гражданина.
3.2. Государственная социальная помощь в виде денежных выплат для малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина в случае полной или частичной утраты жилого помещения, в котором малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин зарегистрированы и постоянно проживали, и находящегося в нем имущества в результате катастрофы природного или техногенного характера, пожара оказывается в размере:
80000 рублей - при полной утрате жилого помещения;
20000 рублей - при частичной утрате жилого помещения, площадь которого не превышает 20 кв. м;
40000 рублей - при частичной утрате жилого помещения, площадь которого более 20 кв. м, но менее 50 кв. м;
50000 рублей - при частичной утрате жилого помещения, площадь которого более 50 кв. м.
3.3. Размер государственной социальной помощи в натуральной форме (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) определяется комиссией исходя из принципов адресности и нуждаемости, соразмерности, в зависимости от материального положения, возраста заявителя и членов семьи (если такие имеются), состояния трудоспособности и иных обстоятельств, но не более четырехкратной величины прожиточного минимума, установленной в расчете на душу населения и действующей на день принятия решения об оказании государственной социальной помощи.
3.4. Государственная социальная помощь на основании социального контракта в случае реализации гражданином мероприятий, указанных в абзаце втором пункта 2.11 настоящего Порядка, оказывается в виде ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной на территории области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, на срок не более 4 месяцев (в течение одного месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина).
В случае прохождения обучения или получения дополнительного профессионального образования в рамках реализации социального контракта по мероприятию, указанному в абзаце втором пункта 2.11 настоящего Порядка, дополнительно к ежемесячной денежной выплате, указанной в абзаце первом настоящего пункта, гражданину выплачивается ежемесячная денежная выплата в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной на территории области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, на срок не более 3 месяцев.
Ежемесячные денежные выплаты осуществляются с первого числа месяца, в котором принято решение о назначении государственной социальной помощи в виде социального контракта.
3.5. В случае прохождения обучения, получения дополнительного профессионального образования или стажировки в рамках реализации социального контракта по мероприятию, указанному в абзаце втором пункта 2.11 настоящего Порядка, в социальном контракте предусматривается обязанность управления по возмещению:
организации, осуществляющей образовательную деятельность, стоимости курса обучения (на одного обучающегося не более 30000 рублей за курс обучения);
работодателю расходов на проведение стажировки (за срок не более 3 месяцев) в размере, не превышающем величину минимального размера оплаты труда за один месяц с учетом размера страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды.
3.6. Государственная социальная помощь на основании социального контракта в случае реализации гражданином, в том числе являющимся самозанятым, мероприятия, указанного в абзаце третьем пункта 2.11 настоящего Порядка, оказывается в виде денежной выплаты, которая предоставляется единовременно не более 250000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе для возмещения расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
В случае прохождения обучения, получения дополнительного профессионального образования в рамках реализации социального контракта по мероприятию, указанному в абзаце третьем пункта 2.11 настоящего Порядка, в социальном контракте предусматривается обязанность управления по возмещению стоимости курса обучения (на одного обучающегося не более 30000 рублей за курс обучения).
3.7. Государственная социальная помощь на основании социального контракта в случае реализации гражданином мероприятий, указанных в абзаце четвертом пункта 2.11 настоящего Порядка, оказывается в виде денежной выплаты в размере не более 100000 рублей.
В случае прохождения обучения, получения дополнительного профессионального образования в рамках реализации социального контракта по мероприятию, указанному в абзаце четвертом пункта 2.11 настоящего Порядка, в социальном контракте предусматривается обязанность управления по возмещению стоимости курса обучения (на одного обучающегося не более 30000 рублей за курс обучения).
3.8. Государственная социальная помощь на основании социального контракта в случае реализации гражданином мероприятий, указанных в абзаце пятом пункта 2.11 настоящего Порядка, оказывается в форме ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной на территории области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, на срок не более 6 месяцев.
4. Порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта
4.1. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится управлением с привлечением учреждений.
4.2. В течение последнего месяца действия социального контракта учреждение подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
4.3. В течение четвертого месяца после месяца окончания срока действия социального контракта учреждение подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя:
сведения о доходах гражданина (семьи гражданина) за 3 месяца, следующие за месяцем окончания срока действия социального контракта, которые представляет гражданин, и их сравнение со сведениями о доходах, представленных гражданином при подаче заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
оценку условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончании срока действия социального контракта;
анализ целесообразности заключения нового социального контракта.
Отчет предоставляется учреждением в управление.
4.4. Учреждением проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение срока со дня окончания срока действия социального контракта, в том числе:
в течение 12 месяцев проверяется факт осуществления гражданином трудовой деятельности - по мероприятию, указанному в абзаце втором пункта 2.11 настоящего Порядка;
в течение 12 месяцев проверяется факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности - по мероприятию, указанному в абзаце третьем пункта 2.11 настоящего Порядка;
в течение 12 месяцев проверяется факт ведения гражданином личного подсобного хозяйства - по мероприятию, указанному в абзаце четвертом пункта 2.11 настоящего Порядка;
в течение 12 месяцев проверяется факт ухудшения материально-бытового состояния гражданина (семьи гражданина) - по мероприятию, указанному в абзаце пятом пункта 2.11 настоящего Порядка.
4.5. Итоги мониторинга рассматриваются на заседании комиссии, оформляются протоколом заседания комиссии и являются основанием для:
внедрения позитивного опыта работы с малоимущими семьями, малоимущими одиноко проживающими гражданами;
корректировки мероприятий программы социальной адаптации;
оценки реализации мероприятий программы социальной адаптации;
выработки предложений по дальнейшему стимулированию и активизации малоимущей семьи, малоимущих одиноко проживающих граждан по улучшению уровня жизни;
принятия решения управлением о продлении срока оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта по правилам, установленным настоящим Порядком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.