Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи Курниковой А.В.,
при помощнике судьи Поклонском Р.С.,
с участием прокурора Волгоградской областной прокуратуры Толстиковой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 2 июня 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Гиске Н.А. о признании недействующим в части нормативного правового акта "Городское положение "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)" от 5 декабря 2007 года N 274-ВГД, утвержденного постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30 ноября 2007 года N 46/3, (в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 октября 2019 года N 60-ВГД) "в той мере, в которой исключены положения нормативного акта, предусматривающие полное переселение острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидацию всего жилищного фонда, не только аварийного",
установил:
постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30 ноября 2007 года N 46/3 утверждено Городское положение "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)" от 5 декабря 2007 года N 274-ВГД (далее - Городское положение, Положение, Генеральный план).
Нормативный правовой акт опубликован в печатном издании "Волжская правда" N 185 13 декабря 2007 года (т. 2 л.д. 23 - 69).
В дальнейшем в Городское положение неоднократно вносились изменения в установленном законом порядке (т. 2 л.д. 70 - 151).
Указанный муниципальный нормативный правовой акт действует в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 октября 2019 года N 60-ВГД "О внесении изменений в Городское положение от 5 декабря 2007 года N 274-ВГД "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)" (далее - решение Волжской городской Думы Волгоградской области N 60-ВГД), которое опубликовано в печатном издании "Волжский муниципальный вестник" N 43 29 октября 2019 года (т. 2 л.д. 152 - 209, т. 4 л.д. 142).
В пункте 4.1.2 Городского положения в редакции от 5 декабря 2007 года содержались положения о полном переселении жителей с острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидации всего жилищного фонда, не только аварийного. В последующих редакциях Городское положение до внесения изменений указанным выше решением Волжской городской Думы Волгоградской области N 60-ВГД также предусматривало полное переселение жителей с острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидацию всего жилищного фонда, не только аварийного (абзац первый пункта 3.2.1 "Убыль жилищного фонда" раздела 3 "Мероприятия по территориальному планированию" и абзац 4 раздела 5 "Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий" Городского положения в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 22 ноября 2017 года) (т. 1 л.д. 49 - 94).
В соответствии с внесенными решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 октября 2019 года N 60-ВГД изменениями раздел 3 "Мероприятия по территориальному планированию" и раздел 5 "Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий" изложены в новой редакции и с новыми названиями соответственно "Карта границ населенного пункта города Волжского, входящего в состав городского округа - город Волжский Волгоградской области" и "Обязательное приложение к Генеральному плану" (пункты 1.3 и 1.5 решения Волжской городской Думы N 60-ВГД) (т. 2 л.д. 181 оборот).
В утвержденных главой городского округа - город Волжский Волгоградской области Материалах по обоснованию изменений Генерального плана (к Городскому положению в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области N 60-ВГД) указано, что внесением изменений в генеральный план предусмотрен вынос жилья и промышленных предприятий из зоны катастрофического затопления (остров Зеленый) до 2027 года (пункт 7 раздела 2, пункт 12.1 раздела 12) (т. 4 л.д.139 - 141).
Гиске Н.А. обратилась в Волгоградский областной суд с исковым заявлением о признании недействующим Городского положения "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)" N 274-ВГД (в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области N 60-ВГД) "в той мере, в которой исключены положения нормативного акта, предусматривающие полное переселение острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидацию всего жилищного фонда, не только аварийного" как несоответствующего требованиям пункта 8 статьи 2, пункта 3 статьи 9, статьи 23, пункта 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).
С учетом поданных впоследствии письменных объяснений и дополнений в обоснование исковых требований административный истец указывает, что исключение положений генерального плана, предусматривающих полное переселение жителей с острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидацию всего жилищного фонда, а не только аварийного, вынос жилья и промышленных предприятий с зоны катастрофического затопления (остров Зеленый) нарушает его права и законные интересы как собственника 1/2 доли жилого дома и 1/2 доли земельного участка с видом разрешенного использования "для ИЖС", расположенных по адресу Волгоградская область, г. Волжский, о. Зеленый, ул. Строительная, 10. По указанному адресу истец зарегистрирован и проживает с членами своей семьи. Полагает, что перенесение положений генерального плана, предусматривающих полное переселение острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидацию всего жилищного фонда, не только аварийного, из текстовой части нормативного правового акта в материалы по его обоснованию противоречит нормам действующего градостроительного законодательства. Указывает, что реализация администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области положений о ликвидации жилищного фонда на острове Зеленый предполагала, что на указанной территории останутся только садоводческие общества, между тем администрацией городского округа осуществлено переселение жителей только из аварийного жилья. Обращает внимание на то, что на территории СНТ "Лазурное" по-прежнему находится 9 жилых домов. Отмечает, что проект Генерального плана и Материалы по обоснованию изменений генерального плана в текстовой форме размещены на сайте ФГИС ТП спустя 2 месяца после проведения публичных слушаний 5 марта 2019 года. Указывает, что на странице 97 Материалов по обоснованию изменений генерального плана имеется положение, предусматривающее вынос жилья и промышленных предприятий с острова Зеленый до 2027 года. Однако истец отмечает, что Материалы по обоснованию изменений генерального плана согласно статье 23 ГрК РФ не являются нормативным актом, а только приложены к нему, и в соответствии с пунктом 5.14 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 24 (далее - Методические рекомендации), не могут использоваться при комплексном решении вопросов социально-экономического развития, разработке и утверждении в установленном программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также для приведения перечисленных программ в соответствие с утвержденными генеральными планами поселений, городских округов. Отмечает, что мероприятия по развитию жилых зон, нового жилищного строительства и реконструкции существующего жилого фонда после внесения изменений в раздел 3 Генерального плана отражены только в Материалах по обоснованию изменений генерального плана, которые не определены законодателем проектным документом, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Полагает, что установленные ограничения в постоянном проживании граждан на территории СНТ "Лазурный", где расположен и земельный участок Гиске Н.А., не обеспечивают защиту прав и интересов истца. Считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает право истца на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции Российской Федерации, не соответствует также пункту 2 статьи 6 Закона Волгоградской области "О градостроительной деятельности на территории Волгоградской области" от 29 мая 2018 года N 72-ГО (в редакции Закона Волгоградской области от 5 декабря 2019 года N 123-ОД) (т. 1 л.д. 4 - 11, т. 2 л.д. 220 - 226, т. 3 л.д. 161 - 162, т. 4 л.д. 121).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 26 мая 2011 года N 244"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "от 07 июня 2018 года N 72-ОД"
Определением суда от 10 февраля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ МЧС России по Волгоградской области (т. 2 л.д. 214).
Определением суда от 25 февраля 2020 года по ходатайству представителей заинтересованного лица к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет архитектуры и градостроительства Волгоградской области (т. 3 л.д. 153).
В судебном заседании представитель административного ответчика Волжской городской Думы Волгоградской области Орлова О.Н. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила в удовлетворении иска отказать.
В письменном отзыве Волжской городской Думы Волгоградской области указано, что решение Волжской городской Думы Волгоградской области N 60-ВГД принято представительным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции с соблюдением обязательных требований к форме, порядку принятия и опубликования нормативных правовых актов. Отмечено, что Городское положение в действующей редакции соответствует требованиям градостроительного законодательства (т. 2 л.д. 17 -20).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Черемушникова О.В. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила в удовлетворении иска отказать.
В письменном отзыве администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области указано, что пунктом 4.1.2 Городского положения в редакции от 5 декабря 2007 года были предусмотрены положения о полном переселении жителей с острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидации всего жилищного фонда, не только аварийного. В последующих редакциях Городское положение до внесения изменений также предусматривало полное переселение жителей с острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидацию всего жилищного фонда, не только аварийного. Затем в связи с предписанием комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области об устранении выявленных нарушений генеральный план городского округа приведен в соответствие с требованиями статьи 23 ГрК РФ. Отмечается, что включение положений о выносе жилья и промышленных предприятий с острова Зеленый до 2027 года в текстовую часть Материалов по обоснованию изменений генерального плана, утвержденных главой городского округа, соответствует требованиям действующего законодательства (т. 3 л.д. 142 - 152).
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ГУ МЧС России по Волгоградской области в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Пояснил, что вопросы подготовки генеральных планов городских округов не отнесены к компетенции ГУ МЧС России по Волгоградской области (т. 3 л.д. 140 - 141).
В письменном отзыве представитель комитета архитектуры и градостроительства Волгоградской области указывает, что заявленные требования являются необоснованными, просит отказать в их удовлетворении (т. 4 л.д. 37 - 40).
Учитывая, что все участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, ходатайств об отложении не представили, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и иные представленные материалы, заслушав заключение прокурора Толстиковой С.С., полагавшей необходимым в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2).
Из материалов дела следует, что административный истец с 25 февраля 2016 года зарегистрирован и проживает в жилом доме, расположенном в зоне с особыми условиями (зона катастрофического затопления), имея в собственности 1/2 долю дома. Гиске Н.А. неоднократно обращалась в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области и Волжский городской суд Волгоградской области относительно исполнения положений Генерального плана о полной ликвидации жилищного фонда, расположенного на острове Зеленый, что не оспаривается иными участвующими в деле лицами (т. 1 л.д. 31 - 46, т. 3 л.д. 89 - 108).
Таким образом, истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым в части положением, затрагиваются его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, суд отмечает, что Гиске Н.А. на основании части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Дело рассматривается судом в пределах, предусмотренных частью 7 статьи 213 КАС РФ, а предмет доказывания определяется по правилам части 8 статьи 213 Кодекса.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Город Волжский Волгоградской области является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (Закон Волгоградской области от 25 марта 2005 года N 1032-ОД "Об установлении и наделении статусом города Волжского Волгоградской области").
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа и внесение в него изменений относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана городского округа предусмотрены статьями 23, 24 и 25 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 27 Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области по вопросам своей компетенции Волжская городская Дума принимает нормативные правовые акты в форме решений, а также правовые акты в форме постановлений. Нормативные правовые акты принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и подписываются главой городского округа.
Как установлено судом, оспариваемое в части Городское положение утверждено решением Волжской городской Думы городского округа - город Волжский Волгоградской области на заседании 15 октября 2019 года большинством голосов по результатам открытого голосования. Нормативный правовой акт подписан главой городского округа, опубликован в городской общественно-политической газете "Волжский муниципальный вестник" (т. 2 л.д. 238 - 246, т. 3 л.д. 108 - 124, 167 - 250, т. 4 л.д. 142).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий компетентным органом, с соблюдением формы и вида нормативных правовых актов, а также порядка опубликования и вступления в силу, подписан уполномоченным лицом, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Доводы истца о несвоевременном размещении проекта Генерального плана и проекта Материалов по обоснованию изменений генерального плана в текстовой форме на сайте ФГИС ТП несостоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 5.11 Методических рекомендаций с 1 сентября 2011 года органам местного самоуправления следует обеспечивать доступ к проектам генеральных планов и материалам по обоснованию таких проектов в ФГИС ТП с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения ФГИС ТП, не менее чем за три месяца до их утверждения.
Решением Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 октября 2019 года N 60-ВГД внесены изменения в текстовую часть Генерального плана, которая изложена в новой редакции, и в графические материалы.
Вопреки доводам истца тот факт, что изменения коснулись всех разделов и приложений документа, не имеет правового значения, поскольку объем вносимых изменений определяется уполномоченным органом самостоятельно с соблюдением установленного статьями 24 - 25 ГрК РФ порядка, что и было сделано.
Проверив оспариваемую истцом норму права на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 23 ГрК РФ, действующей на момент рассмотрения дела в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ, генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4).
Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 5.1, введенная Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 507-ФЗ).
Согласно требованиям частей 6, 7 статьи 23 ГрК РФ, также действующих на момент рассмотрения дела в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 года N 41-ФЗ, к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые в числе иных сведений содержат сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа; оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий; утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иные сведения.
Согласно положениям части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
1) границы поселения, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
6.1) территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
7) зоны с особыми условиями использования территорий;
8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
8.1) границы лесничеств;
9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.
Аналогичные требования относительно содержания генерального плана и материалов по его обоснованию предусмотрены и Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденными приказом Минрегиона Российской Федерации от 26 мая 2011 года N 24.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 26 мая 2011 года N 244"
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере гражданской обороны, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы этой деятельности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 3 июля 2019 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона N 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Согласно требованиям СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, изложенные в настоящих Нормах, должны предусматриваться:
- при составлении Генеральной схемы развития и размещения производительных сил страны, схем развития и размещения производительных сил и расселения по союзным республикам и экономическим районам в соответствии с утвержденной методикой;
- при составлении схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности;
- при составлении схем и проектов районной планировки;
- при разработке проектов планировки и застройки городских и сельских поселений (генеральных планов, проектов детальной планировки, проектов планировки и застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов или групп общественных зданий и сооружений).
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны разрабатываются и включаются в соответствующие виды планировочных, предпроектных и проектных материалов и сводятся в систематизированном виде с необходимыми обоснованиями в отдельном разделе (томе, книге) (пункт 1.9).
В зонах возможного катастрофического затопления существующих, строящихся и намечаемых к строительству крупных водохранилищ, как правило, не допускается строительство новых городских и сельских поселений, а также объектов, имеющих важное народнохозяйственное или оборонное значение. Такое строительство допускается лишь в исключительных случаях и с проведением соответствующих защитных мероприятий.
В существующих городах запрещается размещение новых жилых районов в зонах возможного катастрофического затопления (пункт 3.14).
Закон Волгоградской области "О градостроительной деятельности на территории Волгоградской области" от 29 мая 2018 года N 72-ГО принят в целях реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации и регулирует отношения, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере градостроительной деятельности на территории Волгоградской области (преамбула Закона).
В пункте 2 статьи 6 Закона Волгоградской области N 72-ГО, положениям которого, по мнению истца, также противоречит оспариваемый в части нормативный правовой акт, перечислены виды объектов местного значения поселения, городского округа, подлежащих отображению на генеральном плане поселения, городского округа, планируемых для размещения.
Суд отмечает, что, исходя из сути заявленных требований, истец оспаривает внесение решением Волжской городской Думы Волгоградской области N 60-ВГД изменений в структуру и содержание Генерального плана, в результате которых в текстовой части нормативного правового акта отсутствует указание на то, что генеральным планом предусматривается полное переселение острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидация всего жилищного фонда, не только аварийного, ранее содержавшееся в пункте "Убыль жилищного фонда" раздела 3 "Мероприятия по территориальному планированию" и абзаце 4 раздела 5 "Мероприятия по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий".
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ). Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.
Анализ содержания оспариваемого Городского положения и его приложений на предмет соответствия приведенным выше правовым нормам позволяет сделать вывод о том, что наличие в текстовом содержании генеральных планов городских округов положений, предусматривающих перечень мероприятий, направленных на защиту населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по территории городского округа - город Волжский, в том числе переселение жителей и ликвидация всего жилого фонда на территории зон катастрофического затопления, не предусмотрено нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в связи с чем исковые требования Гиске Н.А. не подлежат удовлетворению.
Суд отмечает, что положения, предусматривающие вынос жилья и промышленных предприятий с острова Зеленый (зоны катастрофического затопления) до 2027 года, содержатся в текстовой части утвержденных главой городского округа Материалов по обоснованию изменений генерального плана в пункте 7 "Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера по территории городского округа - город Волжский" раздела 2 и в пункте 12.1 "Убыль жилищного фонда" раздела 12, в связи с чем их отсутствие в оспариваемом нормативном правовом акте права истца не нарушает (т. 4 л.д. 139 - 141).
Доводы о целесообразности закрепления указанных мероприятий в текстовой части генерального плана, а также анализ содержания Материалов по обоснованию изменений генерального плана, не являющихся частью нормативного правового акта, к предмету рассмотрения в рамках настоящего дела не относятся.
Утверждение истца о том, что в силу пункта 5.14 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов материалы по обоснованию изменений генерального плана не могут использоваться при комплексном решении вопросов социально-экономического развития, разработке и утверждении в установленном программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, долгосрочных целевых программ (подпрограмм), реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, основан на неверном толковании норм права, поскольку указанная норма такого запрета не содержит.
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого в части Городского положения "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)" от 5 декабря 2007 года N 274-ВГД (в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 октября 2019 года N 60-ВГД) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Гиске Н.А. о признании недействующим в части нормативного правового акта "Городское положение "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)" от 5 декабря 2007 года N 274-ВГД, утвержденного постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30 ноября 2007 года N 46/3, (в редакции решения Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 октября 2019 года N 60-ВГД) " в той мере, в которой исключены положения нормативного акта, предусматривающие полное переселение острова Зеленый - зоны катастрофического затопления, ликвидацию всего жилищного фонда, не только аварийного" отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Волжский муниципальный вестник" либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Волжской городской Думы Волгоградской области, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.
Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.
Судья |
А.В. Курникова |
Справка: в соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированный текст решения изготовлен 11 июня 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 2 июня 2020 г. N 3а-219/2020 "Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим в части "Городского положения "Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании)" от 05.12.2007 N 274-ВГД, утв. постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30.11.2007 N 46/3"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)