Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Администрации
городского округа Первоуральск
от 18.01.2021 N 63
Муниципальная программа
"Социальная поддержка граждан городского округа Первоуральск" на 2017 - 2023 годы"
Паспорт муниципальной программы
"Социальная поддержка граждан городского округа Первоуральск" на 2017 - 2023 годы"
Раздел 1. Характеристика и анализ текущих проблем, на решение которых направлена муниципальная программа "Социальная поддержка граждан городского округа Первоуральск" на 2017 - 2023 годы"
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены федеральным и областным законодательством.
В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы оказания дополнительных мер социальной поддержки населения городского округа Первоуральск на период до 2023 года будет осуществляться по следующим основным задачам:
1) дополнительная социальная поддержка населения;
2) повышение качества оказания муниципальных услуг;
3) расширение форм участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации социальных мероприятий и проектов, развитие волонтерского движения и добровольчества;
4) повышение качества жизни граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от радиационного воздействия, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
5) создание условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения населения денежными доходами.
Мероприятия, способствующие повышению качества и эффективности системы дополнительных мер социальной поддержки населения, расширение форм участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации социальных мероприятий и проектов, повышение эффективности деятельности органов в сфере социальной защиты населения, предполагается реализовать в рамках данной муниципальной программы.
Расходы местного бюджета на предоставление дополнительных мер социальной поддержки населения ежегодно в незначительной мере возрастают.
Население городского округа Первоуральск на 1 января 2019 года составляет 144 768 человек, в том числе, городского населения 122280 человек (84,4%), сельского - 22488 человек (15,5%), младше трудоспособного возраста 28343 человека (19,6%), трудоспособного возраста 76 087 человек (52,5%), старше трудоспособного возраста 41 547 человека (28,7%). Количество инвалидов всех групп от общей численности населения составляет 7,9% (11 472 человек), дети-инвалиды 0,45% (658 человек).
Ежегодно в Администрацию городского округа Первоуральск поступают обращения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - ситуации, возникающей по независящим от него причинам (стихийные бедствия или пожар, смерть граждан, проработавших в бюджетной сфере на территории городского округа Первоуральск не менее 20 лет). Одной из дополнительных мер социальной поддержки является оказание единовременной материальной помощи, осуществляемой в форме денежного обеспечения. В 2015 году размер материальной помощи увеличен до 10,0 тыс. рублей. Помощь оказана 11 жителям в сумме 80,0 тыс. рублей. В 2016 году материальная помощь оказана 16 гражданам на сумму 160,0 тыс. рублей. В 2019 году помощь оказана 25 гражданам на сумму 368,0 тыс. рублей.
Основой государственной политики в отношении инвалидов является комплексная реабилитация, направленная на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости за счет достижения и поддержания оптимального уровня их самостоятельности и жизнедеятельности, обеспечения материального благополучия.
На сегодняшний день не все проблемы, стоящие перед слабозащищенными слоями населения, решаются государственной социальной поддержкой, поэтому льготное зубопротезирование инвалидов 1-3 группы по общему заболеванию, не входящее в Федеральные и Региональные программы (бюджеты), предусмотренное настоящей Программой, имеет основную цель восстановить и компенсировать инвалидам утраченные ими функции. В 2015 году 5 гражданам за счет средств городского бюджета оказана услуга в области зубопротезирования в общей сумме 91,4 тыс. рублей. В 2016 году 7 инвалидам в сумме 149,1 тыс. рублей. В 2019 году 7 инвалидам на сумму 151,9 тыс. рублей.
На территории городского округа Первоуральск на 01 января 2019 годы проживало 2049 человек, непосредственно связанных с Великой Отечественной войной 1941 - 1945 годов. Это инвалиды ВОВ, участники и ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, лица, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда", бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Поддержка инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающих на территории муниципального образования, не входящих в Федеральные и Региональные программы (бюджеты), оказание единовременной дополнительной материальной помощи на проведение ремонта жилых помещений в рамках муниципальной программы позволит исполнить решения заседания Российского организационного комитета "Победа" N 40 от 12.12.2018 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 04.02.2019 г. N Пр-149 и улучшить качество жизни ветеранов.
Поддержка инвалидов и ветеранов, слабозащищенных слоев населения, предоставление дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан путем повышения доступности транспортных услуг способствует дальнейшей социализации инвалидов и ветеранов, принимающих участие в общественной жизни, интеграции ветеранов и инвалидов в общество.
На территории городского округа Первоуральск существует единая сеть автобусных маршрутов, состоящая из 23 городского и 8 пригородного пассажирского транспорта, на которых действует льготный проезд. Количество абонентских книжек для льготных категорий граждан составляет 9 000 экземпляров на городской транспорт и 4 500 экземпляров на пригородный. Всего 13 500 человек пользуются данной дополнительной мерой поддержки.
В городском округе Первоуральск накоплен опыт взаимодействия и партнерства органов исполнительной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями. На протяжении ряда лет осуществляется финансовая, информационная и организационно-методическая поддержка общественных организаций, а также совершенствование их деятельности. Ведется реестр социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей муниципальной поддержки.
В 2015 году на социально-значимые мероприятия социально ориентированных некоммерческих организаций из бюджета города направлено 701,4 тыс. рублей. В 2019 году чуть меньше - 663,00 тыс. рублей. Получая информационную поддержку Администрации городского округа Первоуральск социально ориентированные некоммерческие организации в 2019 году получили Гранты Президента РФ на сумму 6368,45 тыс. рублей для реализации социальных проектов в Первоуральске.
Эффективность процесса дальнейшего развития некоммерческого сектора зависит как от уровня сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций между собой, так и от уровня взаимодействия с органами исполнительной и государственной власти Свердловской области, а так же их активное участие в конкурсах социальных проектов, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Немаловажной является поддержка жителей сектора индивидуальной застройки городской черты Первоуральска, проживающих на территории 14 секторов: Шайтанка-1, Шайтанка-2, Динас, Самстрой, Ельничный, Октябрьский, Трудпоселок, Пильная, черта города, Первомайка, Талица-1, Талица-2, Совхоз Первоуральский, Магнитка. В Первоуральске создан и успешно функционирует Совет старших председателей уличных комитетов данных территорий, который представляет интересы жителей во взаимоотношениях с органами местного самоуправления городского округа Первоуральск, органами государственной власти, организациями и учреждениями всех форм собственности. Поддержка населения сектора индивидуальной застройки способствует активизации граждан в общественной жизни города, проведении социокультурных мероприятий, мотивации создания благоустройства территорий, организованному решению проблем жилищно-коммунального и социального характера. В 2015 году на организацию работы с 85 уличными комитетами выделено 498,8 тыс. рублей. В 2016 году 526,2 тыс. рублей. С 2019 года границы деятельности уличных комитетов городского округа Первоуральск оптимизированы до 74 (постановление Главы городского округа Первоуральск N 40 от 24 мая 2019 года "Об утверждении Положения об уличных комитетах в городском округе Первоуральск"), на организацию их деятельности из местного бюджета выделено 571,14 тыс. рублей.
Одним из приоритетных направлений Российской Федерации является охрана здоровья граждан. Решение вопросов профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний находится в ведении государственных учреждений здравоохранения Свердловской области.
Вопросы первичной профилактики - задача органов местного самоуправления. Одним из важнейших методов первичной профилактики социально значимых заболеваний является квалифицированное информирование населения, как о самой болезни, так и о средствах ее профилактики. Наряду с профилактическими материалами, размещенными в средствах массовой информации, большую эффективность имеет реклама, а именно изготовление и распространение тематических информационных материалов (сюжетов, видео и аудио роликов и т.д.) по проблемам туберкулеза и ВИЧ-инфекции среди населения, что и планируется реализовать в рамках данной Программы. Оказание содействия медицинским учреждениям в организации проведения экспресс-тестирования среди населения.
В городском округе Первоуральск показатели по заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза улучшились по сравнению с показателями 2014 года, но эпидемическая ситуация остается напряженной. В 2015 году выявлено 182 случая туберкулеза (в 2014 году 200 случаев), что составило 112,6 случаев на 100,0 тысяч населения (2014 год 123,8). Туберкулез органов дыхания 180 человек (показатель 111,4) в 2014 году 193 человека (119,4), бациллярные формы 102 человека (показатель 63,12) в 2014 году 101 человек (62,51), внелегочный туберкулез 2 человека (показатель 1,24) в 2014 году 7 человек (4,33). Возрастная структура заболевших: взрослых 179 человек, детей 3 человека. Показатель смертности за 2015 год составил 16,0 на 100,0 тыс. населения (2014 год показатель 23,5).
На начало 2019 года в городском округе Первоуральск имеет место неблагоприятная тенденция к росту основных эпидемиологических показателей по сравнению с предыдущим отчетным годом (2017): заболеваемости (+24,8%), детской заболеваемости (+165%), распространенности (3,9%). Несмотря на небольшое снижение показателя смертности от туберкулеза (-5,4%), общая смертность от причин, связанных с туберкулезом так же возросла (+16,3%). Основные показатели по туберкулезу, за исключением детской заболеваемости (-5,9%), значительно превышают областные показатели.
Кроме двух основных причин, способствующих ухудшению эпидемиологической обстановки существует еще один существенный фактор - не работающий Противотуберкулезный диспансер на территории Первоуральска. Больные вынуждены ездить в Ревду, где организован полноценный амбулаторный прием фтизиатрических участков, развернут полноценный дневной стационар, а для пациентов, нуждающихся в круглосуточной госпитализации организована маршрутизация в другие филиалы ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер". Больные не могут в полной мере пользоваться предоставляемой им специализированной фтизиатрической помощью (нет денег на дорогу) или не желают (отказ от госпитализации в отдаленные от дома филиалы ПТД), что приводит к снижению эффективности лечения и ухудшению эпидемиологической обстановки на территории городского округа Первоуральск.
Так, эффективность лечения за 2018 год составила 50,0%, что на 3,1% ниже 2017 года. В то же время, эффективность лечения в годы, когда диспансер на территории был открыт, варьировалась от 63,2% до 71,4%.
Городской округ Первоуральск относится к территориям с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции 3,5%.
На 31 декабря 2015 года кумулятивно зарегистрировано 4360 ВИЧ-инфицированных. В 2015 году зарегистрировано 327 новых случаев (мужчин 167 чел. (50,1%), женщин 160 чел. (48,9%). Показатель выявляемости 9,4 ВИЧ-инфицированных лиц на 1000 обследованных. За все годы у ВИЧ-инфицированных женщин родилось 935 детей, в том числе в 2015 году 75 детей (у 52 подтвержден диагноз ВИЧ-инфекции).
По данным аналитической формы по обследованию (скринингу) населения на ВИЧ, за 2015 год по городскому округу Первоуральск было обследовано 34844 человека, что составило 21,5% от численности населения (индикаторный показатель 20% населения в год). Из 34844 обследованных человек: граждане РФ 34414 человек (98,8%) и иностранные граждане (граждане СНГ) 430 человек (1,2%).
Из 327 лиц, выявленных в 2015 году с вирусом иммунодефицита человека, в плановом порядке при донорстве крови выявлены 6 человек (1,8%), при добровольном обследовании 278 человек (85,0%), при эпидемиологическом расследовании 40 человек (12,2%), среди иностранных граждан 3 человека (0,9%). Среди расследованных случаев ВИЧ-инфекции, превалирует половая передача ВИЧ-инфекции, парентерально-наркотический путь и вертикальный пути заражения.
На начало 2019 года кумулятивно зарегистрировано 5254 ВИЧ-инфицированных граждан, в настоящее время с ВИЧ-инфекцией проживает 3749 человек, показатель пораженности составил 2541,4 на 100 тысяч (2,5%) населения, что превысило среднеобластной показатель в 1,5 раза.
В 2019 году было обследовано на ВИЧ-инфекцию 44317 человек, что составило 30,2% от проживающего населения городского округа Первоуральск, в том числе классическим методом в медицинских организациях обследовано 27881 пациента, методом экспресс-тестирования - 4270 человек (2,5% населения).
В эпидемический процесс вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Сохраняется рост новых случаев в старших возрастных группах; так, в структуре вновь выявленных случаев 2018 года возрастная группа 30 - 39 лет составила 120 человек 48,2% (в 2017 г. 44,3%), увеличилось число людей в возрастной группе старше 40 лет с 77 до 96 человек в 2018 году.
За все время регистрации ВИЧ-инфекции умерло по разным причинам 1503 пациента (28,46% от зарегистрированных), в том числе 26 человек за текущий период 2019 года. Из них от ВИЧ-инфекции в стадии СПИДа смерть наступила у 39%. Среди умерших более 98% (1430) находились в трудоспособном возрасте, умерло всего 1065 мужчин (72,1%) и 412 женщин (27,9%). Уровень летальности за последние 5 лет остается стабильным в пределах 4%, с тенденцией к снижению, летальность в 2016 г. составила 3,79%, в 2017 г. - 3,54%. Основной причиной смерти на стадии СПИДа является туберкулез.
С целью повышения эффективности лечения туберкулезом и улучшения эпидемиологической ситуации на территории городского округа Первоуральск будет способствовать оказание социальной поддержки больным туберкулезом, в виде обеспечения больных туберкулезом продуктовыми наборами, в виде возврата потраченных средств на проезд к месту лечения из г. Первоуральска до г. Ревда и обратно (до момента открытия филиала N 2 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Противотуберкулезный диспансер").
Активная информационно-пропагандистская работа способствует расширению охвата населения информацией о проблемах социально значимых заболеваний и способах их профилактики.
Одной из приоритетных задач для органов местного самоуправления в поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия территории является пропаганда здорового образа жизни, активизация населения на прохождение диспансеризации и вакцинации.
На сегодняшний день профилактические прививки для населения, регламентированные Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 125н от 21.03.2014 г. приобретаются за счет средств федерального и областного бюджетов. В связи с ограниченным финансированием часть вакцин население приобретает за собственные средства.
За 5 месяцев 2019 года зарегистрированы 270 отказов от проведения профилактических прививок, в том числе у детей - 254 (94%), одна из причин отсутствие бесплатных для населения вакцин.
Тем не менее, в 2018 году в городском округе Первоуральск зарегистрировано неблагополучие по заболеваемости гепатитами: острым гепатитом С составил 4,41 на 100 тыс. населения, с ростом в 7,13 раза к уровню 2017 года; хроническим вирусным гепатитом составил 87,59 на 100 тыс. населения, с ростом в 3,93 раза к уровню 2017 года; хроническим вирусным гепатитом В показатель составил 13,86 на 100 тыс. населения, с ростом в 4,48 раза к уровню 2017 года; хроническим вирусным гепатитом С составил 73,73 на 100 тыс. населения, с ростом в 3,97 раза к уровню 2017 года).
В качестве дополнительной меры социальной поддержки с целью повышения эффективности иммунизации населения и увеличения охвата профилактическими прививками будет способствовать оказание единовременной материальной помощи отдельным категориям граждан в виде возврата средств, затраченных на вакцинацию.
В целях обеспечения условий доступности объектов и услуг, установленных статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами Администрации городского округа Первоуральск определены требования к организациям независимо от организационно-правовой формы собственности, регулирующее вопросы предоставления услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения в соответствующих сферах деятельности.
В Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией, доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Устранение существующих барьеров для инвалидов и маломобильных групп населения во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной проблемой. Отсутствие условий доступности является главным препятствием для всесторонней интеграции инвалидов в общество и не позволяет людям, имеющим ограничения в здоровье, быть равноправными членами гражданского общества и в полном объеме реализовывать свои конституционные права.
Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 28.07.2015 года N 1614 утвержден план мероприятий ("Дорожная карта") на 2015 - 2020 годы. В целях оптимизации деятельности и межведомственного взаимодействия по вопросам реабилитации инвалидов с 2010 года функционирует Координационный совет по делам инвалидов при Администрации городского округа Первоуральск. В рамках действующего совета создана экспертная комиссия для выработки рекомендаций по созданию условий доступности информации и объектов социальной инфраструктуры для инвалидов. В период с 2010 по 2016 год экспертной комиссией проведено 267 обследований объектов социальной инфраструктуры. Всего за весь период обследовано 147 объектов. На основании постановления Администрации городского округа Первоуральск от 23.08.2016 года N 1835 утверждено Положение о Совете по вопросам инвалидов городского округа Первоуральск, на основании которого, выездные совещания совета по обследованию доступной среды объектов проводятся по обращениям граждан либо надзорных органов (по мере необходимости).
В данной муниципальной программе предусмотрены мероприятия, направленные на повышение эффективности социальной абилитации и обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения:
Приобретение специального оборудования для слепых и слабовидящих, позволит преодолеть информационную пропасть и получить равные возможности по доступу к информации и работе с ней.
Обустройство тротуаров, лестничных пролетов, подходов к пешеходным переходам, остановочных пунктов и других объектов устройствами, поможет маломобильным группам населения свободно передвигаться без посторонней помощи.
Проведение технических мероприятий по обеспечению доступности зданий и территорий в муниципальных учреждениях, в том числе входной группы и туалета в музыкальной школе обеспечит право каждого ребенка на занятия, свободный доступ в учреждения, как к необходимому условию разностороннего развития и способностей личности.
Создаются организационные условия, формируются заявки на обучение творчески одаренных детей-инвалидов, учащихся МБОУ ДО "ПДШИ", с использованием дистанционных образовательных технологий.
Текущее состояние социально-экономического развития отрасли характеризуется наличием следующих рисков и угроз:
1) увеличение нагрузки на социальную сферу вследствие старения населения, инвалидизации общества, усложнения социально-экономической ситуации в России;
2) пассивность и снижение ответственности у клиентов системы социальной защиты населения, потребительское отношение к государственной помощи;
3) высокий уровень социального сиротства вследствие ослабления роли семьи и утраты семейных ценностей.
Целевой метод реализации мероприятий данной программы позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных объектах и приоритетных направлениях дополнительных мер социальной поддержки населения городского округа Первоуральск.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках программы, выделены следующие риски ее реализации:
- финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий программы, в том числе публичных нормативных обязательств. Минимизация данных рисков предусматривается мероприятиями программы исходя из принципа адресности предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, с учетом нуждаемости; использования инновационных социальных технологий; перераспределения объемов финансирования мероприятий программы в зависимости от их исполнения.
- информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации программы. С целью управления информационными рисками в ходе реализации программы будет проводиться работа, направленная на:
1) использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации программы;
2) выявление и идентификацию потенциальных рисков путем мониторинга основных параметров реализации социальной политики;
3) мониторинг и оценку исполнения целевых показателей программы, выявление факторов риска, оценку их значимости.
Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в городском округе, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных и муниципальных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации городского округа Первоуральск Свердловской области от 18 января 2021 г. N 63 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.