Решение Волгоградского областного суда от 10 июля 2020 г. N 3а-334/2020
"О признании недействующим подпункта 8.5 пункта 8 приложения 1, утв. решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для размещения автомоек в размере 1,50"
г. Волгоград 10 июля 2020 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
при помощнике судьи Булдаковой С.В.,
с участием прокуроров Волгоградской областной
прокуратуры Брежневой Т.А.,
Бережнова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" о признании недействующим в части Приложения N 1, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2017 года N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов",
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "от 16 июля 2013 года N 79/2438"
установил:
решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2017 года N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" (далее - решение N 79/2438) утверждены значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кдп), применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, согласно приложению 1 (пункт 1).
Пунктом 8.5 приложения 2 для земельных участков, предоставленных для размещения автомоек, значение коэффициента Кдп в Ворошиловском районе г. Волгограда определено в размере 1,50.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пунктом 8.5 приложения 1"
Приложение N 1 оспариваемого решения действовало в период времени с 6 августа 2013 года по 22 апреля 2017 года (в редакции решений Волгоградской городской Думы от 2 июля 2014 года N 14/476, от 15 декабря 2015 года N 37/1155, от 23 декабря 2016 года N 52/1506) и утратило силу 22 апреля 2017 года на основании решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1623.
Оспариваемое решение N 79/2438 опубликовано в установленном порядке в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" 6 августа 2013 года N 82.
ООО "Аквалэнд" (далее также - Общество) обратилось в Волгоградский областной суд с требованием о признании недействующим пункта 8.5 приложения 1 к решению 79/2438 как несоответствующего нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу: Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
В обоснование требований истец указал, что административным ответчиком при принятии нормативного правового акта в оспариваемой части не приведено финансово-экономическое обоснование применения коэффициента 1,50.
Арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 34:34:050078:1, находящийся в аренде у истца в спорный период времени, рассчитывался по формуле, составной частью которого являлось значение спорного коэффициента 1,50, что повлекло для административного истца существенное увеличение арендной платы за земельный участок. Указанное, по мнению административного истца, подтверждает его право на оспаривание нормативного правового акта.
Представитель административного истца Голиков С.В. заявленное требование поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Волгоградской городской Думы Некипелова И.В. возражала по доводам административного иска, указывая, что нормативный акт принят в соответствии с полномочиями и с соблюдением установленной процедуры. Полагала, что принцип экономической обоснованности был соблюдён, поскольку размер арендной платы за земельный участок рассчитывался от его кадастровой стоимости, при установлении которой проводился многофакторный анализ доходности участка.
Представитель департамента муниципального имущества администрации Волгограда в суд не явился, направил по электронной почте возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование доводов указал, что в ходе проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов проводился многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков (в том числе ценообразующих факторов), влияющих на уровень доходности земельных участков.
Таким образом, установление ставок арендной платы в кратном отношении от экономической составляющей земельного участка (кадастровой стоимости) подразумевает соблюдение принципа экономической обоснованности.
Администрация городского округа город-герой Волгоград и Глава Волгограда, будучи извещёнными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, об отложении слушания дела не просили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как установлено судом, оспариваемое решение N 79/2438 принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции - Волгоградской городской Думой, подписано в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 29 Устава города - героя Волгограда главой Волгограда, официально опубликовано в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", и по основаниям нарушения процедуры принятия не оспаривается.
Приложение N 1 оспариваемого решения действовало в период времени с 6 августа 2013 года по 22 апреля 2017 года, и было исключено 22 апреля 2017 года на основании решения Волгоградской городской Думы от 19 апреля 2017 года N 56/1623.
В соответствии с частью 2 статьи 194 и пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В данном случае из материалов дела усматривается, что оспариваемое в части приложение 1 к решению 79/2438 было применено в отношении ООО "Аквалэнд" и не перестало затрагивать права административного истца.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п "Об утверждении Порядка расчёта арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов".
В соответствии с пунктом 1.6 поименованного выше постановления (в редакции на 28 декабря 2015 года) размер арендной платы за пользование земельными участками в случаях, не указанных в пункте 1.5 настоящего Порядка, рассчитывается в соответствии с разделами 2, 3 настоящего Порядка с учётом коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов, устанавливаемого нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа или городского поселения Волгоградской области по согласованию с комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области по форме согласно приложению 2 и не может быть ниже 1.
Пунктом 8.5 приложения 1 к решению N 79/2438 значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Волгограда (Кдп) в разрезе Ворошиловского района г. Волгограда определено в размере 1,50 для земельных участков, предоставленных для размещения автомоек.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что административный истец ООО "Акваленд" в период с 2003 года по 28 апреля 2019 года являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:34:050078:1, находящегося в муниципальной собственности. В настоящее время в Арбитражном суде находится на рассмотрении дело по иску администрации Волгограда о взыскании с ООО "Акваленд" арендной платы за указанный земельный участок, за период времени с 1 ноября 2016 года по 31 октября 2017 года (дело N А12-9253/2018 (т. 1 л.д. 20), рассчитанной по формуле исходя из оспариваемого коэффициента (Кдп).
При таких данных суд приходит к выводу о наличии у административного истца права на оспаривание решения N 79/2438.
Давая правовую оценку нормативному содержанию пункта 8.5 приложения 1 к решению 79/2438, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу - статье 39.7 Земельного кодекса РФ и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В связи с тем, что арендуемый Обществом земельный участок находился в муниципальной собственности, то расчёт арендной платы должен быть произведён исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учётом категории земель, к которой отнесён земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Однако ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами в материалы дела не представлено экономическое обоснование размера коэффициента Кдп - 1,50, определённое исходя из доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок и его разрешённого использования.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о соблюдении принципа экономической обоснованности со ссылкой на то, что размер арендной платы рассчитывался от кадастровой стоимости земельного участка, при установлении которой проводится многофакторный анализ доходности земельного участка, подлежит отклонению, поскольку значение кадастровой стоимости земельного участка согласно формуле, содержащейся в пункте 2.1.1 постановления администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года N 469-п, является составляющей расчёта величины арендной ставки, которое впоследствии умножается на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населённых пунктов (Кпд), значение которого в оспариваемом нормативном правовом акте установлено без проведения соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также в отсутствии документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельного участка.
Таким образом, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в производстве Арбитражного суда находится на рассмотрении дело по иску администрации Волгограда о взыскании с ООО "Аквалэнд" арендной платы за спорный земельный участок, за период времени с 1 ноября 2016 года по 31 октября 2017 года, что следует из определения суда от 20 июня 2020 года (т. 1 л.д. 20), суд полагает необходимым признать оспариваемую норму недействующей с 1 ноября 2016 года по 22 апреля 2017 года - дата исключения приложения 1 из решения N 79/2438.
Поскольку истец не представил доказательства применения к нему оспариваемого акта с 16 июля 2013 года, в удовлетворении требований о признании оспариваемого в части нормативного правового акта с указанной даты не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" удовлетворить.
Признать недействующим в период с 1 ноября 2016 года по 22 апреля 2017 год решение Волгоградской городской Думы от 16 июля 2017 года N 79/2438 "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов" в части установления в приложении N 1 пунктом 8.5 значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для размещения автомоек в размере 1,50.
В остальной части в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Аквалэнд" отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград".
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ Жданова С.В.
решение в окончательной форме принято 14 июля 2020 года
Судья /подпись/ Жданова С.В.
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда |
Жданова С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 10 июля 2020 г. N 3а-334/2020 "О признании недействующим подпункта 8.5 пункта 8 приложения 1, утв. решением Волгоградской городской Думы от 16.07.2013 N 79/2438 "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городском округе город-герой Волгоград", в части установления значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельных участках, предоставленных для размещения автомоек в размере 1,50"
Текст решения опубликован на официальном сайте Волгоградского областного суда (https://oblsud.vol.sudrf.ru)