Automobile roads of general use. Oil road viscous bitumen. Rules for the selection of brands depending on the projected traffic loads and climatic conditions of operation based on additional indicators
ОКС 93.080.20
Дата введения - 1 мая 2020 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2020 г. N 135-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы (далее - битумы), предназначенные для использования в качестве вяжущего материала при строительстве, реконструкции, ремонте покрытий и оснований автомобильных дорог, и устанавливает правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей.
Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ 33133.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33137-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром
ГОСТ 33138 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растяжимости
ГОСТ 33140 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)
ГОСТ Р 58400.3-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки
ГОСТ Р 58406.2 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Специализированная система проектирования "ЕВРОАСФАЛЬТ". Технические условия
ГОСТ Р 58407.6 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Методы отбора проб
ГОСТ Р 58911 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение проб
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33133, ГОСТ Р 58406.2, ГОСТ Р 58407.6, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 легкие условия движения (Л): Условия движения до 0,5 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.
Примечание - АК-11,5 - расчетная нормативная нагрузка по ГОСТ 32960.
3.2 нормальные условия движения (Н): Условия движения от 0,5 до 1,8 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.
3.3 тяжелые условия движения (Т): Условия движения более 1,8 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.
4 Технические требования с учетом дополнительных показателей
Битумы должны соответствовать требованиям ГОСТ 33133 по основным физико-химическим показателям, а по дополнительным показателям - требованиям, указанным в таблице 1. Дополнительные показатели таблицы 1 производитель определяет при запросе покупателя (заказчика).
Отбор проб осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 58407.6.
Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение данных проб осуществляются в соответствии с ГОСТ Р 58911.
Таблица 1 - Требования к дополнительным показателям
Наименование показателя |
Значения показателей для марок |
Метод испытаний |
|||||
БНД 130/200 |
БНД 100/130 |
БНД 70/100 |
БНД 50/70 |
БНД 35/50 |
БНД 20/35 |
||
Исходный битум | |||||||
Динамическая вязкость при температуре 60 °С при скорости сдвига 1,5 с-1, , не менее |
50 |
70 |
100 |
190 |
Не нормируется |
По ГОСТ 33137-2014 (по условию 1) |
|
Растяжимость при температуре 0 °С и скорости растяжения 1 см/мин, см, не менее |
Не нормируется, определение обязательно |
Не нормируется |
По ГОСТ 33138 |
||||
Максимальное усилие при растяжении при температуре 0 °С и скорости растяжения 1 см/мин, Н, не более |
Не нормируется, определение обязательно |
Не нормируется |
По ГОСТ 33138 |
||||
Состаренный битум по ГОСТ 33140 (метод RTFOT) | |||||||
Динамическая вязкость при температуре 60 °С и скорости сдвига 1,5 с-1 после старения, , не менее |
110 |
150 |
220 |
430 |
Не нормируется |
По ГОСТ 33140, ГОСТ 33137-2014 (по условию 1) |
|
Коэффициент изменения динамической вязкости после старения (), не более |
3,5 |
Не нормируется |
5 Правила выбора марок битума в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации
Выбор рекомендуемых к применению марок битумов осуществляется с учетом прогнозируемых климатических условий эксплуатации и прогнозируемых транспортных нагрузок (условий движения).
Климатические условия эксплуатации определяются максимальной и минимальной расчетными температурами конструктивных слоев дорожных одежд по приложению А ГОСТ Р 58400.3-2019. Условия движения определяются по ГОСТ Р 58406.2.
Для применения в конструктивном слое дорожной одежды выбирается битум, максимальная расчетная температура эксплуатации которого не ниже максимальной расчетной температуры данного слоя, а минимальная расчетная температура эксплуатации не выше минимальной расчетной температуры данного слоя.
С учетом минимальных требований по дополнительным показателям в соответствии с таблицей 1 рекомендуемая к применению марка битума в зависимости от допустимой максимальной расчетной температуры конструктивного слоя дорожной одежды, а также условий движения, установлена в таблице 2.
Таблица 2
Марка битума |
БНД 130/200 |
БНД 100/130 |
БНД 70/100 |
БНД 50/70 |
||||||||
Условия движения |
Л |
Н |
Т |
Л |
Н |
Т |
Л |
Н |
Т |
Л |
Н |
Т |
Максимальная расчетная температура слоя, °С, не выше |
52 |
44 |
39 |
54 |
47 |
42 |
58 |
52 |
47 |
64 |
58 |
54 |
Фактическая максимальная допустимая расчетная температура эксплуатации битума определяется с учетом фактических значений динамической вязкости. Методика определения максимальной расчетной температуры эксплуатации битума в зависимости от фактических значений его динамической вязкости представлена в приложении Б.
Примечание - Заказчик вправе изменить область применения битумов с учетом имеющегося опыта их применения в конкретном регионе при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Примеры выбора марки битума представлены в приложении В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58829-2020 "Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2020 г. N 135-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 мая 2020 г.