Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Методика расчета оценки качества вождения
А.1 Базовые критерии ТС
Базовые критерии ТС устанавливают предприятия-изготовители или уполномоченные государственные организации.
Для оценки качества вождения используют дифференциальный, комплексный и смешанный методы.
А.2 Дифференциальный метод оценки качества вождения
Данный метод оценки состоит в сравнении единичных параметров качества вождения с соответствующими единичными базовыми параметрами. При этом для каждого из параметров рассчитываются относительные показатели качества:
(А.1)
или
,
(А.2)
где - значение i-го параметра качества оцениваемой вождения;
- значение i-го параметра качества базового образца.
Формула (А.1) используется, когда увеличение абсолютного значения параметра качества соответствует улучшению качества вождения (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).
Формула (А.2) используется тогда, когда улучшению качества вождения соответствует уменьшение абсолютного значения параметра качества (например, расход топлива, износ элементов и устройств, содержание вредных примесей, затраты на обслуживание и др.).
Если оцениваемая поездка имеет все относительные показатели качества Ki 1, то ее уровень качества выше или равен базовому; если все Ki < 1, то уровень качества ниже.
Возможны случаи, когда часть значений Ki 1, а часть Ki < 1. При этом необходимо все показатели разделить на две группы. В первую группу должны войти показатели, отражающие наиболее существенные критерии, во вторую - второстепенные показатели.
Если относительные показатели первой группы и большая часть относительных показателей второй группы больше или равны единице, то уровень качества вождения считается не ниже базового.
Если для первой группы часть значений Ki < 1, а часть значений Ki > 1, то необходимо провести комплексную оценку уровня качества.
Ограничение для применения дифференциального метода оценки уровня качества состоит в трудности принятия решения по значениям многих единичных показателей качества.
А.3 Комплексный метод оценки уровня качества вождения
Предусматривает использование комплексного (обобщенного) параметра качества. При этом методе уровень качества вычисляют по формуле
,
(А.3)
где - обобщенный параметр качества вождения;
- обобщенный показатель качества базового образца.
А.3.1 В случае, когда можно выделить главный показатель, характеризующий основное условие безопасного вождения и установить функциональную зависимость этого главного параметра от остальных единичных показателей:
,
(А.4)
где n - число единичных показателей;
- i-й единичный показатель;
- коэффициент при i-м единичном показателе.
Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в том числе и экспертным.
Главным показателем может быть, например, внимание водителя, ускорение, маневрирование и др.
В качестве обобщенного может использоваться интегральный показатель качества, показывающий степень агрессивности вождения при эксплуатации ТС, приходящуюся на каждый километр пройденного пути.
А.3.2 В случаях, когда невозможно построить функциональную зависимость, исходя из основного критерия, применяют взвешенные среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель вычисляют по формуле:
,
(А.5)
где - коэффициент весомости i-го параметра.
При этом должно соблюдаться условие:
.
(А.6)
Коэффициенты весомости mi устанавливают уполномоченные организации на определенный период времени экспертным методом путем опроса определенного числа экспертов, которые, исходя из условий эксплуатации ТС, назначают баллы значимости каждого параметра Рi. На основании балльной оценки значимости параметров определяются коэффициенты mi.
В этих случаях оценку уровня качества проводят смешанным методом, использующим единичные и комплексные показатели качества. При этом методе единичные показатели качества объединяют в группы (например, показатели назначения, навигационные, мониторинговые, внешние, персональные) и для каждой группы определяют комплексный показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели, не объединяют в группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества вождения дифференциальным методом.
А.4 Способы получения информации
А.4.1 Измерительный способ основан на информации, получаемой с обязательным использованием технических измерительных средств, предусмотренных конструкцией ТС, или дополнительных.
А.4.2 При регистрационном способе используется информация, получаемая путем подсчета (регистрации) числа определенных событий.
А.4.3 Расчетный способ - основан на использовании теоретических или эмпирических зависимостей показателей качества вождения от параметров ТС. Применяется в основном при проектировании.
А.4.4 Способы по А.4.1 - А.4.3 применяются совместно на различных стадиях жизненного цикла ТС.
А.5 Источники информации
А.5.1 При традиционном источнике информации показатели качества определяются должностными лицами специализированных экспертных лабораторий, полигонов, стендов, конструкторских отделов, вычислительных центров, служб надежности. Информация о параметрах формируется в процессе испытаний, условия проведения которых должны быть приближены к нормальным или форсированным эксплуатационным.
А.5.2 Экспертный источник информации - определение значений показателей качества осуществляется на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. Этим методом пользуются в тех случаях, когда показатели качества вождения не могут быть определены более объективными способами.
А.5.3 Социологический источник информации основан на сборе и анализе информации о мнении фактических или возможных участников дорожного движения.
<< Назад |
||
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58782-2019 "Параметры и критерии оценки качества вождения с целью оценки безопасности использования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.