Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1 изменен с 23 июля 2021 г. - Приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 23 июля 2021 г. N 20
Раздел 1. Характеристика цели ВЦП и направления работ по её достижению
Обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и защиты от безработицы в ходе реализации ВЦП позволяет оказывать более 165 тыс. государственных услуг при обращении ежегодно в службу занятости порядка 26 тыс. человек. При содействии органов службы занятости трудоустраиваются более 18 тыс. человек, как на постоянные, так и на временные рабочие места, организованные в рамках реализации активных мероприятий по содействию занятости населения.
За 2020 год в органы службы занятости обратились 55,2 тыс. человек, что в два раза больше, чем за 2019 год. Численность зарегистрированных безработных граждан увеличилась на 25,8 тыс. человек и на 1 января 2021 года составляла 31,9 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы вырос с 1,12% до 5,89% численности рабочей силы. Максимальная численность безработных граждан наблюдалась в ноябре (на 30.11.2020 - 32,4 тыс. человек).
Максимальная численность безработных граждан, получающих пособие, пришлась на 01.10.2020 - 26,5 тыс. человек (89,9% от численности безработных граждан - 30,2 тыс. человек). На 01.01.2021 численность получающих пособие по безработице составила 14,4 тыс. человек (45,1% от численности безработных граждан).
В 2020 году потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, составила 30 тыс. свободных рабочих мест, что на 46,2% меньше, чем в 2019 году (55,7 тыс. единиц). На конец года зафиксировано 10,6 тыс. вакантных рабочих мест, из них рабочих - 56,8%, служащих 43,2%.
Численность зарегистрированных безработных граждан на одну вакансию на конец 2020 года составляла 3,0 человека, что в 6 раз больше, чем на начало года (0,5 человек). В связи с приостановкой развития деятельности предприятий, организаций банк вакансий к концу 2020 года уменьшился.
Влияние распространения коронавируса на качество и доступность государственных услуг в области содействия занятости населения обоснованно снизило показатели реализации мероприятий программы в 2020 году, усилия органов службы занятости населения были направлены на социальную поддержку граждан, оказавшихся без работы.
Для оперативного контроля ситуации на рынке труда на базе портала "Работа в России" организован онлайн-мониторинг, в котором отражаются сведения о переводе сотрудников в режим гибкой занятости, а также о планах организации по высвобождению персонала. Сегодня в нем участвуют более 4 тысяч компаний, в которых заняты 283 тысячи работников, это 57% от общего числа всех занятых в экономике Томской области.
Ситуация в организациях области постепенно стабилизируется. На текущий момент на временную удаленную работу переведены 12 тыс. человек, это в 3 раза меньше относительно пикового периода на начало июня 2020 года, 4 тыс. человек трудятся в режиме неполного рабочего времени, что в 3,5 раза меньше, чем в пиковый период, в простое находятся 638 человек (в 10 раз меньше пикового периода), в отпусках без сохранения заработной платы - 577 человек (в 3 раза меньше пикового периода).
На рынке труда Томской области сохраняются структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, дифференциация уровня регистрируемой безработицы. Численность безработных граждан на локальных рынках труда зависит от нескольких факторов: уровня инвестирования в развитие территории и создание рабочих мест, структуры экономики муниципальных образований, разной системой расселения, территориальной удаленностью отдельных населенных пунктов.
Ситуация на регистрируемом рынке труда по районам Томской области подтверждает общую тенденцию напряженности в сельской местности и относительно стабильные показатели рынка труда городских территорий, для которых уровень общей безработицы в два раза меньше. Состав безработных граждан различается в городах и сельской местности. Для регистрируемой безработицы в городе Томске характерен высокий образовательный уровень: среди безработных граждан 40% - это люди с высшим образованием. В районах области, где зарегистрировано более 60% всех безработных граждан, более половины не имеют профессиональной подготовки. Это свидетельствует о существующей диспропорции спроса и предложения рабочей силы.
На рынок труда Томской области оказывают влияние следующие факторы:
1) объем валового регионального продукта и динамика основных индексов промышленного производства;
2) сохранение структурных диспропорций на локальных рынках труда;
3) сохранение дифференциации территорий области по уровню общей и регистрируемой безработицы;
4) низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных социально-демографических групп населения (молодежи без опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, пенсионеров и др.).
При содействии органов службы занятости населения реализация стандартных мероприятий активной политики занятости позволит:
трудоустраивать ежегодно не менее 20 тыс. граждан, ищущих работу;
направлять на обучение порядка 1,5 тысяч граждан по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;
не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы в 2021 году выше 2,8% в среднегодовом исчислении.
Достижение цели ВЦП основывается на расчете целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения. При этом едиными общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения являются:
обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения всех установленных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения;
обеспечение нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.
Исходя из необходимости достижения цели ВЦП, реализация мероприятий программы будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики.
2. Содействие развитию кадрового потенциала, интеграции в рынок труда отдельных категорий граждан с недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда.
3. Развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу.
В соответствии с законодательством о занятости населения в рамках данных направлений работ планируется осуществление полномочий в области содействия занятости населения областными государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Томской области. Иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Томской области, осуществляются в рамках ведомственной целевой программы "Регулирование рынка труда Томской области".
Департамент труда и занятости населения Томской области, руководствуясь пунктом 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Томской области от 14.10.2015 N 375а "Об утверждении порядка формирования государственного задания в отношении областных государственных учреждений и порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания областными государственными учреждениями", не доводит государственное задание до подведомственных казенных учреждений.
Таким образом, в настоящей программе аккумулированы государственные услуги, оказываемые областными государственными казенными учреждениями центрами занятости населения в качестве основных видов деятельности, а также содержание имущества подведомственных учреждений, иные мероприятия в рамках определенных законодательством полномочий органов службы занятости населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.