Рассмотрев проект Порядка проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов городского округа Лобня", принятого Советом депутатов в первом чтении, учитывая предложения и замечания рабочей группы, мнения депутатов,
Совет депутатов решил:
1. Принять Порядок проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов городского округа Лобня (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Лобня" и разместить на официальном сайте городского округа Лобня.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Лобня".
4. Контроль за исполнением настоящего решения и соблюдением принятого Порядка возложить на Гречишникова Н.Н. - Председателя Совета депутатов городского округа Лобня.
Председатель Совета депутатов |
Н.Н. Гречишников |
Глава городского округа Лобня |
Е.В. Смышляев |
27 января 2021 г.
Порядок
проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов городского округа Лобня
1. Настоящий Порядок проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов городского округа Лобня (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. N 694 "Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", Законом Московской области от 04.05.2012 г. N 46/2012-ОЗ "О правовом мониторинге в Московской области".
Порядок разработан в целях совершенствования нормативных правовых актов и обеспечения законности в правотворческой деятельности органов местного самоуправления городского округа Лобня.
В случае противоречия (коллизии) муниципального правового регулирования, установленного настоящим Порядком, к нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и к тем, которые вступили в силу после введения в действие настоящего Порядка, применяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
2. Мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Лобня предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую органами местного самоуправления городского округа Лобня в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа Лобня (далее - нормативные правовые акты) в целях:
1) их приведения в соответствие с вновь принятыми федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Московской области, муниципальными нормативными правовыми актами;
2) выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, Верховного Суда Российской Федерации;
3) совершенствования правового регулирования общественных отношений в установленной сфере деятельности в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период;
4) устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы, а также пробелов правового регулирования.
3. Исполнителями проведения мониторинга (далее - исполнители мониторинга) являются:
1) Совет депутатов городского округа Лобня - в отношении нормативных правовых актов Совета депутатов городского округа Лобня;
2) Администрация городского округа Лобня - в отношении нормативных правовых актов Администрации городского округа Лобня, Главы городского округа Лобня.
4. Основными задачами мониторинга нормативных правовых актов являются:
1) выявление нормативных правовых актов, требующих приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, правилами юридической техники, а также устранение выявленных в них внутренних противоречий;
2) выявление общественных отношений, правовое регулирование которых относится к компетенции органов местного самоуправления городского округа Лобня, требующих урегулирования нормативными правовыми актами и устранения пробелов, коллизий, противоречий правового регулирования в нормативных правовых актах;
3) обеспечение реализации нормативных правовых актов, выявление невостребованных или не применимых на практике положении нормативных правовых актов;
4) изучение мнения органов местного самоуправления, граждан, юридических лиц по вопросам актуальности, реализации и применения правовых актов;
5) выявление потребностей в принятии, изменении или признании утратившими силу нормативных правовых актов;
6) выявление коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их последующее устранение;
7) повышение эффективности правоприменения нормативных правовых актов;
8) сокращение сроков разработки и принятия нормативных правовых актов в развитии федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области, иных нормативных правовых актов Московской области;
9) выявление нормативных правовых актов, фактически утративших силу (устаревших и недействующих нормативных правовых актов), и последующее признание их утратившими силу в установленном порядке.
5. Мониторинг подразделяется на текущий и плановый:
1) текущий - мониторинг нормативных правовых актов Московской области, непрерывно проводимый исполнителем мониторинга по вопросам, относящимся к его ведению; проводится в случае внесения изменений в федеральное законодательство и законодательство Московской области, влекущих изменения нормативных правовых актов городского округа Лобня, проводится в срок не более шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона или закона Московской области.
2) Плановый - мониторинг правоприменительной практики, проводимый исполнителем мониторинга в отношении конкретного объекта мониторинга в соответствии с планом работы на соответствующий год.
6. Основаниями проведения мониторинга являются:
1) внесение изменений в федеральное законодательство и законодательство Московской области;
2) анализ применения нормативных правовых актов в определенной сфере;
3) получение информации от прокуратуры в порядке статьи 9 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
4) обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, депутатов Совета депутатов городского округа Лобня, в которых указывается на несовершенство муниципальной нормативной базы.
7. Если основаниями к проведению мониторинга являлись обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, депутатов Совета депутатов городского округа Лобня, а также информация прокуратуры в порядке статьи 9 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", мониторинг осуществляется в течение 30 дней со дня их поступления. О результатах проведения мониторинга в указанных случая сообщается обратившемуся лицу.
8. При проведении мониторинга осуществляются анализ, обобщение и оценка практики применения нормативных правовых актов, издающихся в соответствии с действующим законодательством:
а) Конституции Российской Федерации;
б) федеральных конституционных законов;
в) федеральных законов;
г) законов Российской Федерации, основ законодательства Российской Федерации;
д) указов Президента Российской Федерации;
е) постановлений Правительства Российской Федерации;
ж) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, издающих в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные правовые акты;
з) законов и иных нормативных правовых актов Московской области;
и) нормативных правовых актов.
9. Правовой мониторинг осуществляется путем:
1) проведения экспертизы нормативных правовых актов;
2) аналитического обобщения данных правоприменительной и судебной практики о действии нормативных правовых актов;
3) проведения опросов общественного мнения по поводу содержания и действия нормативных правовых актов;
4) аналитического обобщения обращений граждан и их объединений в органы местного самоуправления городского округа Лобня, по вопросам, затрагивающим действие нормативных правовых актов;
5) обмена между органами местного самоуправления информацией (сведениями) о действии нормативных правовых актов;
6) анализа и ведения учета судебных актов по делам об оспаривании нормативных правовых актов;
7) использования иных способов, не противоречащих федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Московской области, муниципальным нормативным правовым актами.
10. При проведении мониторинга анализируется, обобщается и оценивается практика применения нормативного правового акта по следующим показателям (критериям):
1) использование положений нормативных правовых актов в качестве оснований совершения юридически значимых действий;
2) использование положений нормативных правовых актов для обеспечения участия граждан и институтов гражданского общества в обсуждении проектов актов;
3) несоблюдение пределов компетенции органов местного самоуправления городского округа Лобня при издании нормативного правового акта;
4) наличие (отсутствие) в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов;
5) коллизия норм права;
6) искажение смысла положений закона на подзаконном уровне регулирования;
7) ошибки юридико-технического характера;
8) количество и содержание удовлетворенных обращении (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта;
9) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
10) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
11) наличие нормативных правовых актов, необходимость принятия которых предусмотрена актами большей юридической силы;
12) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;
13) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом, и основания их принятия.
11. Органы местного самоуправления городского округа Лобня анализируют предложения, поступившие от субъектов инициативы, формируют проект плана мониторинга нормативных правовых актов и представляют его в форме проекта на рассмотрение и утверждение.
План мониторинга нормативных правовых актов утверждается ежегодно до 31 декабря года, предшествующего году проведения мониторинга.
12. Проведение мониторинга нормативного правового акта осуществляется ответственным исполнителем в срок, установленный планом мониторинга нормативных правовых актов.
Ответственными исполнителями мониторинга нормативных правовых актов являются депутаты, отраслевые (функциональные) органы и иные структурные подразделения органов местного самоуправления городского округа Лобня, в чьей сфере деятельности находится сфера регулирования нормативного правового акта.
13. По итогам проведенного мониторинга нормативного правового акта ответственный исполнитель в течение месяца после истечения срока, установленного планом мониторинга нормативных правовых актов, осуществляет подготовку и внесение в установленном порядке в Совет депутатов или Администрацию городского округа Лобня проекта нормативного правового акта о принятии нормативного акта, внесении изменений в нормативный правовой акт, либо о признании утратившим силу нормативного акта или его отдельных положений.
14. В случае соответствия нормативного правового акта законодательству Российской Федерации и законодательству Московской области муниципальным нормативным правовым актам, ответственный исполнитель направляет соответствующее заключение о результатах его мониторинга в органы местного самоуправления городского округа Лобня.
Информация о результатах мониторинга нормативного правового акта направляется в месячный срок после истечения срока мониторинга нормативного акта.
15. Органы местного самоуправления городского округа Лобня по итогам календарного года осуществляют анализ реализации плана мониторинга нормативных правовых актов и при необходимости принимают решения о:
1) принятии, изменении или признании утратившим силу (отмены) нормативных правовых актов;
2) мерах по совершенствованию нормативных правовых актов.
16. По результатам проведения мониторинга исполнителем мониторинга могут разрабатываться проекты нормативных правовых актов.
17. В случае выявления в процессе проведения мониторинга необходимости совершенствования федеральных законов и законов Московской области Совет депутатов и Администрация городского округа Лобня вправе направить соответствующие предложения в органы государственной власти Московской области и органы Прокуратуры Московской области.
18. Результаты мониторинга учитываются органами местного самоуправления городского округа Лобня при планировании нормотворческой деятельности, разработке проектов нормативных правовых актов.
Председатель Совета депутатов |
Н.Н. Гречишников |
Глава городского округа Лобня |
Е.В. Смышляев |
27 января 2021 г.
Принят Решением
от 26.01.2021 г. N 10/66
Совета депутатов
городского округа Лобня
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов городского округа Лобня Московской области от 26 января 2021 г. N 10/66 "О порядке проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов городского округа Лобня"
Вступает в силу с 29 января 2021 г.
Текст решения опубликован в газете "Лобня" от 29 января 2021 г., N 4-2 (спецвыпуск)