Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
Департамента финансов
Ивановской области
от 28.12.2020 N 369
Методические рекомендации
по соблюдению в департаменте финансов Ивановской области требований антимонопольного законодательства
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях обеспечения соблюдения сотрудниками Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент) требований антимонопольного законодательства.
2. Отношения, связанные с соблюдением в Департаменте антимонопольных требований, регулируются следующими правовыми актами:
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
Распоряжение Департамента от 11.02.2019 N 27 "Об утверждении Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Департаменте финансов Ивановской области";
Распоряжение Департамента от 11.03.2019 N 43 "Об определении Порядка функционирования уполномоченного на организацию антимонопольного комплаенса подразделения Департамента финансов Ивановской области, а также форм и способов его взаимодействия со структурными подразделениями Департамента финансов Ивановской области в целях реализации антимонопольного комплаенса";
Распоряжение Департамента от 31.12.2019 N 259 "Об установлении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте финансов Ивановской области".
3. Главой 3 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов; Центрального банка Российской Федерации (определение Верховного Суда РФ от 20.10.2020 N 309-ЭС20-15334 по делу N А47-10711/2018, определение Верховного Суда РФ от 27.03.2018 N 309-КГ18-1708 по делу N А47-279/2017).
К ним относятся:
3.1. Введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
3.2. Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
3.3. Установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
3.4. Дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.
3.5. Установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
3.6. Предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
3.7. Предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
3.8. Создание дискриминационных условий.
3.9. Установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.
3.10. Дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.11. Непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
3.12. Запрет на наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3.13. Запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
3.14. Запрет на заключение соглашений между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к:
- повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
4. Главой 4 Федерального закона N 135-ФЗ установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, особенности заключения договоров с финансовыми организациями, порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
К ним относится запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
4.1. Координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
4.2. Создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
4.3. Нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
4.4. Участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
4.5. Не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
4.6. Ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
5. Исходя из установленных Федеральным законом запретов и требований всем сотрудникам Департамента в своей деятельности рекомендуется избегать любых нарушений требований антимонопольного законодательства, например:
5.1. Нарушение антимонопольного законодательства при проведении закупок.
Возможные ситуации:
5.1.1. Принятие решения о способе осуществления закупок.
Рекомендуется не допускать совершения следующих нарушений антимонопольного законодательства.
Нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в результате неправомерного заключения контракта с единственным поставщиком, минуя конкурентные процедуры.
Способы определения поставщиков закреплены в статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:
а) конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс).
Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (часть 3 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ);
б) аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион).
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (часть 4 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ);
в) запрос котировок.
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 72 Федерального закона N 44-ФЗ);
г) запрос предложений.
Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (часть 1 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика может осуществляться исключительно в случаях, установленных статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Статьей 7.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за соответствующие нарушения:
а) принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей (постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2019 N 73-АД19-2);
б) принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей;
в) принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 7.29 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Судебная практика:
Определение Верховного суда РФ от 20.10.2020 N 309-ЭС20-15334;
Определение Верховного суда РФ от 07.10.2019 N 73-АД19-2;
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.11.2016 по делу N А43-33903/2015.
5.1.2. Подготовка и утверждение документации о проведении закупок.
Рекомендуется не допускать совершения следующих нарушений антимонопольного законодательства.
Нарушение пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ в результате создания участнику торгов, нескольким участникам торгов преимущественных условий, незаконного ограничения доступа к участию в торгах.
При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Запрещены, в частности, следующие действия:
а) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации;
б) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
В соответствии с ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Судебная практика:
Постановление Верховного Суда РФ от 24.11.2020 N 2-АД20-3;
Постановление Верховного Суда РФ от 16.12.2019 N 7-АД19-7.
5.1.3. Исполнение контракта.
Рекомендуется не допускать совершения следующих нарушений антимонопольного законодательства.
Нарушение статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в создании преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту либо ограничении доступа на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам в результате неправомерного изменения условий контракта, ненадлежащего исполнения либо неисполнения контракта.
Исполнение контракта осуществляется в соответствии со статьей 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ, действия, предусмотренные ч. 4 настоящей статьи, если такие действия повлекли дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
В соответствии с ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ, нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности:
- влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ, несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ, несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судебная практика:
Постановление Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 36-АД19-4;
Определение Верховного Суда РФ от 16.10.2020 N 308-ЭС20-15391 по делу N А61-5797/2019.
5.2. Нарушение антимонопольного законодательства при разработке и согласовании проектов правовых актов.
Возможные ситуации:
5.2.1. Подготовка в установленном порядке заключений на проекты государственных программ Ивановской области, а также на проекты нормативных правовых актов Ивановской области.
5.2.2. Участие в установленном порядке в разработке проектов законов Ивановской области, проектов правовых актов исполнительных органов государственной власти Ивановской области, разработка правовых актов Ивановской области по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.
Рекомендуется не допускать совершения следующих нарушений антимонопольного законодательства.
Нарушение требований статьи 15 Закона N 135-ФЗ путем включения в государственные программы Ивановской области, законы Ивановской области, правовые акты исполнительных органов государственной власти Ивановской области, правовые акты Ивановской области положений, влекущих ограничение конкуренции, либо способствующих ограничению конкуренции.
Установленный статьей 15 Закона N 135-ФЗ запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, адресован органам исполнительной власти, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Объектом контроля со стороны антимонопольных органов являются акты, принимаемые указанными субъектами, то есть официальные документы, имеющие юридическую силу и подразделяемые:
а) на нормативные правовые акты, то есть письменные официальные документы, принятые (изданные) в определенной форме государственным органом в пределах его компетенции и направленные на установление, изменение или отмену правовых норм;
б) акты применения права (решения в широком смысле слова), то есть акты органов государственной власти, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
5.3. Нарушение антимонопольного законодательства при предоставлении государственных гарантий.
Возможная ситуация:
предоставление государственной гарантии Ивановской области без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.
При предоставлении государственной гарантии рекомендуется руководствоваться Методическими рекомендациями по антимонопольному контролю за предоставлением государственных или муниципальных преференций, утвержденными письмом ФАС России от 05.07.2013 N АК/26062/13.
Рекомендуется не допускать совершения следующих нарушений антимонопольного законодательства.
Нарушение требований части 3 статьи 19 Закона N 135-ФЗ.
Предоставление государственной гарантии по общему правилу осуществляется после ее согласования в письменной форме с антимонопольным органом, что прямо предусмотрено статьями 19 - 21 Закона о защите конкуренции.
Государственные гарантии предоставляются исключительно в целях: развития образования и науки;
проведения научных исследований;
защиты окружающей среды;
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
развития физической культуры и спорта;
обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
производства сельскохозяйственной продукции;
социальной защиты населения;
охраны труда;
охраны здоровья граждан;
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
иных целях, определяемых федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Нарушение порядка предоставления государственной гарантии влечет последствия, установленные ст. 21 Закона о защите конкуренции, в т.ч. возврат имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная гарантия была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав.
Согласие антимонопольного органа не требуется в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Судебная практика:
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2011 по делу N А43-2709/2010;
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.04.2016 N Ф07-1053/2016.
5.4. Интервью.
Возможная ситуация:
публичные заявления должностных лиц Департамента финансов о планируемых действиях, если такие действия могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Данные действия влекут выдачу предостережения в письменной форме антимонопольного органа о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
В качестве основания для направления предостережения должностному лицу выступает информация о планируемых таким должностным лицом действиях (бездействии), способных привести к нарушению антимонопольного законодательства (любого из запретов, предусмотренных Федеральным законом 135-ФЗ), если при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На практике в качестве публичного заявления рассматриваются заявления, сделанные публично, например, на конференции или в рамках интервью, опубликованных в печатных и электронных средствах массовой информации, на сайтах в сети Интернет, в радио- и телевизионных передачах.
5.5. Злоупотребление должностными полномочиями.
Влечет уголовную ответственность в соответствии со статьей 285 УК РФ.
Злоупотребление должностными полномочиями характеризуется следующими признаками:
корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.);
иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.
Должностное лицо, совершившее умышленное преступление, предусмотренное статьей 285 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, рассматриваются как подстрекательство к совершению преступления или организация этого преступления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.