Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 78158-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона подготовлен в соответствий со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", согласно которой общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 года N 51-3 "О создании должностей мировых судей и судебных участков в Республике Марий Эл" были введены в республике 34 должности мировых судей и образовано соответствующее им количество судебных участков.
Проведенный анализ функционирования института мировых судей в Республике Марий Эл за 2001-2004 годы свидетельствует о систематическом увеличении нагрузки на мировых судей.
Так, если в 2001 году мировыми судьями Республики Марий Эл было рассмотрено всего 95 уголовных и 2884 гражданских дела, то в 2002 году - 934 уголовных, 10949 гражданских, 2594 административных дела, в 2003 году рассмотрено 1559 уголовных, 13211 гражданских и 7972 административных дела. Таким образом, в 2003 году общее количество рассмотренных мировыми судьями дел увеличилось но сравнению с 2001 годом в 7,7 раза, по сравнению с 2002 годом - в 1,6 раза, и ежемесячная средняя служебная нагрузка на одного мирового судью составляла в 2003 году 78 дел.
При этом следует отметить, что на некоторых судебных участках нагрузка на одного мирового судью значительно выше как среднереспубликанской, так и средней служебной нагрузки мировых судей в целом по России и составляет 150 и выше дел.
Так, в соответствии со статистическими данными в 2003 году средняя служебная нагрузка мировых судей по России составила 5,0 уголовных дел, 50,1 гражданских дела, 47,3 административных дела и иных материалов. В то же время в Республике Марий Эл на участке N 1 г. Козьмодемьянска, где предполагается увеличить количество судебных участков и число мировых судей, ежемесячная нагрузка мирового судьи в 2003 году составила 8,5 уголовных дела, 83,9 гражданских дела, 54,3 административных дела и иных материалов. В первом полугодии 2004 года на этом участке нагрузка на мирового судью составила 7,2 уголовных дела в месяц, 86,1 гражданских дела, 43,8 административных дела. В Горномарийском районе образовано два судебных участка. На участке N 1 этого района нагрузка на мирового судью составляет в текущем году 7,2 уголовных дела, 86,1 гражданских дела и 43,8 административных дела. На участке N 2 - 7,6 уголовных дела, 150,3 гражданских дела, 40,6 административных дела и иных материалов. Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что на указанных судебных участках нагрузка мировых судей в несколько раз превышает среднюю нагрузку по России. Аналогичным образом обстоят дела на участках N 1, N 5, N 11 г. Йошкар-Олы (приложение 2, 3).
Значительно увеличилась нагрузка на мировых судей после вступления в силу с 1 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми к подсудности мировых судей было дополнительно отнесено 25 составов уголовных преступлений и 196 составов административных правонарушений. С 1 февраля 2003 года в связи с вступлением в силу Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации увеличилось количество гражданских дел, отнесенных к подсудности мировых судей.
В 2004 году нагрузка на мировых судей вновь возросла, поскольку Федеральными законами от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации" вновь расширена подсудность уголовных и административных дел мировым судьям. По статистическим данным за 6 месяцев 2004 года на некоторых судебных участках республики служебная нагрузка мировых судей составляет 140-200 дел, то есть ежедневно судья должен рассмотреть не менее четырех и даже на отдельных судебных участках - десяти дел (приложение 3).
При такой нагрузке у мирового судьи не остается времени ни на подготовку дела, ни на контроль за исполнением решения. В результате этого ухудшается качество рассмотрения дел, нарушаются сроки их рассмотрения, несвоевременно исполняются решения и ограничивается доступ граждан к правосудию, тем самым нарушается конституционное право на судебную защиту.
Учитывая вышеизложенное, в Республике Марий Эл необходимо увеличить число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков с 34 до 40, то есть на 6 единиц.
Данное предложение согласуется с требованиями пункта 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", в соответствии с которой судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Население Республики Марий Эл по итогам Всероссийской переписи населения 2002 года составляет 728 тысяч человек. Как указано выше, в Республике Марий Эл были введены 34 должности мировых судей, и образовано соответствующее им количество судебных участков, то есть в среднем один судебный участок создан из расчета 21 410 населения. Однако фактически распределение судебных участков относительно численности населения неравномерное. Это связано с определенной спецификой распределения численности населения на территории республики.
Так, в соответствии со статистическими данными 2 административно-территориальных образования имеют численность населения меньше 15 тысяч человек: Килемарский район - 14,1 тыс. человек, Юринский район - 11,5 тыс. человек. Четыре административно-территориальных образования имеют численность населения чуть более 15 тысяч человек: Куженерский район - 16,2 тыс. человек, Новоторьяльский район - 18,5 тыс. человек, Оршанский район - 15,8 тыс. человек, Параньгинский район - 17,8 тыс. человек. Вместе с тем в этих административно-территориальных образованиях в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" создано по одному судебному участку.
Кроме того, 2 административно-территориальных образования имеют численность населения от 31 тысячи до 35 тысяч человек: Моркинский район - 35,4 тыс. человек, Советский район - 31,4 тыс. человек. То есть в этих районах население немного превышает 30 тыс. человек, однако в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в них созданы по два судебных участка (приложение 1).
На десять указанных судебных участков приходится всего 160,7 тысячи населения. Хотя нагрузка на мировых судей на этих участках незначительна, упразднить их и за счет этого увеличить число мировых судей в иных административно-территориальных образованиях, где нагрузка на судей значительно превышает среднереспубликанскую и среднюю нагрузку по России, нельзя, поскольку такое решение будет противоречить части 4 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Провести перераспределение оставшихся 24 судебных участков также нет возможности, поскольку на всех этих судебных участках нагрузка на мировых судей значительна, превышает среднереспубликанскую, а по отдельным категориям дел в несколько раз превышает среднюю нагрузку по России.
Кроме того, многие из этих участков образованы из расчета один судебный участок на административно-территориальное образование или на территориях с численностью населения близкой к 30 тысячам человек, что также не позволяет делать какое-либо перераспределение судебных участков (приложение 1).
Таким образом, несмотря на то, что согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", судебные участки создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации, в Республике Марий Эл нет возможности провести перераспределение судебных участков с целью снижения нагрузки на конкретных участках.
Республика Марий Эл как субъект Российской Федерации готова понести расходы на обеспечение деятельности шести дополнительно вводимых должностей мировых судей.
Исходя из финансово-экономического обоснования представленного проекта дополнительные расходы на содержание предполагаемого числа мировых судей в год за счет средств федерального бюджета составят 1 277 794,13 рублей (один миллион двести семьдесят семь тысяч семьсот девяносто четыре рубля 13 копеек).
Финансирование расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", в Республике Марий Эл в текущем году предлагается осуществлять за счет федерального бюджета в пределах средств, выделенных на содержание мировых судей в 2004 году.
Председатель Государственного Собрания |
Ю. Минаков |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
1. Дополнительная численность мировых судей 6
2. Среднегодовая заработная плата, рублей 1101849,84
(15303,47 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
2.1. Должностной оклад,рублей 369334,80
(5129,65 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
2.2. Надбавки:
за выслугу лет, руб. 184667,76
(2564,83 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
за квалификационный класс, рублей 73866,96
(1025,93 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
за особые условия труда (50%), рублей 184667,76
(2564,83 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
за сложность и напряженность, рублей 30777,84
(427,47 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
2.3.Премия по результатам работы, рублей 184667,76
(2564,83 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
2.4. Материальная помощь 73866,96
(1025,93 руб.х 6 ед. х 12 мес.)
3. Начисления на заработную плату, рублей (единый 85944,29
социальный налог)
4. Социальные выплаты на санаторно-курортное лечение, 90000,00
рублей
(15000 x 6 ед.)
Исходя из финансово-экономического обоснования представленного проекта дополнительные расходы на содержание предлагаемого числа мировых судей в год за счет средств федерального бюджета составляют 1277794,13 рубля.
Председатель Государственного Собрания |
Ю. Минаков |
Перечень актов федерального
законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель Государственного Собрания |
Ю. Минаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.