Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Правоприменительная практика организации и осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Смоленской области
1. Подготовка ежегодных планов проверок их направления в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры
Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора государственными лесными инспекторами проводятся в форме плановых и (или) внеплановых проверок.
Плановые проверки проводятся на основании и в соответствии с утверждаемыми Департаментами на очередной год ежегодными планами проведения плановых проверок (далее - Планы проверок).
Планы проверок разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями статьи 9 Закона N 294-ФЗ и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.
В 2020 году в Планы проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства не включались и плановые проверки в отношении указанных лиц не проводились.
В соответствии с требованиями статьи 7.2 Закона N 294-ФЗ Планы проверок, на 2020 год размещались до 31.12.2019 на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" (ссылка: https://les.admin-smolensk.ru/novyj-razdel/plany-proverok/).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 7.2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ
В 2020 году было запланировано проведение 11 плановых проверок в отношении юридических лиц.
В соответствии с планом проверок на 2020 год, согласованный с органами прокуратуры, в 2020 году проведено 1 плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (- 50% по сравнению с АГТПГ, в 2019 году - 2 проверки).
В соответствии с требованиями Постановления Правительства от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля и о внесении изменений в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" из плана проверок исключено 10 плановых проверок.
В 2020 году проведено 3 внеплановых проверок (- 25% по сравнению с АГТПГ, 2019 года - 4), из них:
3 проверок проведено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований);
Срок проведения каждой из проверок (плановой, внеплановой), не превышал двадцать рабочих дней.
Плановая проверка проводилась в месяц, указанный в Плане проверок.
В соответствии с Административным регламентом исполнения органами государственной власти субъектов Российской федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2012 N 171, внеплановая проверка исполнению ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) проводилась в течение 15 рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения, установленного предписанием.
Нарушений сроков, установленных требованиями Закона N 294-ФЗ при проведении проверок (плановых, внеплановых) в 2020 году не допущено.
В соответствии с частью 11 статьи 9 и часть 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ плановые и внеплановые проверки работниками Департамента проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок.
Выбор формы проведения каждой конкретной проверки обусловлен ее целями и задачами, а также основанием проведения внеплановой проверки, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям.
В 2020 году плановые проверки проводились работниками Департамента, в форме выездных проверок.
2. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверок, полнота и качество исполнения государственной функции
Должностными лицами Департамента при организации и проведении плановых и внеплановых проверок в 2020 году в обязательном порядке обеспечивалось соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В 2020 году в деятельности Департамента проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, отсутствуют.
Грубые нарушений при организации и проведении проверок (плановых, внеплановых), установленных частью 2 статьи 20 Законом N 294-ФЗ, влекущих отмену результатов проверки, государственными лесными инспекторами в 2020 году не допущено. Заявление об обжаловании действий (бездействия) Департамента либо его должностных лиц в 2020 году в Департамент не поступали.
Результаты проверок государственными лесными инспекторами оформлялись в соответствии с требованиями, установленными статьей 16 Закона N 294-ФЗ.
3. Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам
В 2020 году должностными лицами Департамента по результатам проведенных проверок в безусловном порядке составлялся акт в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения. Один из экземпляров акта проверки с копиями приложений вручался руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении.
Случаи отказа представителей проверяемой организации в ознакомлении с актом проверки в 2020 году отсутствуют.
При наличии у проверяемого лица журнала учета проверок, оформленного в установленной форме, должностными лицами Департамента осуществлялась запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
При выявлении нарушений обязательных требований в ходе проверки, должностными лицами, проводившими проверку, готовились предписания об устранении нарушений и вручались руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении.
Всего в 2020 году должностными лицами Департамента выдано 3 (-40% по сравнению с АГТПГ, 2019 год - 5) предписаний об устранении нарушений обязательных требований.
4. Организация и проведение иных мероприятии по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Государственными лесными инспекторами проводятся следующие мероприятия по контролю в лесах:
- патрулирование лесов;
- плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков.
Указанные мероприятия по контролю в лесах проводятся без взаимодействия
с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Кратность патрулирования лесов увеличивается в период пожароопасного сезона с учетом классификации природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
Плановые (рейдовые) осмотры лесных участков проводятся государственными лесными инспекторами в соответствии со статьей 13.2 Закона N 294-ФЗ. Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утверждены приказом Минприроды России от 31.08.2015 N 373.
В целом государственными лесными инспекторами обеспечена единообразная практика организации и проведения мероприятий по контролю в лесах.
В 2020 году государственными лесными инспекторами проведено 9036 мероприятий по контролю в лесах (+1,5% по сравнению с АГТПГ, 2019 год - 8903), в ходе которых выявлено 721 нарушений требований лесного законодательства, в том числе 61 факт незаконных рубок лесных насаждений (АППГ - 62), общим объемом 4010,29 м. куб (-2% по сравнению с АГТПГ, 2019 год - 4103 м. куб). Ущерб, причиненный лесам, составил 50,872 млн. рублей (-16,8% по сравнению с АГТПГ, 2019 год - 61,173 млн. руб.). Сумма возмещенного ущерба, причиненного лесам увеличилась на 21% (2020 года - 5,261 млн. руб., АППГ - 4,334 млн. руб.).
5. Работа с обращениями граждан и организаций, информацией от органов власти, средств массовой информации, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям
Рассмотрение обращений (заявлений) граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о нарушениях обязательных требований, совершенных в лесах, осуществляется в том числе с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Работниками Департамента поступившие обращения рассматривались в том числе с учетом требований, установленных частью 3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, а также с учетом результатов рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений.
Также работниками Департамента при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, работниками Департамента проводилась предварительная проверка поступившей информации.
Основная часть обращений, поступивших в Департамент, содержала информацию о незаконных рубках лесных насаждений, самовольном использовании лесных участков или нарушении права собственности Российской Федерации на лесные участки.
6. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной и уголовной ответственности за нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах
В целях привлечения лиц, совершивших, нарушения обязательных требований, уполномоченными должностными лицами возбуждаются и рассматриваются дела об административных правонарушениях.
Кроме того, рассматриваются дела об административных правонарушениях, возбужденные иными органами (в большинстве случаев это дела, возбужденные прокурорами).
За истекший отчетный период 2020 года возбуждено 660 дел об административных правонарушениях, 4 дела об административных правонарушениях поступили из органов прокуратуры и УМВД России по Смоленской области. Всего рассмотрено 575 дел об административных правонарушениях.
Основное количество дел об административных правонарушения, возбуждены государственными лесными инспекторами по результатам проведенных ими рейдов (патрулирований).
Всего привлечено к административной ответственности 575 лиц, из них 55 лиц - гражданина (10%), 397 лиц - должностные лица (69%), 123 лица - юридические лица (21%).
Всего наложено административных штрафов на сумму 3,3 млн руб., из них взыскано в отчетном периоде 3,149 млн руб., или 95% от общей суммы наложенных штрафов.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях применяются положения:
статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) о назначении административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ;
статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение).
В целях профилактики нарушений обязательных требований в порядке статьи 29.13 КоАП РФ уполномоченные лица вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Департаментом при рассмотрении дел об административных правонарушениях в случае установления причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам внесено 520 представлений по устранению указанных причин и условий.
Материалы дел по выявленным фактам незаконных рубок лесных насаждений направлены в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
Координация межведомственного взаимодействия правоохранительных, контролирующих и иных уполномоченных органов по противодействию незаконным рубкам осуществляется Комиссией по предотвращению незаконных рубок на территории Смоленской области, а также постоянной межведомственной рабочей группой по декриминализации лесопромышленного комплекса при прокуратуре Смоленской области.
Также, в целях пресечения нарушений законодательства при транспортировке древесины государственными лесными инспекторами проводятся постоянные совместных мероприятий по контролю (патрулирования) в целях предотвращения незаконной заготовки древесины и контроля за оборотом древесины с сотрудниками ГИБДД УМВД по Смоленской области, Таможни Смоленской области, Пограничного управления службы ФСБ России по Смоленской области, УМВД России по Смоленской области и ФСБ России по Смоленской области. В 2020 году:
проверено более 720 машин, транспортирующих древесину;
выявлено 55 фактов транспортировки древесины без сопроводительного документа или с сопроводительным документом заполненным с нарушением установленных требований, по данным фактам возбуждено 55 дел об административных правонарушениях по части 5 статьи 8.28.1. КоАП РФ, к административной ответственности привлечено 36 лиц, в том числе 30 - должностных и 6 юридических лица, на виновных лиц наложены административные штрафы на сумму 1540 тыс. рублей;
выявлены факты непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной, допущенные 11 юридическими лицами совершившими сделки с древесиной в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации (нарушения ч. 1 ст. 8.28.1 КоАП РФ). Информация о выявленных нарушениях направлена в Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу для принятия мер в рамках компетенции.
Одними из основных нарушений в данной категории дел являются:
- транспортировка древесины без сопроводительных документов;
- информация о грузополучателе древесины отсутствие или указана с нарушением установленных требований;
- отсутствие или неправильное указание перевозчика древесины в сопроводительном документе на транспортировку древесины;
- информация о месте нахождения пункта отправления древесины указана с нарушением установленных требований (указывается только наименование субъекта Российской Федерации, без указания деляны, квартала, участкового лесничества);
- информация о месте нахождения пункта назначения указана с нарушением установленных требований (без указания конкретного адреса);
- опечатки и исправления в сопроводительном документе;
- породный состав древесины указанный в сопроводительном документе не соответствует породному составу указанному в сделке согласно информации Лес ЕГАИС;
- транспортировка древесины без внесения сделки в систему Лес ЕГАИС.
Подробное описание по заполнению каждого пункта сопроводительного
документа на транспортировку древесины содержится в Правилах заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 N 571.
7. Организация регистрации и учета проверок, в том числе при использовании Федеральной государственной информационной системой "Единый реестр проверок"
Информация о плановых и внеплановых проверках органов местного самоуправления и юридических лиц, проводимых в соответствии с требованиями федеральных законов от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2020 году, вносилась в Федеральную государственную информационную систему "Единый реестр проверок" в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.
Всего в 2020 году в ФГИС "Единый реестр проверок" внесена информация о проведении 4 проверок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.