Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Информация о мероприятиях, проведенных Комитетом
В 2020 году Комитет провел 51 заседание (в очном, дистанционном и смешанном форматах), 43 из которых проведены в расширенном формате, в том числе 5 заседаний - выездные. Всего на заседаниях Комитета рассмотрено 267 вопросов. В ходе заседаний поднимались наиболее актуальные вопросы экологического развития отдельных муниципальных образований Московской области и региона в целом. Члены Экспертного совета при Московской областной Думе приняли участие в 39 заседаниях Комитета и в 5 мероприятиях Комитета.
Депутаты Московской областной Думы - члены Комитета в течение 2020 года продолжили работу в рамках деятельности рабочих групп по вопросам, вызвавшим наибольший общественный резонанс. Особое внимание уделено вопросам подготовки к проведению на территории Московской области эксперимента по централизованному обращению с медицинскими отходами и вопросам обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами.
С момента создания рабочих групп состоялось 76 заседаний. В состав рабочих групп вошли представители исполнительных органов государственной власти Московской области, администрации муниципальных образований Московской области, экспертное сообщество, инициативные группы граждан. Мероприятия проходили как в стенах Московской областной Думы, так и в режиме видеоконференций.
Количество мероприятий, проведенных Комитетом в 2020 году
N |
Мероприятия |
2020 год |
2019 год |
|
Проведено по плану |
Проведено всего |
Проведено всего |
||
1 |
Круглые столы |
4 |
6 |
3 |
2 |
Открытая трибуна |
- |
- |
1 |
3 |
Семинары |
- |
- |
- |
4 |
Конференции |
- |
- |
- |
5 |
Форумы |
- |
- |
1 |
6 |
Парламентские слушания |
- |
- |
- |
7 |
Иные мероприятия (парламентские уроки, конкурсы, субботники, велофлешмоб, акции, экоуроки и т. д.) |
- |
17 |
13 |
8 |
"Час Правительства Московской области" |
2 |
2 |
1 |
9 |
"Час территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" |
2 |
2 |
4 |
10 |
Заседания рабочих групп |
25 |
25 |
5 |
|
Всего |
33 |
52 |
28 |
Наряду с рассмотрением законопроектов, Комитет совместно с профильными министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, общественными движениями и инициативными группами граждан уделял большое внимание изучению вопросов организации системы обращения с отходами Московской области, особенно в период самоизоляции граждан, вопросам создания централизованной системы обращения с медицинскими отходами, вопросам недропользования, а также созданию сети экологического мониторинга.
В рамках выполнения поручений Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. и Губернатора Московской области Воробьева А.Ю. Комитетом проведены два круглых стола, семь расширенных заседаний и три выездных заседания. Основными вопросами, рассмотренными в ходе мероприятий, стали:
соблюдение требований природоохранного законодательства при осуществлении недропользования на территории Одинцовского городского округа;
возможность реабилитации реки Оки при попутной добыче песка в русле и прирусловых месторождениях;
создание на территории Московской области централизованной системы обращения с медицинскими отходами;
экологическая реабилитация водных объектов Московской области, в том числе реки Скалбы;
обращение с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами;
соблюдение требований законодательства в сфере недропользования на территории Рузского городского округа;
меры государственной поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019);
организация работы по выявлению, учету и устранению несанкционированных свалок, расположенных в Московской области;
соблюдение требований законодательства при обращении с отходами на территории городских округов Долгопрудный, Домодедово;
эффективность мероприятий по организации выявления, актирования и ликвидации несанкционированных навалов твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов;
мониторинг реализации региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017 - 2026 годы на примере городских округов Истра, Наро-Фоминский и Рузский;
реализация федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология".
На заседаниях с широким привлечением органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, общественности, инициативных групп граждан рассмотрены вопросы построения современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, рекультивации полигонов ТКО, недропользования, реализации национального проекта "Экология".
Жители смогли получить ответы на вопросы, касающиеся как дальнейшей судьбы закрытых полигонов, так и улучшения условий проживания в близлежащих населенных пунктах. Принято решение взять в 2021 году на контроль сроки заключения контрактов и продолжить мониторинг рекультивации объектов.
В 2020 году завершены работы по рекультивации следующих полигонов ТКО: "Дубна Правобережная", "Княжьи горы", "Аннино", "Кулаковский", "Долгопрудный". Таким образом, с 2018 года в Московской области рекультивировано десять полигонов ТКО.
Основными мероприятиями, проведенными Комитетом в 2020 году, являются следующие:
1. По поручению Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю. Комитетом проведено выездное расширенное заседание на тему "Соблюдение требований законодательства при разработке карьера вблизи деревни Михайловское Рузского городского округа".
По итогам выездного заседания Комитета ООО "СтройПаркХоз" предложено:
производить загрузку сыпучих общераспространенных полезных ископаемых исключительно в автомашины, оборудованные тент-укрытием кузова;
проработать вопрос о возможности организации въезда - выезда грузового автотранспорта из карьера Михайловское на трассу А-108, минуя участок автодороги МБК-Михайловское;
проработать вопрос по уменьшению уровня шумового воздействия на жилую застройку деревни Михайловское на земельном участке с кадастровым номером 50:19:0030414:316 путем обвалования соответствующего земельного участка.
2. Расширенное заседание Комитета с участием представителей Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу и Министерства экологии и природопользования Московской области на тему "Об условиях застройки площадей залегания полезных ископаемых".
В рамках заседания обсуждались порядок и условия получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки (далее - заключение).
Для строительства объектов капитального строительства на земельном участке, расположенном за границами населенного пункта в Московской области, необходимо получить заключение в Департаменте по недропользованию по Центральному федеральному округу (далее - Департамент).
В 2019 году в Департамент подано 5 023 заявления для предоставления государственной услуги по выдаче заключения. По результатам рассмотрения заявлений: выдано заключений - 2 823 (из них 108 заключений, по которым установлено наличие месторождений полезных ископаемых); предоставление услуги не требуется в связи с нахождением объекта в границах населенного пункта - 1 992; отказано в предоставлении государственной услуги - 208.
В 2020 году в Департамент подано более 2 000 заявлений для предоставления государственной услуги по выдаче заключения. По результатам рассмотрения заявлений: выдано заключений - 1 319; предоставление услуги не требуется в связи с нахождением объекта в границах населенного пункта - 192; отказано в предоставлении государственной услуги - 676.
Основные трудности, возникающие у заявителей при обращении в Департамент, - подготовка топографического плана участка предстоящей застройки и прилегающей к ней территории (далее - топоплан) с указанием внешних контуров участка и географических координат его угловых точек, являющегося документом, необходимым для предоставления государственной услуги.
По результатам заседания Комитетом подготовлены и размещены на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" разъяснения по вопросу получения заключения в Департаменте об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и видеоинструкция для самостоятельной подготовки топографического плана участка предстоящей застройки без применения специализированных приложений. Данная видеоинструкция также размещена на сайте "Союза дачников Подмосковья".
3. На заседаниях Комитета неоднократно обсуждался вопрос организации централизованной системы обращения с медицинскими отходами в Московской области.
Работа по данному вопросу ведется по нескольким направлениям.
Разработан проект дорожной карты по проведению эксперимента.
В рамках подготовки к проведению эксперимента выбраны три лечебных учреждения, в которых проводится мониторинг объемов образуемых медицинских отходов и исследуется их морфология:
ГБУЗ "Щёлковская областная больница" (городской округ Щёлково);
ГБУЗ "Московский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (городской округ Мытищи);
ГБУЗ "Коломенская центральная районная больница" (Городской округ Коломна Московской области).
12 августа 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации официально внесен проект федерального закона N 1006365-7 "О проведении эксперимента по организации и осуществлению централизованного обращения с медицинскими и биологическими отходами в Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При работе над проектом федерального закона принято решение об исключении возможности отнесения отходов класса "А" к твердым коммунальным отходам. Кроме того, исключена возможность увеличения размера платы за жилищно-коммунальные услуги для физических лиц в связи с реализацией положений, предусмотренных проектом федерального закона.
Вместе с тем принято решение предусмотреть специально оборудованные места (в государственных аптеках и медицинских учреждениях) для обеспечения сбора медицинских отходов от физических лиц.
Также из проекта федерального закона исключены положения об обращении с биологическими отходами и о лицензировании деятельности по обращению с медицинскими отходами.
Исключение из проекта федерального закона положений по обращению с биологическими отходами обусловлено принятием Министерством сельского хозяйства Российской Федерации приказа от 26.10.2020 N 626 "Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов", который вступил в силу с 1 января 2021 года.
Исключение из проекта федерального закона положений обязательного требования о лицензировании деятельности по обращению с медицинскими отходами связано с дополнительными расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от реализации данного требования, описание которых не нашло своего отражения в пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании проекта федерального закона.
Депутаты Московской областной Думы - члены Комитета принимают участие в еженедельных совещаниях рабочей группы по подготовке к проведению на территории Московской области эксперимента по централизованному обращению с медицинскими отходами.
В целях контроля за подготовкой к проведению эксперимента на территории Московской области принято решение провести очередное заседание Комитета по данному вопросу в I квартале 2021 года.
4. Расширенное заседание Комитета на тему "Мероприятия в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Москвы и Правительством Московской области в сфере охраны окружающей среды на территории города Москвы и территории Московской области".
Особенности обращения с отходами в Московской области связаны с территориальным расположением региона вокруг города Москвы, на территории которого захоронение отходов запрещено.
Большая часть отходов, образуемых в городе Москве, размещается на территории Московской области. Для развития производственных мощностей по обращению с отходами, а также в целях ликвидации объектов накопленного экологического вреда в рамках Соглашения предусмотрено выделение денежных средств из бюджета города Москвы бюджету Московской области.
Одними из основных направлений сотрудничества в рамках заключенного Соглашения являются формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания жителей.
Для повышения уровня экологической культуры требуется повсеместное просвещение и экологическое образование населения в таком вопросе, как раздельный сбор отходов. Наличие мусоропроводов в многоквартирных жилых домах (далее - МКД) лишает возможности планировать повсеместный раздельный сбор отходов. Главный и неоспоримый плюс мусоропроводов как элемента общедомового имущества - экономия времени жильцов. Такая позиция поддерживается жителями, которые не желают выносить мусор на улицу, особенно в зимнее время. Решение о закрытии мусороприемных поэтажных камер возможно только на основании решения общего собрания собственников помещений МКД, при этом данное решение на общем собрании должно приниматься в отношении мусороприемных камер всех подъездов.
В Московской области около 12,5 тыс. домов оборудованы мусоропроводами. Далеко не все из них содержатся в надлежащем состоянии. Участники заседания отметили необходимость введения мер экономического стимулирования раздельного сбора отходов для жителей Московской области, которые добровольно готовы отказаться от мусоропроводов в МКД и сортировать мусор.
По итогам расширенного заседания Комитету поручено подготовить и внести на рассмотрение Московской областной Думы проект постановления "Об обращении Московской областной Думы к Губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву" с предложением о введении понижающего коэффициента к оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО для жителей МКД, в которых общим собранием жильцов принято решение об отказе от мусоропроводов.
5. Расширенное заседание Комитета по экологии и природопользованию на тему "О реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" на примере Городского округа Подольск".
В рамках реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" в 2020 году выполнено два мероприятия по строительству коллектора и реконструкции очистных сооружений в Городском округе Подольск на общую сумму 1 471 196,25 тыс. рублей.
В рамках этих мероприятий проложены две нитки трубопроводов диаметром 315 мм, при этом общая протяженность трассы "климовского" коллектора составила более 5,5 км, а суммарная длина трубопроводов - более 11 км. Также произведена реконструкция канализационно-насосной станции (далее - КНС) в Климовске, на которую поступали стоки из юго-западной части мкр. Гривно, ликвидированы ветхие очистные сооружения мкр. Климовск.
Кроме мероприятий, выполненных в Городском округе Подольск, в 2021 - 2023 годах запланировано строительство (реконструкция) трех очистных сооружений в городских округах Щёлково, Шатура, Лыткарино. Общий объем финансирования в 2021 - 2023 годах составит 5 922 711,53 тыс. рублей.
В 2021 - 2023 годах запланировано финансирование мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту, приобретению, монтажу и вводу в эксплуатацию 19 очистных сооружений на территории муниципальных образований Московской области. Общий объем финансирования этих мероприятий в 2021 - 2023 годах составит 1 884 955,28 тыс. рублей.
В рамках подпрограммы II "Системы водоотведения" государственной программы Московской области "Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности" на 2018 - 2024 годы" в 2021 - 2023 годах запланированы работы по строительству (реконструкции), капитальному ремонту семи КНС и тринадцати коллекторов на территориях следующих городских округов: Коломна, Воскресенск, Серпухов, Лосино-Петровский, Павловский-Посад, Шатура, Кашира, Истра, Мытищи, Рузский, Химки. Общий объем финансирования этих мероприятий в 2021 - 2023 годах составляет 3 803 854,96 тыс. рублей.
Мониторинг реализации федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология" на территории Московской области будет продолжен Комитетом по экологии и природопользованию в 2021 году.
6. Расширенное заседание Комитета на тему "Мониторинг реализации мероприятий подпрограммы V "Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017 - 2026 годы на примере городских округов Истра, Наро-Фоминский и Рузский".
В мероприятии приняли участие представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований городских округов Истра, Наро-Фоминский и Рузский, экспертного сообщества.
В рамках реализации федеральных проектов "Чистая страна" и "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" на территории Московской области осуществляется рекультивация полигонов ТКО и строительство КПО.
Ликвидация десяти наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда позволило в полном объеме достигнуть целевые показатели федерального проекта "Чистая страна" на 2020 год. Так, по состоянию на 29.12.2020 завершены работы по рекультивации полигонов ТКО:
"Каширский" в городском округе Кашира;
"Быково" в городском округе Павловский Посад;
"Электросталь" в городском округе Электросталь;
"Кучино" в Городском округе Балашиха;
"Дубна Левобережная" в городском округе Дубна;
"Дубна Правобережная" в городском округе Дубна;
"Долгопрудный" в городском округе Долгопрудный;
"Аннино" в Рузском городском округе;
"Кулаковский" в городском округе Чехов;
"Княжьи горы" в городском округе Шаховская.
Продолжаются работы по рекультивации следующих полигонов ТКО: "Царево" (Городской округ Пушкинский Московской области), "Вальцово" (городской округ Ступино), "Слизнево" (Наро-Фоминский городской округ), которые завершатся в 2021 году.
Кроме того, осенью 2020 года заключены муниципальные контракты и начались работы по рекультивации полигонов ТКО "Съяново" (городской округ Серпухов), "Часцы" (Одинцовский городской округ), "Каурцево" (Наро-Фоминский городской округ) и "Парфеново" (Сергиево-Посадский городской округ). Плановые сроки завершения работ - 2022 год. Начало реализации новых объектов в 2021 году не предусмотрено ввиду проведения работ по разработке проектной документации в 2020 - 2021 годах и отсутствия дополнительных средств в федеральном и областном бюджетах.
Также в 2022 году запланировано начало работ по рекультивации следующих полигонов ТКО: "Лесная" (городской округ Серпухов), "Левобережный" (городской округ Химки), "Ядрово" (Волоколамский городской округ), "Егорьевский" (городской округ Егорьевск), "Воловичи" (городской округ Коломна Московской области), свалки ТКО вблизи деревни Поварово (городской округ Солнечногорск) со сроком завершения мероприятий в 2023 - 2024 годах.
Вместе с тем в рамках проводимых мероприятий федерального проекта "Чистая страна" планируется осуществить разработку и утверждение в установленном порядке проектной документации по ликвидации, в том числе рекультивации объектов, расположенных на территории Московской области.
Так, в 2021 году запланирована реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации по рекультивации полигонов ТКО "Ядрово" (Волоколамский городской округ) и "Лесная" (городской округ Серпухов).
Кроме того, за счет средств бюджета городского округа Истра в 2021 году планируется разработка новой проектной документации на проведение работ по рекультивации полигона ТКО "Павловское", закрытого в 2015 году.
В 2021 году Комитетом будет продолжена работа по мониторингу работ по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.
7. Круглый стол на тему "О возможности реабилитации реки Оки при попутной добыче песка из русловых месторождений".
Круглый стол проведен в соответствии с поручением Председателя Московской областной Думы Брынцалова И.Ю.
В мероприятии приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители Министерства экологии и природопользования Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, представители филиала "Каширская ГРЭС" АО "Интер РАО-Электрогенерация", МГУ им. М.В. Ломоносова.
В ходе круглого стола участники рассмотрели и обсудили научно-исследовательскую работу географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова на тему "Определение экологически допустимых параметров русловой добычи общераспространенных полезных ископаемых в целях разработки единой схемы планирования добычных работ в русле реки Оки на территории Московской области".
По результатам анализа поступивших предложений и замечаний от заинтересованных органов, организаций, учитывая отрицательную позицию по данному вопросу ПАО "Интер РАО ЕЭС", Министерства энергетики Московской области, администраций городских округов Луховицы и Озёры, возобновление добычи песчано-гравийной смеси в русле реки Оки признано нецелесообразным.
8. Круглый стол на тему "Мониторинг состояния окружающей среды на территории Московской области в условиях глобального изменения климата".
В мероприятии приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Управления Роспотребнадзора по Московской области, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Министерства экологии и природопользования Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ГПБУ "Мосэкомониторинг", ГКУ Московской области "Мособлэкомониторинг".
Основная задача мероприятия - обсуждение эффективности мероприятий по контролю за состоянием атмосферного воздуха и сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Московской области, этапов выполнения мероприятий по борьбе с лесными пожарами, запланированных на 2020 год в рамках реализации государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017 - 2026 годы (подпрограмма "Развитие лесного хозяйства в Московской области"), а также современных методов и возможных средств улучшения качества атмосферного воздуха в условиях глобального изменения климата.
По итогам круглого стола принято решение рекомендовать Министерству экологии и природопользования Московской области в качестве эксперимента применить систему сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий (их частей) городского округа Люберцы и Городского округа Балашиха с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды.
9. Круглый стол на тему "Эффективность мероприятий по организации выявления, актирования и ликвидации несанкционированных навалов твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории Московской области".
В мероприятии приняли участие депутаты Московской областной Думы, представители Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, экспертного сообщества и средств массовой информации.
Основные задачи круглого стола - обсуждение вопросов, связанных с эффективностью мер, принимаемых центральными исполнительными органами государственной власти Московской области с целью выявления, актирования и ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, на территории Московской области, выработка путей повышения эффективности разработанных центральными исполнительными органами государственной власти Московской области мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда окружающей среде.
По итогам круглого стола приняты следующие решения:
продолжить работу по мониторингу ситуации в области обращения с отходами;
Комитету совместно с Министерством экологии и природопользования Московской области проработать вопрос о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за несанкционированное размещение отходов в местах, не предназначенных для накопления отходов.
Данную работу Комитет продолжит в 2021 году.
По предложению Комитета организовано и проведено два "Часа Правительства Московской области" с выступлением заместителя Председателя Правительства Московской области - министра экологии и природопользования Московской области Куракина Д.А. на тему "Рекультивация полигонов твердых коммунальных отходов в Московской области. Задачи на перспективу", а также министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Велиховского А.А. на тему "Об организации деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории Московской области, в том числе в период режима повышенной готовности".
Комитетом инициировано проведение двух выступлений руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти:
Савицкого М.Ф. - начальника Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу с информацией о деятельности Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу.
Афанасьевой Н.Н. - руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям о деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.