Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Краткий анализ состояния законодательства Московской области по направлению деятельности Комитета за отчетный период
В Московской области фактически сформировано законодательство в сферах, относящихся к ведению Комитета. Оно имеет комплексный характер, оказывает положительное влияние на состояние инвестиционного климата, предпринимательской деятельности, показатели социально-экономического развития. Не смотря на введенные ограничения хозяйственной деятельности, с которыми пришлось столкнуться предпринимателям в 2020 году, в Московской области сохранилась положительная динамика по таким показателям социально-экономического развития, как "индекс промышленного производства", "среднемесячная начисленная заработная плата". Объем инвестиций в основной капитал за январь-сентябрь 2020 года составил 580 млрд. рублей.
Принятые в 2020 году законы Московской области, регулирующие отношения в сферах, относящихся к ведению Комитета, в первую очередь направлены на решение задач, связанных с достижением целевых показателей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы", обеспечением реализации Послания Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному Собранию Российской Федерации от 15.01.2020 в части создания условий для запуска нового инвестиционного цикла, поддержки деловых инициатив малого и среднего бизнеса.
В 2020 году в целях совершенствования регулирования отношений в сферах, относящихся к ведению Комитета, приняты следующие законы Московской области:
N 65/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике);
N 92/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области);
N 107/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О стратегическом планировании социально-экономического развития Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области);
N 163/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области);
N 205/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области);
N 209/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике);
N 212/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" (субъект права законодательной инициативы - Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике);
N 233/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике);
N 234/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области);
N 261/2020-ОЗ "Об утверждении заключения соглашений между Московской областью и муниципальными образованиями Московской области об осуществлении Комитетом по конкурентной политике Московской области полномочий уполномоченного органа муниципального образования Московской области на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области);
N 276/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области);
N 299/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике).
Закон Московской области N 65/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (далее - Закон Московской области N 65/2020-ОЗ) ввел в законодательство Московской области понятие "социальное предпринимательство".
Социальное предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующую решению социальных проблем граждан и общества по обеспечению занятости уязвимых групп граждан (инвалидов, пенсионеров, вынужденных переселенцев и т. д.), оказанию социальных услуг (бытовых, медицинских, педагогических, услуг по трудовой адаптации и т. д.). Законом Московской области N 65/2020-ОЗ установлено, что в Московской области, помимо видов деятельности, осуществление которых является основанием для признания субъекта предпринимательской деятельности социальным предприятием в соответствии с федеральным законодательством, социальные предприятия также могут осуществлять такие виды деятельности, как образование дополнительное детей и взрослых, предоставление услуг по дневному уходу за детьми, производство изделий народно-художественных промыслов.
Правительство Московской области наделено правом определять дополнительные, по отношению к перечисленным в пункте 1 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", категории граждан, трудоустройство которых является основанием для признания субъекта малого и среднего предпринимательства социальным предприятием.
Правительство Московской области наделено также правом устанавливать перечень документов, необходимых для признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями по дополнительным видам деятельности, указанным в Законе Московской области N 65/2020-ОЗ, а также по дополнительным категориям граждан.
Законом Московской области N 92/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" уточнены показатели, используемые органами государственной власти Московской области для оценки степени достижения целей поддержки субъектов предпринимательской деятельности, определенных Законом Московской области N 95/2010-ОЗ "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" (далее - Закон Московской области N 95/2010-ОЗ). Установлено, что при анализе состояния малого и среднего предпринимательства, помимо показателей, непосредственно перечисленных в Законе Московской области N 95/2010-ОЗ, используются также показатели, установленные паспортом национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и региональными проектами, направленными на достижение его целей.
Законом Московской области N 107/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О стратегическом планировании социально-экономического развития в Московской области" изменены сроки предоставления в Московскую областную Думу ежегодных отчетов о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Московской области с 1 июня на 1 октября года, следующего за отчетным. Изменение сроков обусловлено необходимостью предоставления объективной информации о достигнутом уровне целевых показателей стратегии социально-экономического развития Московской области, основанной на данных статистических наблюдений.
Законом Московской области N 163/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" в связи с изменением федерального законодательства признаны утратившими силу структурные единицы Закона Московской области N 95/2010-ОЗ, устанавливавшие полномочия Правительства Московской области по организации ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области - получателей государственной поддержки.
Начиная с 2020 года в России вместо ранее существовавших разрозненных региональных реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей государственной поддержки формируется Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки (далее - Единый реестр). Ведение Единого реестра осуществляется Федеральной налоговой службой России на основании информации, предоставляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Данные Единого реестра являются общедоступными и подлежат ежемесячному размещению на сайте Федеральной налоговой службы России. По состоянию на декабрь 2020 года в Едином реестре содержались сведения о 1 620 253 получателях поддержки.
Законом Московской области N 205/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области" уточнено, в каких случаях проводится обязательное общественное обсуждение закупок. В отдельную группу выделены объекты капитального строительства. Помимо случаев, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, установлено, что обязательное общественное обсуждение закупок проводится при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей от одного млрд. рублей включительно и до двух млрд. рублей включительно.
Закон Московской области N 209/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" направлен на развитие национальной гарантийной системы. Гарантийная поддержка выделена в отдельный вид поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; установлено, что оказание гарантийной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Московской области, осуществляется гарантийными организациями, являющимися участниками национальной гарантийной системы.
Создание национальной гарантийной системы обеспечивает надежность, устойчивость, сохранение целевого назначения государственных ассигнований, выделяемых на гарантийную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, и, соответственно, на повышение эффективности указанной меры поддержки предпринимательской деятельности.
Закон Московской области N 212/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности" разработан в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", установившего наименование государственной должности "сенатор Российской Федерации".
Закон Московской области N 233/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области" наделил Правительство Московской области правом:
утверждать порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (соглашений, по которым субъект Российской Федерации обязуется обеспечить организации, реализующей инвестиционный проект, неприменение в ее отношении актов соответствующих органов государственной власти, ухудшающих условия хозяйственной деятельности, которые будут изданы (приняты) после подписания соглашения), стороной которых будет Московская область;
утверждать порядок осуществления мониторинга этапов реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого будет Московская область;
утверждать формы декларации о реализации инвестиционного проекта;
подписывать от имени Московской области соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
утверждать порядок определения объема возмещения затрат, понесенных в целях создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
а также определять центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, которому могут передаваться все или часть перечисленных полномочий.
Законом Московской области N 234/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов" произведена актуализация ранее утвержденных нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области. Величина нормативов на 2021 год определена в соответствии с методиками, утвержденными Правительством Московской области, на основании анализа реальных расходов местных бюджетов на финансирование соответственных сфер, а также ожидаемого уровня инфляции. Увеличено общее количество нормативов стоимости предоставления муниципальных услуг с 61 (количество нормативов, установленных на 2020 год) до 80. Детализация нормативов стоимости бюджетных услуг позволит повысить качество бюджетного планирования, сделать процесс планирования прозрачным, а принимаемые решения экономически обоснованными.
Закон Московской области N 261/2020-ОЗ "Об утверждении заключения соглашений между Московской областью и муниципальными образованиями Московской области об осуществлении Комитетом по конкурентной политике Московской области полномочий уполномоченного органа муниципального образования Московской области на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования Московской области" (далее - Закон Московской области N 261/2020-ОЗ) принят в соответствии с полномочиями Московской областной Думы, установленными подпунктом "з" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Законом Московской области N 261/2020-ОЗ утверждено заключение соглашений между Московской областью и Одинцовским городским округом, Орехово-Зуевским городским округом, Пушкинским городским округом и городским округом Солнечногорск.
В соответствии с Законом Московской области N 276/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" признана утратившей силу структурная единица Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области", устанавливавшая полномочие Правительства Московской области по организации ведения реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области - получателей поддержки в связи с созданием Единого реестра и возложением обязанностей по его ведению на Федеральную налоговую службу.
Закон Московской области N 299/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" распространил меры поддержки, предусмотренные для субъектов малого и среднего предпринимательства, на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Установлено, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", вправе обратиться за оказанием поддержки, предусмотренной для субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовой, гарантийной, имущественной, информационной, консультационной), в органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия по поддержке указанных лиц подлежат включению в государственные программы (подпрограммы) Московской области, муниципальные программы (подпрограммы).
Условия и порядок оказания поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Московской области, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Московской области, муниципальных программ (подпрограмм).
В 2020 году также осуществлялась работа над проектами законов Московской области:
N 1776па "О внесении изменений в некоторые законы Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Комитет по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике). Указанный проект закона отозван Комитетом в связи с внесением в Московскую областную Думу альтернативного проекта закона, направленного на урегулирование соответствующих правоотношений;
N 1908па "О внесении изменений в Закон Московской области "О научно-технической политике органов государственной власти Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области). Указанный проект закона внесен в Московскую областную Думу 23.12.2020, проходит предварительное обсуждение;
N 1918па "Об утверждении заключения соглашений между Московской областью и муниципальными образованиями Московской области об осуществлении Комитетом по конкурентной политике Московской области полномочий уполномоченного органа муниципального образования Московской области на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков и муниципальных бюджетных учреждений муниципального образования Московской области" (субъект права законодательной инициативы - Губернатор Московской области). Указанный проект закона внесен в Московскую областную Думу 29.12.2020, проходит предварительное обсуждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.