Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Сокращение количества лицензируемых видов деятельности
Анализ законодательства, регулирующего лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации, а также практики его применения показал, что:
многие из видов деятельности попадают под процедуру лицензирования необоснованно, поскольку они наравне с лицензированием регулируются иными методами (государственный контроль и надзор, системы государственной регистрации, сертификации, аккредитации, обязательного страхования ответственности, иные методы государственной разрешительной политики);
существует необходимость получения хозяйствующим субъектом нескольких лицензий при осуществлении одного вида деятельности.
Проектом федерального закона предусмотрено упразднение 49 лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, подлежащие исключению из перечня лицензируемых, определены исходя из критериев избыточности лицензирования отдельных видов деятельности.
К критериям избыточности лицензирования отдельных видов деятельности относятся:
отсутствие очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации непосредственно при осуществлении хозяйствующим субъектом лицензируемого вида деятельности;
наличие необходимости получения хозяйствующим субъектом нескольких лицензий при осуществлении одного вида деятельности;
наличие рыночных механизмов, механизмов саморегулирования, обеспечивающих при осуществлении лицензируемого вида деятельности безопасность государства, а также безопасность продукции (товаров, работ и услуг) и процессов производства для неограниченного круга третьих лиц;
наличие иных методов государственного регулирования, обеспечивающих при осуществлении лицензируемого вида деятельности предотвращение нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации (в первую очередь существование специального государственного контроля (надзора) за лицензируемым видом деятельности);
отсутствие специфических для лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
Кроме того, проектом федерального закона предусмотрено уточнение наименований ряда лицензируемых видов деятельности.
В связи с отменой лицензирования деятельности арбитражных управляющих данный вид деятельности также предложен к исключению из статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2. Оптимизация системы лицензирования на территории Российской Федерации
2.1. Уточнение порядка определения полномочий по лицензированию, осуществляемых как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
В целях унификации подхода к осуществлению лицензирования на территории Российской Федерации проектом федерального закона исключена норма, в соответствии с которой федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий в области лицензирования. Предлагается предоставлять полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации исключительно решением Правительства Российской Федерации. При этом при передаче полномочий субъектам Российской Федерации у федеральных органов исполнительной власти сохраняются только правоустанавливающие функции по вопросам, отнесенным к их ведению (разработка положений о лицензировании, методическое руководство и т.д.)
2.2. Упрощение процедур получения и переоформления лицензии
В целях снижения временных затрат предпринимателей на прохождение процедуры лицензирования предусматривается сокращение максимального срока предоставления лицензии с 60 до 45 дней.
Уточнены основания и порядок получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии. Вводится норма, позволяющая лицензиату получать копию лицензии в лицензирующем органе.
Проектом федерального закона введена норма, в соответствии с которой основанием для прекращения действия лицензии является также письменное заявление лицензиата.
В проекте федерального закона предусмотрена норма, в соответствии с которой по отдельным лицензируемым видам деятельности может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности или наличия у соискателя лицензии международного сертификата, подтверждающего соответствие деятельности соискателя лицензии международным стандартам.
2.3. Обеспечение защиты прав хозяйствующих субъектов
В предыдущих редакциях Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" были определены обязанности и ответственность исключительно соискателя лицензии и лицензиата. Проектом федерального закона введены нормы об обязанности и ответственности лицензирующего органа за несоблюдение им законодательства о лицензировании и установленного единого порядка лицензирования.
В целях повышения обоснованности заключения лицензирующих органов, в случае отказа в выдаче лицензии, предусмотрена необходимость указания в уведомлении об отказе в предоставлении лицензии реквизитов акта проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Уточнен порядок осуществления лицензионного контроля лицензирующими органами. Определены виды проверок и основания для их проведения.
В проекте федерального закона уточнены положения, касающиеся приостановления действия лицензии. Введена норма, в соответствии с которой приостановление действия лицензии осуществляется судом в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. Лицензирующий орган вправе временно приостановить действие лицензии в порядке и на срок, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для временного запрета деятельности.
Возобновление действия лицензии осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для досрочного прекращения административного приостановления деятельности.
2.4. Повышение открытости и доступности информации лицензирующих органов для граждан и хозяйствующих субъектов
В целях обеспечения открытости информационной составляющей процедур лицензирования проектом федерального закона вводится норма о размещении открытой информации в области лицензирования (в том числе открытых сведений из реестра лицензий) в информационной сети общего пользования (Интернет) лицензирующих органов.
Проектом федерального закона определен порядок внесения изменений в реестры лицензий, ведущиеся лицензирующими органами.
Вводится норма о ведении сводных реестров лицензий по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
В случае принятия предлагаемого проекта федерального закона потребуется внесение изменений в законодательные, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования конкретных видов деятельности.
3. Порядок вступления в силу проекта федерального закона
Проект федерального закона вступает в силу с 1 января 2005 г., положения о приостановлении действия лицензии в судебном порядке вступают в силу после внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проект федерального закона предусматривает отмену лицензирования ряда видов деятельности с 1 января 2006 г. и после вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к соответствующим видам деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Пояснительная записка к проекту федерального закона N 85841-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.